| |
ПОМАНСКАЯ Е. Н. ____________ POMANSKAYA EkaterinaПоманская Екатерина Николаевна 1908-1964
Поманская Екатерина Николаевна (1908-1964). Живописец, член МОСХ.
Жила и работала в Москве в городке художников на Верхней Масловке.
|
Творчество:
Елка. 1960-е. |
Екатерина Поманская. Портрет работы И.Д. Дризе |
Е.Н. Поманская. Зоря Азгур. 1943 г. |
Фотографии
Херсонес (Российский). Л.Д. Муравин, Е.Л. Муравина (дочь), В. Оссовская, Е.Н. Поманская, ..?.
|
Статьи о художнике
Из воспоминаний Аси Лапидус о Е.Н. Поманской и Москве 60-х.
Небольшого роста, с вздернутым носиком и очень голубыми глазами, женственная в движениях, в голосе, и в том особом милом, беспомощном выражении, которое дается некоторым девочкам от рождения и которое не имеет ничего общего со свойствами характера и жизненным опытом. С сыном Алешей они жили очень дружно – сначала в деревянном скрипучем доме на Масловке, а потом переехали в крошечную квартирку – как сейчас помню, с сидячей ванной, где-то там же – на той же Масловке.
Как-то в наш первый университетский год – это еще было в деревянной квартире – мы целой оравой встречали у Алеши рождество. Все, как полагается – с елкой и настоящими свечками, потрескивающими на ветках. Екатерина Николаевна запекла в пирог монетку, на счастье, но монетка попалась двоим – кто обманул, и кому из двоих в действительности досталась монетка, и досталась ли – никто так и не узнал, и в этом было предчувствие чего-то неподдающегося простой обыкновенности.
По зову этого предчувствия, или по схожести характеров, мы очень подружились с Екатериной Николаевной – несмотря на разницу в возрасте, на удивление равноправно. Она меня познакомила с некоторыми из своих друзей – коллег – с Володей Вейсбергом, Мишей Левидовым-Однораловым, Таней Киселевой. А я познакомила ее с лучшим, что у меня было – с родителями. Удивительно, но дружбы у нее с ними не получилось. Хотя именно у нас дома я увидела то, что у них было общего – какая-то абсолютная непричастность к номенклатурной причастности, и чреватая этой непричастностью, унизительная и вместе с тем благородно-пристойная бедность. Меня поразила их с мамой схожесть-несхожесть – схожесть – сетчатые перчатки, в которые обе прятали наработанные руки, бегущая, хоть и тщетно – скрываемая, непослушная дорожка на чулках – и несхожесть – очень заметная и потому неописуемая.
Позже Екатерина Николаевна написала мой портрет темперой на бумаге, и судьба этого портрета как-то тоже символична. Алеша прислал его мне почему-то через Сан-Франциско, беззаботно свернув в трубочку. Когда мы его попытались развернуть, трубочка не хотела оставаться в развернутом виде и съеживалась. Пришлось ее на ночь расстелить на полу – продержать в развернутом виде, пока не привыкнет. Утром я глянула на портрет и ужаснулась – он рассыпался в прах. Стояло влажное нью-йоркское лето – иссушающий кондиционер разрушил хрупкую темперу. Екатерины Николаевны тогда уже давно не было в живых, и портрет этот ушел в память о ней.
Помню, она тяжело умирала, я боялась пойти навестить, а папа сказал – будь человеком, если не пойдешь – никогда себе не простишь, надо пойти на память – это важно, и я пошла на рынок, купила не цветов, а клубники, как мама надоумила – позже я поняла, сколько в этом было такта – родители того времени знали что такое воспитание чувств.
Эту последнюю встречу трудно описывать. Алеша был не просто хорошим сыном – он продлевал часы и минуты умирающей маме с той нежной сыновней заботой, которая, пожалуй, и не встречается – разве что очень изредка. Она стала легкой – крошечной-усохшей – Ты узнаешь кто это? – А-а-сенька – протянула она.
Я ее никогда не забуду, по сути, она была моей первой сердечной подругой. Я любила смотреть, как она рисует – писала натюрморты с искусственных базарных аляповатых букетов – получалась какая-то непривычность – театральность в цветах – нет, не так, как у Яковлева, без трагизма, скорее декоративно. Было по-настоящему интересно …
Выставки:
•1938 г. Москва: ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ, ГРАФИКИ И СКУЛЬПТУРЫ ЖЕНЩИН-ХУДОЖНИКОВ
•1940 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА РАБОТ ЧУВАШСКИХ ХУДОЖНИКОВ Живопись, графика
•1941 г. Москва: МОЛОДЫЕ ХУДОЖНИКИ РСФСР
•1943 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ВЫСТАВКА «ЧУВАШСКИЕ ХУДОЖНИКИ В ДНИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»
•1947 г. Москва: МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА, ПОСВЯЩЕННАЯ 30-ЛЕТИЮ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
•1949 г. Автономные республики, края и области: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА СОВЕТСКОЙ ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ
•1949 г. Москва: ВЫСТАВКА СОВЕТСКОЙ ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ
•1950 г. Автономные республики, края и области: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ МОСКОВСКОГО ТОВАРИЩЕСТВА ХУДОЖНИКОВ
•1951 г. Автономные республики, края и области: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА КАРТИН МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ
•1951 г. Москва: ГРУППОВАЯ ВЫСТАВКА ЖЕНЩИН-ХУДОЖНИЦ, ЧЛЕНОВ МОССХа
•1952 г. Москва: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖЕНЩИН-ХУДОЖНИЦ К МЕЖДУНАРОДНОМУ ЖЕНСКОМУ ДНЮ 8 МАРТА 1952 ГОДА
•1952 г. Украинская ССР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ
•1953 г. Москва: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖЕНЩИН-ХУДОЖНИЦ МОСКВЫ
•1954 г. Москва: ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ
•1956 г. Москва: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖЕНЩИН-ХУДОЖНИЦ
•1957 г. Москва: ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ, СКУЛЬПТУРЫ, ГРАФИКИ К ПЕРВОМУ ВСЕСОЮЗНОМУ СЪЕЗДУ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
|
Copyright © МАСЛОВКА - художники, картины, биографии, фотографии. Живопись, рисунок, скульптура. 20-й век Все права защищены. Опубликовано: 2007-06-28 (5837 Прочтено) [ Назад ] |
|
|