Белянин Николай Яковлевич (1888-1962), заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор, родился 12 февраля 1888 года в Нижнем Новгороде. Начал заниматься рисованием у нижегородского художника-энтузиаста Карелина.
В 1906 году поступает в Казанскую художественную школу, находившуюся в ведении Академии художеств и бывшую тогда значительным центром подготовки молодых художников. Педагогическое значение казанской школы еще более выросло с приездом в 1908 году в качестве преподавателей талантливых художников П. П. Бенькова и Н. И. Фешина.
Получив диплом первой степени, дававшим право поступить в Академию художеств (точнее - Высшее художественное училище при Академии художеств) без экзаменов, был принят в 1912 году в Академию художеств. В общих классах Белянин занимался под руководством П. Я. Мясоедова и позднее В. В. Беляева. Решающим оказалось влияние Н. Н. Дубовского, в мастерскую которого Белянин перешел весною 1914 года. Позднее Николай Яковлевич вспоминал, что в мастерской Дубовского он, помимо этюдной работы, занимался композиционными задачами над тем, что отличало «этюд» от картины.
Первая мировая война и революция прервала художественное развитие. Только осенью 1921 года Белянин получил возможность вернуться в Академию. Вместо скончавшегося Н. Н. Дубовского мастерской руководит А. А. Рылов. В 1922 году Белянин сдает дипломную работу и кончает Академию. В 1923 году Белянин переезжает в Москву. Начиная с 8-й выставки АХРР, Н.Я. Белянин был постоянным участником художественных выставок.
Существенной основой творческого труда на протяжении 40— 50 лет являлись поездки на Урал, Северный Кавказ, реки Волгу, Оку, Чусовую, Вятку. Особенно большое место в творчестве художника занимало Подмосковье с его водохранилищами, речушками и многими живописнейшими селами и городками (Абрамцево, Свистуха, Быково. Марьин Посад и др.). В 1929 году художник писал этюды (и притом несколько большего, чем обычно, размера) на Северном Кавказе («Хоста», «Белые скалы»), причем, соответственно характеру места очень существенно менялся и его живописный язык (чеканный объем, повышенная цветность). Особенно плодотворным с точки зрения творчества художника был конец сороковых – пятидесятые годы XX века, когда были создана серия пейзажей, отражающих поэтическую красоту средней полосы России («Рожь» 1948; «Пришла весна» 1949; «Гонимы вешними лучами» 1955; «Светлый май» 1961 и многие другие). Всего же творческое наследие Н.Я. Белянина составляет более двухсот произведений, входящих в собрание Государственной Третьяковской галереи, Русского музея, музея Революции СССР, музеев Калуги, Перми, Кирова, Якутска, Челябинска, Астрахани, Саратова и др., а также некоторых зарубежных коллекций. Кроме того, в очень большом числе работы Н.Я. Белянина имелись в санаториях, клубах, домах отдыха и т. п.
Большое внимание художник уделял преподаванию. До Великой Отечественной войны Н.Я. Белянин преподавал живопись в Московском художественном училище им. 1905 г. (ныне Московское государственное академическое художественное училище памяти 1905 года). После Великой Отечественной войны в Московском Институте Прикладного и Декоративного Искусства, в последние годы жизни – в Московском государственном художественно-промышленном университете им. С. Г. Строганова (быв. Строгановское).
Музеи: ГТГ, ГРМ, Музей Революции СССР, музеи и галереи городов: Калуга, Пермь, Киров, Якутск, Челябинск, Астрахань, Саратов.
|
Краткая биография из каталога худ. выставки «15 лет РККА». Москва 1933 г.
Белянин Николай Яковлевич (1888) художественное образование получил в Казанской художественной школе и Петроградской Академии художеств, которую окончил в 1922 г.
Состоял с 1923 г. в АХР и участвовал на его выставках как в СССР, так и за границей.
Активный деятель ахровского движения.
Участник выставок к пятилетию и десятилетию РККА.
Имеются работы в Гос. Третьяковской галлерее, Музее Красной армии и Музее революции.
(Работы: «Помощь красноармейцев в ремонте с.-х. машин копхозникам», «Весна на Волге», «Танки прошли». Масло.)
