| |
ДМИТРИЕВ В. В. _______________ DMITRIEV VladimirДмитриев Владимир Владимирович 1900-1948
Дмитриев Владимир Владимирович
31 июля 1900 (Москва) — 6 мая 1948 (Москва)
Живописец, сценограф.
Родился в Москве, его мать была артисткой Александринского театра.
В 1916–1917 учился в художественной школе Е. Н. Званцевой в Петрограде в классе К. С. Петрова-Водкина, посещал студию В. Э. Мейерхольда на Бородинской. В 1917 под руководством В. Э. Мейерхольда подготовил эскизы декораций для постановки (неосуществленной) пьесы В. Хлебникова «Ошибка Смерти». В 1917–1918 учился на Курсах мастерства сценических постановок (Курмасцеп) у В. Э. Мейерхольда и К. С. Петрова-Водкина, который преподавал рисунок. В 1918–1922 учился в Петроградских государственных свободных художественных мастерских у К. С. Петрова-Водкина. В числе других учеников помогал ему создавать панно «Степан Разин», украшавшее Театральную площадь в дни первой годовщины Октябрьской революции.
В 1918 дебютировал в качестве театрального художника, оформив пьесу «Нора» Г. Ибсена в театре «Луна-парк» в Петрограде в постановке В. Э. Мейерхольда, а также «Театр чудес» М. Сервантеса в театре «Луна-парк» в постановке К. Тверского. В 1920 создал декорации для спектакля В. Э. Мейерхольда по поэме Э. Верхарна «Зори» в московском Театре РСФСР I-м. В 1921 сделал эскизы для неосуществленной постановки пьесы В. В. Каменского «Стенька Разин» в петроградском Театре Балтийского флота. В 1920–1922 заведовал художественной школой моряков в Петрограде, где преподавал. В 1921 явился одним из организаторов группы «Молодой балет», куда входили Дж. Баланчин, В. Вайнонен, Л. М. Лавровский. В 1923 принял участие в «Выставке картин петроградских художников всех направлений. 1919–1923», состоявшейся в Петрограде.
В 1922 оформил спектакль «Необычайные приключения Э.-Т.-А. Гофмана» К. Державина в Театре новой драмы в Петрограде (реж. К. Державин), в 1923 — спектакль «Виновны-невиновны» А Стринберга в Театре новой драмы в Петрограде (реж. К. Тверской).
В 1923 началось длительное сотрудничество с режиссером С. Радловым. Дмитриев оформил такие спектакли, поставленные Радловым, как «Эуген Несчастный» Э. Толлера (Академический театр драмы в Петрограде, 1923), «Американские боги» по Э. Синклеру (Народный дом, Ленинград, 1925), опера «Дальний звон» Ф. Шрекера (Ленинградский государственный академический театр оперы и балета им. С. М. Кирова (ГАТОБ), 1925), «Подвязка Борджиа» М. Краусса (Театр музыкальной комедии, Ленинград, 1925), опера «Любовь к трем апельсинам» С. С. Прокофьева (ГАТОБ, 1926), опера «Борис Годунов» М. П. Мусоргского (ГАТОБ,1928), «Пир во время чумы», «Каменный гость», «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина (Новый театр, Ленинград, 1937), «На берегу Невы» К. Тренева (Ленинградский академический Театр драмы им. А. С. Пушкина, 1937), «Гамлет»У. Шекспира (Новый театр, Ленинград, 1938).
Работал с балетмейстером Ф. Лопуховым, оформив балеты «Пульчинелла» И. Ф. Стравинского (1926), «Байка про Лису» И. Ф. Стравинского (1927), «Щелкунчик» П. И. Чайковского (1929, все — ГАТОБ), «Светлый ручей» Д. Д. Шостаковича (Большой театр в Москве (ГАБТ), 1936).
В 1930-х сотрудничал с такими известными балетмейстерами, как В. Вайнонен, для которого оформил балеты «Пламя Парижа» Б. Асафьева (ГАТОБ, 1932 и ГАБТ, 1934 и 1947), «Партизанские дни» Б. Асафьева (ГАТОБ, 1937), «Щелкунчик» П. И. Чайковского (ГАБТ, 1939), и Р. Захаров — для него Дмитриев оформил балет «Утраченные иллюзии» Б. Асафьева (ГАТОБ, 1936). В этих работах художник участвовал не только как сценограф, но и как соавтор либретто балетов «Пламя Парижа», «Утраченные иллюзии», «Партизанские дни».
