КИБАЛЬНИКОВ АЛЕКСАНДР ПАВЛОВИЧ. Русский советский скульптор, народный
художник СССР (1963), действительный член АХ СССР (1954). Председатель правления Московского отделения Союза художников РСФСР
(1963-66).
Монументалист, портретист.
Работы Кибальникова отличаются выразительностью психологических характеристик.
Произведения: портреты Чернышевского (бронза, 1948;
Государственная премия СССР, 1949), Сталина (гипс, 1950; Государственная премия
СССР, 1951), Маяковского (бронза, 1954), Третьякова (мрамор, 1962) - все
в Третьяковской галерее; памятники — Чернышевскому в Саратове (бронза,
гранит, открыт в 1953), Маяковскому в Москве (бронза, гранит, открыт в
1958; Ленинская премия, 1959); мемориальный комплекс «Брестская
крепость-герой» в Бресте (совместно со скульпторами А. О. Бембелем и др.,
архитектор В. А. Королём и др.; бетон, камень, металл; открыт в 1971).
Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями.
|
Портрет Маяковского |
Памятник В.И.Ленину. Лианозовский электро-механический
завод, Москва
|
Александр Павлович Кибальников
(из книги А.БЕРЕЗИНА "Вороново.
Художественная галерея". 1978 г.)
Действительный член Академии художеств
СССР, народный художник СССР А.П.Кибальников родился в 1912 году в
деревне Орехово ныне Даниловского района Волгоградской области, в семье
крестьянина-бедняка. В 1927 году Кибальников работает в Саратове на заводе
рабочим, а в 1929 году становится студентом художественно-промышленного
училища.
Вместе со своими товарищами по
училищу Кибальников часто посещал Саратовский художественный музей, в котором
экспонировались работы корифеев русского и западноевропейского
искусства - Левицкого, Боровиковского, Рокотова, Кипренского, Венецианова,
Брюллова, Серова, Левитана, Ван Дейка, Буша… Не раз любознательный художник
бывал в домике над Волгой, где провел свое детство и юность Николай
Гаврилович Чернышевский. Мечтал начинающий скульптор и о том времени,
когда в Саратове будет наконец воздвигнут памятник этому замечательному
ученому и писателю.
В конце 1939 года Кибальников принял
участие во всесоюзном конкурсе на проект памятника Николаю Гавриловичу
Чернышевскому. Проект молодого скульптора был удостоен второй премии,
что уже тогда было крупным успехом, свидетельствовавшим о несомненном
даровании Кибальникова. Первую премию получил в то время один из
старейших советских скульпторов В.В.Лишев, по проекту которого в 1947 году в
Ленинграде был поставлен памятник Чернышевскому.
Однако Саратов - родина
Чернышевского - по-прежнему оставался без своего памятника великому земляку. И
Кибальников вновь берется за воплощение его образа. Он ищет новое, более
выразительное решение, более глубокое психологическое проникновение во
внутренний мир героя.
Но началась Великая Отечественная
война, и перед художниками встала задача посвятить творчество борьбе с
врагом. Кибальников становится активным участником саратовских "Окон
ТАСС", создает цикл скульптурных произведений, посвященных воинам Советской
Армии, партизанам: "Рабочий с автоматом", "Народный мститель",
"Советский воин", "Непокоренный" и другие. В эти годы скульптор исполняет также
портреты Героя Советского Союза Марины Расковой, краснофлотца Зитулы и
других.
Когда кончилась война, скульптор
безраздельно отдает всего себя работе над образом Н.Г.Чернышевского. И
опять стали появляться эскизы, варианты композиционного решения темы. И вот
работа удачно завершена: великий революционер-демократ предстал во всем
величии. Автору удалось создать яркий образ человека мудрого,
наделенного огромной волей. Крепкая и уверенная постановка фигуры, открытое
выражение лица, сложенные на груди руки - во всем его облике видна
несокрушимая сила.
Памятник Н.Г.Чернышевскому, за
который его автор был удостоен Государственной премии СССР, стал гордостью не
только Саратова, но занял достойное место среди лучших произведений
советского монументального искусства.
Шесть лет жизни отдал Кибальников
другому монументу - памятнику В.В.Маяковскому, открытому в 1958 году в
Москве на площади, носящей имя поэта. За это выдающееся произведение его
автор был удостоен Ленинской премии.
Скульптору удалось передать в фигуре
великого советского поэта целеустремленную энергию борца: разворот
плеч, сжатая в кулак правая рука, напряженная левая, крепко держащая
записную книжку, создают ощущение постоянной готовности к действию. Образ
Маяковского, точно найденный и решенный ваятелем в грандиозном монументе,
выражает характерные для поэта черты - политическую страстность борца,
верность идеалам революции. Перед зрителем встает поэт-трибун,
агитатор, глашатай исторических деяний советского народа, большевистской
партии. Могучая фигура олицетворяет масштабность, величие его поэзии.
Помимо монументальных скульптурных
композиций А.П.Кибальников создал и ряд портретов, в которых с большим
мастерством выявлено индивидуальное своеобразие личности. Таковы бюсты
Чернышевского и Маяковского, портреты народных артистов РСФСР И.А.Слонова
и С.М.Муратова, ефрейтора Лисина, портрет дочери ("Пробуждение"). С
большим вдохновением работал скульптор над образом выдающегося деятеля
нашей партии М.А.Суслова. Его портрет, созданный ваятелем в 1975 году,
экспонировался на Всесоюзной художественной выставке "По ленинскому пути"
(1977).
Как у многих советских ваятелей,
неисчерпаемая ленинская тема пронизывает все творчество Кибальникова. Свой
первый скульптурный портрет В.И.Ленина художник исполнил в 1931 году,
незадолго до окончания художественного училища, а к столетию со дня
рождения вождя пролетарской революции был воздвигнут его памятник Ильичу в
Саратове. Жители города горячо благодарили Кибальникова за
замечательный монумент и избрали его почетным гражданином Саратова.
Многократно возвращался скульптор к
дорогой и близкой его сердцу ленинской теме. В том же юбилейном году на
художественной выставке в Манеже Кибальников показал великолепное
гранитное изваяние, в котором с большой силой выявлены такие черты
ленинского характера, как убежденность, несгибаемая воля, могучий интеллект.
…Сотни экскурсий, тысячи людей
ежегодно посещают Брестскую крепость, защитники которой первыми стойко и
самоотверженно встретили нападение озверелых фашистов. Брест олицетворяет
собой величайшее мужество и героизм советского воина, не дрогнувшего
перед врагом, до последнего патрона, последней капли крови стоявшего на
своем боевом посту.
О незабываемом героическом подвиге
защитников Бреста с большой эмоциональной силой повествует воздвигнутый в
1971 году мемориальный ансамбль "Брестская крепость-герой". Автором
этого монументального скульптурного комплекса является А.П.Кибальников.
Долго и напряженно работал скульптор
над осуществлением этого грандиозного памятника, посвященного Великой
Отечественной войне. Эта благороднейшая тема глубоко взволновала
художника, и к ее решению он подошел с большим творческим размахом,
ответственностью и вдохновением.
В 1975-1976 годах Кибальников работал
над воплощением в скульптурном монументе образа Сергея Есенина.
Памятник был установлен на родине поэта - в Рязани. Это произведение
отличается глубоким проникновением в образ великого русского поэта. За этот
памятник А.П.Кибальников был удостоен Государственной премии РСФСР имени
И.Е.Репина в 1976 году.
Кибальников - один из ведущих
советских скульпторов, автор ряда выдающихся созданий пластического искусства.
|