|
Творчество:
В лесной глуши. 1918. X.М. 25X35. |
"На вырубке" ("Красноармейцы на трудовом фронте"). 1924. Х.М. 36X47. |
Бурный день. 1928. Фанера.М. 68х87. |
Вечер на озере Тургояк (этюд). 1925. Х.М. 15.5х21. |
В ненастный день. Урал. 1929. К.М. 12х19. |
Лодка. Урал. 1929. Х.М. 15.5х20 |
В горах. 1929. К.М. 13х17.5. |
Урал. Река Чусовая. 1925. Х.М. 15х21. |
Лето. 1933. Х.М. 37.5х48 . |
Рябь на реке. 1938. К.М. 15.5х22. |
Тропинка. 1939. К.М. 14.5х20. |
Летний день (водохранилище). 1938. Ф.М. 15.5х22 |
Малоярославец (этюд). Конец 1930-х. К.М. 14х20.5. |
В солнечный день. 1961. Х.М. 32х45. |
Летний вечер. 1937. Х.М. 45х68.5. |
Солнечный полдень. К.М. 14.5х19.5. |
Полевые цветы. Х.М. 34.5х49. |
Утро на реке (этюд). 1930. К.М. 14х20.5. |
На солнечной поляне. Х.М. 32.5х46. |
Малоярославец. Речка. 1939. Х.М. 32.5х46.5. |
Последний снег. 1955. Х.К.М. 24х35. |
Ветренный день (ст. Руза). 1938. К.М. 15.5х22. |
Поздней осенью. 1943. Ф.М. 15.5х22. |
Зимний пейзаж. 1941. Бум.Акв. 10х18. |
Мартовский снег. 1944. Бум.Акв. 11х17. |
Лесные дали (этюд). 1937. К.М. 10.5х16.5. |
Весеннее солнце. 1959. К.М. 10.5х16.5. |
Лесные дали (этюд). 1940. К.М. 14.5х21 |
Дорога в лесу. 1944. Бум.Акв. 11х15.5. |
Зимняя дорога. 1941. Бум.Акв. 10х18. |
Иней. 1948. К.М. 34.5х25.5. |
Осень в лесу. 1941. Х.К.М. 15х22. |
Вечер в поле. 1947. К.М. 15х20.5.". |
Раннее утро на Истре. 1940. К.М. 15.5х20.5 |
Перед дождём. 1960. Х.М.68х104 . |
С.В. Рянгина. "Беседа" (изображены: Б.Н. Яковлев, Н.Я. Белянин, В.В. Крайнев). |
Работы, распределенные Худфондом в музеи и галереи страны:
Ранняя весна. 1944. Х.М. 72х109. Москва, МАИ. |
Зеленеет. 1945. Х.М. 100х165. Сочи, санаторий "Красная Москва". |
Река зимой. 1946. Х.М.72х109. ? |
Солнечный февраль. 1946. Х.М. 73х109. ? |
Утро. 1946. Х.М. 73х109. Чебоксарский гор. музей. |
Осень. 1947. Х.М.62х140. Оренбургский обл. музей. |
Весной под Москвой. 1949. Х.М. 62х115. Москва, фонд МТХ. |
Апрель. 1946. Х.М. 67х115. ?". |
Ржаное поле. 1947. Х.М. 65х115. ? |
Весна. 1948. Х.М.67х115. |
Перед дождем. 1947. Х.М. 73х108. Всесоюзная худ. выставка. |
Полдень на озере. 1946. Х.М. 73х109. ?. |
Вечер. 1947. Х.М. 67х115. ?. |
Ржаное поле. 1948. Х.М. 72х109. Якутский обл. худ. музей. |
Зима. 1947. Х.М. 100х165. Саратовский худ. музей. |
Весна. 1949. Х.М.72х110. |
Фотографии:
Николай Белянин, лето 1917 г. |
Николай Белянин. Казань, весна 1912 г. |
АХРР, слева направо: 1-й ряд сидят - н/у, Е.А. Кацман, П.А. Радимов, Н.Я. Белянин; 2-й ряд сидят - н/у, н/у, н/у; 3-й ряд стоят - н/у, Н.М. Никонов, Б.В. Иогансон, н/у, А.Н. Тихомиров, С.М. Луппов, н/у, П.Д. Покаржевский. 1928 г. |
Река Хоста. 1929 г. |
Николай Белянин, Никитское 1936 г. |
Н.Я. Белянин в мастерской, 1932 г. |
На этюдах в Жевнево. Н.Я. Белянин с учениками - Владимиром Логуновым и Петром Богачевым (пишет этюд). 1938 г. |
Академическая дача, в центре Л.И. Бродская и Н.Я. Белянин. 1948 г. |
П.И. Котов, Ф. Невежин, А.М. Герасимов, Ф.А. Модоров, В.К. Бялыницкий-Бируля, Н.Я. Белянин, Е.А. Львов. 1948 г. |
Н.Я. Белянин на этюдах, 1949 г. |
Николай Яковлевич Белянин, 1950 г. |
Н.Я. Белянин в мастерской. 1950 г. |
Дружеский шарж студентов МИПИДИ на преподавателей. 1951 г. |
Слева направо: 1-й ряд - н/уст., В.В. Крайнев, С.В. Рянгина, В.С. Пшеничников, А.М. Герасимов, В.Н. Бакшеев, н/у, Б.Н. Яковлев, Е.А. Кацман, Ф.К. Лехт, Ф.С. Богородский; 2-й ряд - А.М. Нюренберг, С.В. Герасимов, А.Н. Тихомиров, И.Д. Чашников, Н.Я. Белянин, Е.А. Львов, С.М. Луппов, Г.М. Шегаль, н/у, П.П. Соколов-Скаля, н/у, н/у, н/у,; 3-й ряд - н/у, Н. Козлов, В.Н. Перельман, С.Д. Тавасиев, н/у, Н.М. Никонов. 1954 г. |
Н.Я. Белянин, 1960 г. |
Николай Яковлевич Белянин в мастерской, 1960 г. |
Выставки:
• 1918 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: 1-я БЕСПЛАТНАЯ ВЫСТАВКА КАРТИН
• 1920 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ПЕРВАЯ ВЫСТАВКА КАРТИН РАЙОННОГО ПОДОТДЕЛА ПО ДЕЛАМ МУЗЕЕВ И ОХРАНЕ ПАМЯТНИКОВ ИСКУССТВА И СТАРИНЫ
• 1921 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: 3-я ПЕРЕДВИЖНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА СОВЕТСКОГО РАЙОННОГО ПОДОТДЕЛА ГЛАВМУЗЕЯ
• 1923 г. Москва: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА «КРАСНАЯ АРМИЯ» 1918—1923
• 1924 г. Москва: VI ВЫСТАВКА АССОЦИАЦИИ ХУДОЖНИКОВ РЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ «РЕВОЛЮЦИЯ, БЫТ И ТРУД»
• 1925 г. Москва: VII ВЫСТАВКА АССОЦИАЦИИ ХУДОЖНИКОВ РЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ «РЕВОЛЮЦИЯ, БЫТ И ТРУД»
• 1926 г. Выставки за границей: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА В ЯПОНИИ
• 1926 г. Ленинград: VIII ВЫСТАВКА АХРР «ЖИЗНЬ И БЫТ НАРОДОВ СССР»
• 1926 г. Москва: VIII ВЫСТАВКА АХРР «ЖИЗНЬ И БЫТ НАРОДОВ СССР»
• 1927 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ВЫСТАВКА КАРТИН РЯЗАНСКОГО ФИЛИАЛА АХРР С УЧАСТИЕМ ХУДОЖНИКОВ МОСКОВСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ АХРР «ЖИЗНЬ, БЫТ И РЕВОЛЮЦИЯ НАРОДОВ СССР»