Начиная с 1927 в содружестве с режиссером Н. Смоличем и дирижером С. Самосудом на сцене Ленинградского Малого оперного театра работал над оперными спектаклями «Прыжок через тень» Э. Кшенека (1927), «Джонни» Э. Кшенека (1928), «Нос» Д. Д. Шостаковича (1930), «Кармен» Ж. Бизе (1933), «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Д. Шостаковича (1934, параллельно работал над спектаклем «Катерина Измайлова» в Музыкальном театре им. В. И. Немировича-Данченко в Москве, реж. Немирович-Данченко), «Именины» Б. Желобовского (1935). Вместе с Н. Смоличем работал над оперными спектаклями и в других театрах: «Пиковая дама» П. И. Чайковского (ГАБТ, 1931 и ГАТОБ, 1935), «Гугеноты» Д. Мейербера (ГАТОБ, 1935), «Кармен» Ж. Бизе (Зеленый театр ЦПКиО им. М. Горького в Москве, 1935 и ГАБТ, 1936), «Тихий Дон» И. Дзержинского в Харьковском государственном академическом театре оперы и балета (1936), «Тарас Бульба» Н. Лысенко и «Отелло» Дж. Верди в Киевском государственном академическом театре оперы и балета (1939 и 1941).
Много работал для МХАТа, оформив там постановки по Л. Н. Толстому «Воскресенье» (1930) и «Анна Каренина» (1937), а также пьесы «Враги» М. Горького (1935), «Горе от ума» А. С. Грибоедова (1938), «Половчанские сады» Л. Леонова (1939), «Три сестры» А. П. Чехова (1940), «Кремлевские куранты» Н. Погодина (1942), «Фронт» А. Корнейчука (1942), «Русские люди» К. Симонова (1943), «Последняя жертва» А. Н. Островского (1944), «Дядя Ваня» А. П. Чехова (1947), «Лес» А. Н. Островского (1947), «Хлеб наш насущный» Н. Вирты (1948).
В 1938 переехал в Москву и фактически стал главным художником МХАТ (официально был утвержден в этой должности в 1941 и занимал ее по 1948).
Помимо МХАТа работал в Театре им. Евг. Вахтангова в Москве: «Егор Булычов и другие», «Достигаев и другие» М. Горького (1932 и 1933), «Человек с ружьем» Н. Погодина (1937), «Я — сын трудового народа» В. Катаева (1938), «Фельдмаршал Кутузов» В. Соловьева и Б. Эрдмана (1940), «Перед заходом солнца» Г. Гауптмана (1941), «Гроза» А. Н. Островского (1944), «Последний день» В. Шкваркина (1945), «Дорога победы» В. Соловьева (1946), «Накануне» по И. С. Тургеневу (1948); в Ленинградском театре драмы им. А. С. Пушкина: спектакли «Петр I» А. Н. Толстого (1935), «Дворянское гнездо» по И. С. Тургеневу (1941), «На дне» М. Горького (1944); в московском Театре Революции и ленинградском Большом драматическом театре им. М. Горького: «Бесприданница» А. Н. Островского (1940 и 1948); в Театре им. М. Ермоловой в Москве: «Бешеные деньги» А. Н. Островского (1945); в лениградском государственном театре оперы и балета: опера «Орлеанская дева» П. И. Чайковского (1945); в Большом театре: опера «Пиковая дама» П. И. Чайковского (1944) и др. В 1946 работал над оформлением спектакля «Униженные и оскорбленные» по роману Ф. М. Достоевского. Премьера спектакля, осуществленного режиссером Г. Товстоноговым, состоялась в 1956 на сцене ленинградского Театра им. Ленинского комсомола.
В 1946 создал декорации к постановке оперы «Война и мир» С. С. Прокофьева на сцене ленинградского Малого оперного театра, где началось творческое содружество художника с молодым режиссером Б. Покровским, которое получило продолжение в постановках Большого театра: опер «Бэлла» А. Александрова (1946), «Вражья сила» А. Серова (1947), «Руслан и Людмила» М. И. Глинки (1948), «Проданная невеста» Б. Сметаны (1948).
Дмитриев известен в основном как художник театра. Оформил около 150 драматических, оперных и балетных спектаклей в театрах СССР и опубликовал множество статей о них. В театральных работах 1920-х ощущалось влияние экспрессионизма и конструктивизма. В начале 1930-х в творчестве мастера произошло утверждение реалистических тенденций. Стремился к воссозданию на сцене образа места действия в виде исторически конкретной, стилистически и бытово достоверной картины жизни. Художественными средствами создавал эмоциональную среду жизни героев спектакля, являясь художником театра психологического реализма. Выставки работ Дмитриева проходили в Москве в 1954 и в 1976.
В статье использована информация сайта artinvestment.ru
|
Copyright © МАСЛОВКА - художники, картины, биографии, фотографии. Живопись, рисунок, скульптура. 20-й век Все права защищены. Опубликовано: 2008-11-23 (14389 Прочтено) [ Назад ] |
|
|