• 1927 г. Выставки за границей: ВЫСТАВКА СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА
• 1928 г. Москва: X ВЫСТАВКА АХРР (К ДЕСЯТИЛЕТИЮ РККА)
• 1929 г. Выставки за границей: ВЫСТАВКА ХУДОЖНИКОВ АХР ОТДЕЛ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА НА ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ВЫСТАВКЕ
• 1929 г. Москва: XI ВЫСТАВКА АХР «ИСКУССТВО В МАССЫ»
• 1930 г. Москва: ВЫСТАВКА «КРАСНАЯ АРМИЯ В СОВЕТСКОМ ИСКУССТВЕ»
• 1931 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: 3-я ВЫСТАВКА АХР КОЛОМЕНСКОГО ФИЛИАЛА СОВМЕСТНО С СЕКТОРОМ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
• 1931 г. Москва: ВЫСТАВКА ОТЧЕТНЫХ РАБОТ ХУДОЖНИКОВ, КОМАНДИРОВАННЫХ В РАЙОНЫ ИНДУСТРИАЛЬНОГО И КОЛХОЗНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
• 1932 г. Выставки за границей: ВЫСТАВКА СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА
• 1932 г. Ленинград: ЮБИЛЕЙНАЯ ВЫСТАВКА «ХУДОЖНИКИ РСФСР ЗА 15 ЛЕТ»
• 1932 г. Москва: ВЫСТАВКА «КАРИКАТУРА НА СЛУЖБЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА»
• 1932 г. Украинская ССР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИ, РИСУНКА И ГРАФИКИ МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ
• 1933 г. Москва: ВЫСТАВКА «ХУДОЖНИКИ РСФСР ЗА XV ЛЕТ» (1917—1932). Живопись
• 1934 г. Ленинград: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА «XV ЛЕТ РККА» (Живопись, скульптура, графика)
• 1934 г. Москва: ОТЧЕТНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖНИКОВ, КОМАНДИРОВАННЫХ СОВНАРКОМОМ РСФСР, НАРКОМПРОСОМ, «ВСЕКОХУДОЖНИКОМ» И МОССХ ПО СССР В 1933 ГОДУ
• 1934 г. Украинская ССР: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА «15 ЛЕТ РККА»
• 1935 г. Москва: ВЕСЕННЯЯ ВЫСТАВКА МОСКОВСКИХ ЖИВОПИСЦЕВ
• 1936 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ
• 1936 г. Москва: ПЕРВАЯ ВЫСТАВКА РАБОТ ХУДОЖНИКОВ-ПЕЙЗАЖИСТОВ
• 1937 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ МОСКОВСКИХ И ЛЕНИНГРАДСКИХ ХУДОЖНИКОВ
• 1937 г. Москва: ПЯТАЯ ВЫСТАВКА МОСКОВСКИХ ЖИВОПИСЦЕВ
• 1937 г. Украинская ССР: ВЫСТАВКА КАРТИН МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ
• 1938 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ВЫСТАВКА РАБОТ МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ
• 1938 г. Ленинград: ВЫСТАВКА «20 ЛЕТ РККА И ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПЛАКАТЕ И МАССОВОЙ КАРТИНЕ»
• 1938 г. Москва: ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ, СКУЛЬПТУРЫ И ГРАФИКИ ХУДОЖНИКОВ-КОНТРАКТАНТОВ 1937 ГОДА
• 1939 г. Москва: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ, АКВАРЕЛИ, ГРАФИКИ МОСКОВСКИХ И ЛЕНИНГРАДСКИХ ХУДОЖНИКОВ
• 1940 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ МОСКОВСКИХ И ЛЕНИНГРАДСКИХ ХУДОЖНИКОВ ПО ГОРОДАМ ПОВОЛЖЬЯ
• 1940 г. Белорусская ССР: ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ, АКВАРЕЛИ И ГРАФИКИ МОСКОВСКИХ И ЛЕНИНГРАДСКИХ ХУДОЖНИКОВ
• 1941 г. Москва: ВЫСТАВКА МОСКОВСКОГО ТОВАРИЩЕСТВА ХУДОЖНИКОВ (ПЕРВАЯ ОТЧЕТНАЯ)
• 1941 г. Украинская ССР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ
• 1942 г. Москва: ВЫСТАВКА «ПЕЙЗАЖ НАШЕЙ РОДИНЫ»
• 1943 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: УРАЛ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
• 1943 г. Москва: «ГЕРОИЧЕСКИЙ ФРОНТ И ТЫЛ». ВСЕСОЮЗНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА
• 1944 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА "УРАЛ-КУЗНИЦА ОРУЖИЯ"
• 1944 г. Москва: ВЫСТАВКА ПЕЙЗАЖА
• 1945 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ВЫСТАВКА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ К КОНФЕРЕНЦИИ АКАДЕМИИ НАУК СССР ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ МОЛОТОВСКОИ ОБЛАСТИ
• 1945 г. Москва: ВЫСТАВКА РАБОТ МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ
• 1946 г. Москва: ВСЕСОЮЗНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА
• 1947 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
• 1947 г. Москва: ВЕСЕННЯЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ МОСКОВСКИХ ЖИВОПИСЦЕВ И СКУЛЬПТОРОВ
• 1948 г. Москва: ПОСТОЯННАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ
• 1949 г. Автономные республики, края и области: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА СОВЕТСКОЙ ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ
• 1949 г. Москва: ВСЕСОЮЗНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА 1949 ГОДА
• 1950 г. Автономные республики, края и области: ВЫСТАВКА КАРТИН МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ
• 1950 г. Москва: ВСЕСОЮЗНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА 1950 ГОДА
• 1951 г. Автономные республики, края и области: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА КАРТИН МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ
• 1951 г. Казахская ССР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА КАШИН МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ
• 1951 г. Москва: ВСЕСОЮЗНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА 1951 ГОДА
Перечень работ:
1910 г.
МАЛЬВЫ. X.. м. 17.5X24
1913 г.
КРЫШИ. X.. м. 18.5X21
1918 г.
В ЛЕСНОЙ ГЛУШИ. X.. м. 25X35
1920 г.
ПНИ. X.. м. 35X49.5
1924 г.
НА ВЫРУБКЕ. X.. м. 36X47
1925 г.
ПОРЯДОК ВОССТАНОВЛЕН (1905 год). X.. м. 90X120
В НОЧНУЮ СМЕНУ. X.. м. 90X120
НА ЗАДВОРКАХ (УРАЛ). X.. м. 79X61
СЕЛО ТУРГОЯК. X., м. 66X69
СТАРЫЙ ДВОР. X., м. 40.5X54
ВЕЧЕР НА ОЗЕРЕ ТУРГОЯК. Ф., м. 15.5X21.5
1927 г.
РЕКА СУВОДИ. X.. м. 44X31
БЕРЕГ ВОЛГИ. X.. м. 25X35.5
1928 г.
ВОЛГА, БУРНЫЙ ДЕНЬ. Фанера.М. 68х87.
УТРО ТУМАННОЕ. X.. м. 39X50
1929 г.
ОЗЕРО ТУРГОЯК. X.. м. 80X100
КАМНИ НА РЕКЕ ХОСТЕ. X., м. 61X69
РЕКА МЗЫМТА (КРАСНАЯ ПОЛЯНА). X., м. 80X62
БЕЛЫЕ СКАЛЫ (ХОСТА). X. м. 61X87
В УЩЕЛЬЕ (РЕКА ХОСТА). X., м. 79x61
ЛОДКИ (УРАЛ). X., м. 15,5X20
1930 г.
КРЫМСКИЙ БЕРЕГ. X., м. 33X46
БЕРЕГ МОРЯ. X., м. 31,5X46
УТРО НА РЕКЕ. К., м. 14X20,5
ЛОДКА. Этюд. X., м. 24,5X35
1931 г.
ПРИСТАНЬ НА ВОЛГЕ (КИНЕШМА). X., м. 52x79
РАЗЛИВ. X., м. 31X45
БАРЖИ НА ВОЛГЕ. X., м. 25x35
1932 г.
ТАНКИ ИДУТ ЧЕРЕЗ ЛЕС. X., м. 140x200
1933 г.
ПРУД. АБРАМЦЕВО. X., м. 15,5X21
ЗЕЛЕНАЯ РОЖЬ. X., м. 15,5x21
ЗИМНИЙ ЭТЮД. К., м. 25,5X34
ТУЧКИ. К., м. 15X20,5
СОЛНЦЕ СЕЛО. К., м. 14,5x20
1934 г.
В КОНЦЕ ЗИМЫ. К., м. 25X34,5
НА ВОЛГЕ. X., м. 25X34,5
ВЕЧЕР НА ВОЛГЕ. ПЛОТЫ. X., м. 25X34
ВЕСЕННЯЯ ВОДА. X., м. 35,5X25
НА ВОЛГЕ. Ф., м. 13,5X21
ЗИМНИЙ ЭТЮД. К., м. 25X35
ВЕСЕННИЙ МОТИВ. АБРАМЦЕВО. Х„ м. 24,5X35
1935 г.
ОСЕННЕЕ ПОЛЕ. X., м. 15,5X21
1936 г.
ВЕСЕННЕЕ НЕНАСТЬЕ. X., м. 15,5X21
ТЕМНАЯ ТУЧА. НА ВОЛГЕ. X., м. 37x47
РАЗЛИВ. ВАСИЛЬСУРСК. X., м. 39X50
РАЗЛИВ. X., м. 31,5X46
ДОРОГА В БЕРЕЗОВУЮ РОЩУ. X., м. 25X35
1937 г.
РЕКА ЛУЖА. К., м. 13X21
ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР. X., м. 45X68,5
ЭТЮД К ОСЕНИ. К., м. 10,5X16,5
В ПОЛЕ. К., м. 18,5X26
ВЕЧЕРНИЙ ЭТЮД. К., м. 10,5X17
ПРИ ВЕЧЕРНЕМ СОЛНЦЕ. К., м. 12,5X17,5
1938 г.
ДОЖДЬ ИДЕТ. К., м. 15,5X22
ЗИМНИЙ ВЕЧЕР. X., м. 25X36
РЯБЬ НА РЕКЕ. К., м. 15,5X22
ЗНОЙНЫЙ ПОЛДЕНЬ. К., м. 15X20,5
1939 г.
В ДОЛИНЕ РЕКИ ЛУЖИ. К., м. 15x20
ЛЕДЯНАЯ ВОДА (ВЕСНОЙ ПОВЕЯЛО). X., м. 29,5X38,5
БЕРЕЗЫ. Ф., м. 15,5X22
ПОЛДЕНЬ. К., м. 14,5X19,5
ПОСЛЕДНИЙ СНЕГ. К., м. 14X21
1940 г.
НА КРАЮ ДЕРЕВНИ. X., м. 29x39
РАННЕЕ УТРО НА ИСТРЕ. К., м. 15,5x20,5
У ОКОЛИЦЫ. X., м. 25X34,5
РОСИСТОЕ УТРО. Ф., м. 16X22
1943 г.
ЗИМКА. X., м. 34X35
РАННЯЯ ВЕСНА. К., м. 24,5X34,5
ЕЛИ. Ф., м. 19X26,5
1945 г.
БЕРЕЗЫ (ПАСМУРНЫЙ ДЕНЬ). X., м. 35x49.5
НА БЕРЕГУ ОЗЕРА. X., м. 35x50
ОСЕННИЙ ВЕЧЕР. К., м. 24,5X34,5
этюд. X., м. 35x25
ЗИМА. СНЕГ ВЫПАЛ. X., м. 24,5X34,5
1946—1947 гг.
В ЕЛОВОМ ЛЕСУ. X., м. 15X22
БЕРЕЗЫ, ОСВЕЩЕННЫЕ СОЛНЦЕМ. X., м. 22X15
ЛЕТНИЙ ДЕНЬ. ВОДОХРАНИЛИЩЕ. X., м. 15,5X22
К ВЕЧЕРУ. ПОЛЕ СО СНОПАМИ. К., м. 18X26,5
ХМУРЫЙ ДЕНЬ. НА ОЗЕРЕ. К., м. 18,5X34
ЗИМОЙ. Ф., м. 19X26,5
ПЕРЕД ДОЖДЕМ. Этюд к картине. X., м. 15X22
ПРОТАЛИНЫ. X., м. 25X35
ВЕЧЕР В ПОЛЕ. X., м. 14,5X20
1948 г.
ЭСКИЗ К КАРТИНЕ. X., м. 38X47
1950 г.
СЕНТЯБРЬСКИЙ ДЕНЬ. X., м. 63X115
1951 г.
НА ОЗЕРЕ СЕНЕЖ. X., м. 18,5X26
1952 г.
ВЕЧЕР НА ОКЕ. К., м. 14,5X19
НАЧАЛО ЗИМЫ. X., м. 25X36
ОБЛАЧНЫЙ ДЕНЬ. К., м. 18,5X26,5
1953 г.
СНЕГ. Этюд. К., м. 23X25
УТРО НА ВОДОХРАНИЛИЩЕ. X., м. 40X55
ВЕСНОЙ. К., м. 24,5X34,5
ТРОПИНКА. К., м. 14X20,5
1954 г.
ДОРОГА В ЛЕСУ. X., м. 19X26
ТУМАННОЕ УТРО. X., м. 18,5X26
НА ВОДОХРАНИЛИЩЕ. К., м. 24,5X34
ХОЛОДНЫЙ ДЕНЬ. Ф., м. 14,5X22
1955 г.
ЛЕСНАЯ ГЛУШЬ. ЕЛОВЫЙ ЛЕС. X., м. 29X39
ЕЛОВЫЙ ЛЕС. X., м. 24,5X35
СНЕГ СХОДИТ («ГОНИМЫ ВЕШНИМИ ЛУЧАМИ»). Х.,м. 73X118
В КОНЦЕ АПРЕЛЯ. X., м. 24,5x34,5
БЕРЕЗОВАЯ РОЩА. К., м. 25X34
ВЕЧЕРЕЕТ. К., м. 14,5X21,5
1956 г.
ЖУРЧАТ РУЧЬИ. К., м. 29X39
В БЕРЕЗОВОЙ РОЩЕ. X., м. 24,5X35
ГОЛУБОЙ МАРТ. К., м. 25X35
ПАСМУРНО. К., м. 19X26
НА ЛЕСНОЙ ПОЛЯНЕ. К., м. 19X26,5
ПОД ВЕЧЕР. X., м. 24X35
СОСЕНКИ. 24,5X35
1957 г.
СОЛНЦЕ В ЛЕСУ. X., м. 24,5X35
СТАРЫЕ БЕРЕЗЫ. К., м. 29X39,5
ОСЕНЬ. X., м. 58X90
РАННИЙ АПРЕЛЬ. X., м. 25X35
ТРАВА ЗЕЛЕНЕЕТ. К., м. 25X35
ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР. К., м. 18,5X25,5
1958 г.
МХИ. X., м. 24X35
ВЕШНИЕ ВОДЫ. X., м. 25X35
ВЕСЕННИЕ СУМЕРКИ. X., м. 24,5X34,5
ВЕСЕННИЙ РАЗЛИВ. К., м. 25X35
ПАСМУРНАЯ ВЕСНА. X., м. 15X21
ЗИМА. X., м. 49X65
НА МАРТОВСКОМ СОЛНЦЕ. К., м. 31,5X39
К ВЕЧЕРУ. X., м. 19X28,5
ВЛАЖНЫЙ ВЕЧЕР. К., м. 18,5X25,5
К ВЕСНЕ. X., м. 24X35
ВЕСНА В АБРАМЦЕВЕ. X., м. 24X35
НА РЕКЕ ВОРЕ. X.. м. 24,5X34.5
НА ВОДОХРАНИЛИЩЕ. К., м. 18.5X25.5
ВЕСНА. X., м. 16X22
1959 г
БЕРЕЗЫ НА СОЛНЦЕ. X., м. 25X35
СНЕГ ТАЕТ. К., м. 25X34
КУВШИНКИ. Ф„ м. 15.5X22
СЕРЕБРИСТЫЙ ДЕНЬ. К., и. 18,5X26.5
ДОРОГА В ПОЛЕ. К ВЕЧЕРУ. X.. м. 24.5X35
ВЕСЕННЕЕ СОЛНЦЕ. К., и. 10.5X16,5
ПРИШЛА ВЕСНА. X.. м. 25X35,5
ВЕСЕННИЕ ОБЛАКА. X.. м. 63X103
ЦВЕТУЩИЙ МАЙ. X.. м. 64X104
РЕКА ВОРЯ. X.. м. 25X35
В СОЛНЕЧНЫЙ ДЕНЬ. X.. м. 24X35
ВЕСНА В БЕРЕЗОВОЙ РОЩЕ. X.. м. 19X28,5
В КОНЦЕ ЛЕТА (АВГУСТ). X., м. 25X35.5
БЕРЕЗКИ ЗЕЛЕНЕЮТ. К., м. 24,5X34.5
БЕРЕЗОВАЯ РОЩА. К., и. 18.5X26,5
ТИШИНА ВЕЧЕРА. К., м. 15.5X21.5
1960
ПЕРВАЯ ЗЕЛЕНЬ. X.. м. 24X35
ВЕСЕННИЙ ЭТЮД. X.. м. 25X35
БУРНЫЙ ДЕНЬ. К., м. 28X27
ТИШИНА. X., м. 58X90
ПЕРЕД ДОЖДЕМ. X.. м. 96X155
ВЕСЕННИЙ ВЕЧЕР. X., м. 58X90
ПРИШЛА ВЕСНА. X., м. 58X90
ВЕСЕННИЕ ВОДЫ. X., м. 25X35
МАЙСКИЙ ДЕНЬ. X., м. 25X35
ВЕСНА ИДЕТ. X., м. 54X50
НАД РЕКОЙ. К., м. 24.5X34.5
ПЕРЕД ДОЖДЕМ. X.. м. 68X104
1961 г.
СОЛНЕЧНЫЙ ДЕНЬ. СНОПЫ НА ПОЛЕ. К., м. 17,5X27
БЕРЕЗЫ. X., м. 19X29
ТИХИЙ ДЕНЬ. К., м. 25X35
НА ПОДМОСКОВНОМ ВОДОХРАНИЛИЩЕ. X., м. 68X100
ПОСЛЕДНИЙ СНЕГ. СЕРЫЙ ДЕНЬ. X., м. 64Х104
К ВЕСНЕ. X., м. 65X105
СВЕТЛЫЙ МАЙ. X., м. 74X67
Литература:
НИКОЛАЙ БЕЛЯНИН. Лирика русского пейзажа.
Александр Ильин
(к 120-летию со дня рождения художника)
«Пространства открывались без конца. За лугами, усеянными рощами и водяными мельницами, зеленели и синели густые леса, как моря или туман, далеко разливавшийся.
За лесами, сквозь мглистый воздух, желтели пески. За песками лежали гребнем на отдаленном небосклоне меловые горы, блиставшие ослепительной белизной даже и в ненастное время, как бы освещало их вечное солнце… Словом, не мог равнодушно выстоять на балконе никакой гость и посетитель, и после какого-нибудь двухчасового созерцания издавал он то же самое восклицание, как и в первую минуту: «Силы небес, как здесь просторно!» (Н. В. Гоголь. «Мёртвые души», Том 2-й).
Поэтический восторг в изображении русской природы, преклонение перед её уникальной красотой присутствуют в произведениях практически всех великих русских писателей. И в живописи пейзаж вдохновлял не одно поколение русских мастеров. Работая над пейзажем, Поленов, Саврасов, Шишкин, Левитан – все они на себе ощущали то благотворное, исцеляющее воздействие на человеческую душу, которое оказывает нетронутая, девственная природа. Достоевский писал: «Какое счастье для нашего народа, что такое огромное количество природы есть у нашего народа и как оздоровляющее должно влиять это на моральное здоровье народа».
Творчество Николая Яковлевича Белянина, беззаветно влюбленного в родные просторы, русского художника, находится в той же кровной связи с истоками национальной русской школы, которая вскормила и воспитала столько замечательных, всемирно известных живописцев. Николай Яковлевич Белянин, заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор, родился 12 февраля 1888 года в Нижнем Новгороде в семье мелкого служащего речного транспорта, выходца из крестьян. Детство и юношество прошли на пароходной пристани, где из-за крайней нужды в семье ему приходилось во время летних каникул подрабатывать «марочником», то есть ставить на ящиках номера и адреса отправляемых грузов.
В Нижнем Новгороде, как и во многих больших русских городах, среди местной интеллигенции существовали сильные, развивавшиеся годами, традиции общей художественной культуры. Поэтому тяга Коли Белянина к рисованию быстро нашла своего наставника. Его первым учителем стал нижегородский художник и фотограф-энтузиаст Андрей Осипович Карелин. Живя с 1866 года в Нижнем Новгороде, он немало способствовал развитию культурной жизни города. В 1869 основал фотографическое заведение и одновременно художественную мастерскую-студию (впоследствии - школа рисования), в которой преподавал до своих последних дней.
В 1906 году, заработав мелкой чертежной работой и уроками немного денег, Николай Белянин поехал в Казань и поступил в Казанскую художественную школу «въ веденiи ИМПЕРАТОРСКОЙ Академiи Художествъ», бывшую тогда серьезным центром подготовки молодых художников. Казанская школа имела превосходных преподавателей, а когда в 1908 г. туда перебрались еще и П. П. Беньков и Н. И. Фешин, значение казанской школы еще более выросло. Позднее Белянин вспоминал: «Его (Фешина) руководство как преподавателя и работа как художника внесли большое оживление в жизнь школы и много дали нам – его ученикам». В 1912 г. Николай Белянин получает аттестат об окончании школы и удостаивается звания учителя рисования, черчения и чистописания в средних учебных заведениях и (что особенно для Белянина важно) с правом поступления (без экзаменов) в Высшее Художественное Училище при ИМПЕРАТОРСКОЙ Академии Художеств в Санкт-Петербурге. Николай Белянин использует свое право, и в том же году поступает в Академию.
В общих классах Белянин занимался под руководством П. Я. Мясоедова и В. В. Беляева. Но самым существенным оказалось влияние Н. Н. Дубовского, в Пейзажную мастерскую которого Белянин перешел весною 1914 года. Николай Яковлевич вспоминал, что в мастерской Дубовского он, помимо этюдной работы, много занимался композицией и перспективой – овладевал пространством. «Учился, кроме того, на произведениях барбизонцев и наших русских мастеров таких, как Шишкин, Васильев и, в особенности, Левитан».
Первая мировая война прерывает художественное образование Белянина. В июне 1916 г. его призывают на военную службу и направляют в 3-ю Петергофскую школу прапорщиков, после окончания которой в ноябре того же года отправляют в г. Вятку в 106-й запасной пехотный полк младшим офицером на должность командира взвода.
Далее в автобиографии две сухие строки: «В ноябре 1917 года был уволен от службы по болезни. Осенью 1918 года поступил преподавателем рисования в школу в г. Советске Вятской губернии». Однако из семейных преданий следует, что лихое революционное время, разметавшее прежний уклад и устои, едва не задело черным опахалом саму жизнь молодого прапорщика.
Николая Яковлевича Белянина, скромного в обращении с людьми, знающего почем фунт лиха, в полку солдаты любили и тайком опекали. Поэтому когда грянуло «революционное правосудие», и солдатские Комитеты начали гоняться за «офицерьем», однажды вечером к Белянину, только что списанному в запас, прокрались двое солдат из его взвода и настоятельно посоветовали той же ночью уходить из части. Николай Белянин, конечно, чувствовал отношение к нему рядовых и потому просто доверился им. А на следующее утро в части начались расстрелы…
Но судьба приготовила молодому человеку еще одно страшное «свидание». Когда он, срезав погоны, плыл на пароходе в Нижний Новгород, на одной из пристаней на палубу поднялась компания в дрызг пьяных солдат, которая принялась «просеивать» пассажиров на предмет принадлежности к «врагам революции». Офицеров и подозрительных штатских сгоняли штыками на берег и тут же, ленясь даже дойти до ближайшего оврага, расстреливали на глазах, оцепеневших от ужаса женщин и детей.
У Белянина сработал инстинкт - он свернулся на палубе калачом, притворяясь пьяным. Потом, всегда с волнением, он перессказывал семье, как гулко бухали, приближаясь, сапоги, как пнули ногой, требуя встать и доложить кто таков. На это Белянин, не открывая глаз, выругался матом. Опешивший патруль некоторое время молча пошатывался, потом один из них не то сказал, не то икнул: «Свой!», и Смерть снова прошла мимо.
Несколько месяцев Белянин преподает рисование в школе в г. Советске Вятской губернии, а в марте 1919 года его призывают в Красную армию на нестроевую службу в Приволжский запасной полк в г. Вятка. Но в сентябре снова увольняют по состоянию здоровья, и Белянин продолжает преподавательскую работу в Советске.
Только в 1921 году ему удается вернуться в Академию художеств.
Вместо скончавшегося Н. Н. Дубовского пейзажным классом руководит А. А. Рылов. В ноябре 1922 года Белянин сдает дипломную работу и заканчивает Академию, а в декабре переезжает в Москву.
«В искусстве,- вспоминает Белянин, - тогда господствовали так называемые «левые» формалистические направления. В противовес формалистам-космополитам, отрицавшим ценность наследия великих русских художников, группа молодых тогда художников-реалистов объединились в Ассоциацию Художников Революционной России (АХРР). Разделяя полностью их идеи и принадлежа по школе к реалистам, я без колебания вошел в это объединение».
Активно выставляться Н. Белянин начал с 1923 г. (Выставка к пятилетию РККА), затем последовали
выставки АХРР «Революция, быт и труд» (1924, 1925 г.г.), «Жизнь и быт народов СССР» (1926, 1927 г.г.).
С этого времени (1923 г.) Белянин уже работает как художник по договорам и участвует во всех выставках АХРР вплоть до ликвидации Ассоциации в 1932 г. в связи с образованием, объединившего всех, Московского Союза Советских Художников (МОССХ), куда Белянин и вступает.
Главной темой творчества Н. Белянина становится пейзаж. В 1925 г. Белянин предпринимает поездку на Урал в село Тургояк, расположенное у горного озера того же названия. За четыре месяца им написано множество этюдов, а также картины: «На задворках (Урал)», «Село Тургояк», «Старый двор», «Вечер на озере Тургояк», которые стали первыми «отчетными» работами молодого художника к 8-й выставке АХРР в 1926 году.
Красота дикой природы, масштабы «нетронутой земли» производят на Белянина настолько сильное впечатление, что позже, в 1929 году, он снова приезжает в Тургояк, пишет несколько работ, одну из которых («Озеро Тургояк») приобретает Государственная Третьяковская Галерея.
В 1927-1928 г.г. следовали поездки на реку Вятку, на Оку, Волгу. Среди работ этого периода можно выделить картину «Волга, бурный день» 1928 г., показанную на 9-й выставке АХРР в 1929 г. Волжский пейзаж в грозовое ненастье символически объединяет две стихии – темную, бурлящую мутью песка и ила, Волгу и черную грозовую бурю, сошедшую с небес. Здесь еще чувствуются эксперименты с цветом, но передача пространственной глубины безукоризненна. Впоследствии Николай Яковлевич Белянин станет одним из авторитетнейших специалистов в преподавании «воздушной перспективы», к нему за консультациями будут обращаться даже из-за границы.
1930-е - 1940-е годы всецело отданы творчеству и участию в выставках. Белянин окончательно определил свой жанр и добивается от пейзажной картины наибольшей выразительности чувств. Он привержен классической школе: всякий этюд начинает с рисунка, рисунок общий, без углубления в детали. Сам объект не лежит у него под ногами, а видится прямо (без поворота или опускания головы). Вначале Белянин пишет тонким слоем, сильно не нагружая холст. Затем, при проработке деталей, «наплавляет» краску, начинает с яркого, светлого пятна, постепенно переходя к полутонам и теням. Сначала, обычно, пишет землю, а потом, когда этюд прописан, связывает всё тонально с небом. В работах Белянина порой заметна перекличка с Бялыницким-Бируля, иногда с Левитаном, но всегда это очень личное, чрезвычайно поэтическое ощущение природы.
Наряду с Волгой, огромное место в творчестве художника занимало Подмосковье. Живописные окрестности Абрамцева, Свистухи, Быково - как жемчужины в ожерелье чередуются эти работы, пленяя утонченной поэзией среднерусской полосы.
Летние и осенние пейзажи весьма разнообразны: то солнечны и радостны («Рожь» 1948, «Светлый май» 1961), то пронзительно-задумчивы, то тревожны, как бывает мистичен свет и тревожны чувства перед грозой («Перед дождем», 1960).
Один из частых его сюжетов - освещенный солнцем снег с убегающей вдаль колеей и следами на дороге. Но с особенной любовью Белянин писал раннюю весну с проталинами и первыми журчащими ручейками («Пришла весна», 1949; «Гонимы вешними лучами», 1955 и др.).
Характерна запись из его дневника, сделанная 3 марта 1961 года»: «Весна. Снег тает во дворах, оживление среди воробьев… Позавчера ездили с Лидой за город. Там снегу много, река не замерзла и течет, темнея среди девственно-белого снега. Хочется писать на натуре. Надо поехать на днях!».
Николай Яковлевич любил натурные этюды небольшого размера – 25х30 см., 14х20 см. и даже меньше. В 1936, 1937, 1938, 1939 годах он пишет много сюжетов такого формата. В недавнее время не принято было сравнивать творчество советских художников с работами «знаменитых эмигрантов», но огромное наследие малых этюдов Белянина (на картоне, фанере, тонкой доске) несомненно созвучно с творчеством Ивана Павловича Похитонова - самобытного русского художника, мастера живописных миниатюр. В этих «малых формах» Белянин создает такое цельное ощущение природы, такую законченность композиции, передает такое искреннее состояния души, что эти этюды, сами по себе, являются бесспорными произведениями искусства. «Тропинка в поле», «Туман», «Весенний лес» - это всё маленькие жемчужины живописи.
Николай Яковлевич был прекрасным преподавателем, знатоком воздушной перспективы. До 1941 г. он преподавал живопись в Московском художественном училище им. 1905 г. После войны - в Московском институте прикладного и декоративного искусства, где по рекомендациям Александра Герасимова и Георгия Ряжского ему в 1949 году было присвоено звание профессора кафедры живописи. В последние годы жизни (1952-1962 гг.) Николай Яковлевич работал в Московском высшем художественно-промышленном училище (бывш. Строгановское). Белянин и у коллег слыл непререкаемым авторитетом. Художник В. Н. Перельман вспоминал: «Всю нашу жизнь мы вместе прожили на Масловке. Помню, как часто мы, художники, ходили к нему. Он был великолепный знаток перспективы. И, когда дело запутывалось, мы шли к нему, и он охотно, терпеливо вправлял нам мозги. Это был мастер в прямом смысле этого слова, вооруженный не только традициями, но и умением. Он, один из немногих, владел тайной валерной живописи».
Произведения Н. Я. Белянина чрезвычайно высоко ценятся как профессионалами-искусствоведами, так и любителями живописи. Его работы - в крупнейших собраниях: в Государственной Третьяковской галерее, Русском музее, в музеях Калуги, Перми, Кирова, Якутска, Челябинска, Астрахани, Саратова… Вообще, русский классический пейзаж среди знатоков мирового искусства всегда считался безусловной ценностью.
Поэтому с сожалением изучаешь списки, утраченных в ходе войны 1941-45 гг., картин из Государственного Русского Музея. Там, в основном, пейзажи, да еще таких мастеров как А. Боголюбов, Н. Дубовской, Ю. Клевер, И. Крачковский, А. Куинджи, И. Левитан. Еще больше работ начала 20-го века: В. Верещагин, В. Васнецов, И. Дроздов, К. Коровин, Б. Кустодиев. Попал в этот список и «Летний полдень» Н. Белянина (1933 г.), (Инв. №7 СО). Вероятно часть картин Белянина, распределенные Худфондом по галереям западных областей СССР, могли оказаться в Германии. Иначе откуда им, время от времени, появляться на европейских аукционах?
Еще одно, очень важное, нужно сказать об этом художнике. Николай Белянин был не только замечательным живописцем и педагогом, оставившим ярчайший след в классическом наследии русского пейзажа, он на протяжении всей своей жизни оставался безукоризненно честным и скромнейшим человеком.
На вечере памяти Н. Я. Белянина в 1962 г., собрались его коллеги и ученики. Выступали Е. Кацман, П. Богачев, В. Перельман, А. Вольтер, Е. Львов. Почти все отметили одну важную особенность творчества Белянина: в пейзажах он прежде всего стремится передать настроение, переживание человека, его работам свойственно то лирическое начало, которое было присуще Саврасову и Левитану. А искусствовед и исследователь творчества Белянина, Александр Нилович Тихомиров, вспомнил замечательную историю: «В 1929 году в Кёльне проходила выставка АХРР-а, где были и работы Н. Я. Белянина. Оказавшийся на выставке некий американский бизнесмен, очень захотел приобрести белянинский пейзаж с Волгой. Он купил работу. Через несколько месяцев он прислал Николаю Яковлевичу такое письмо: «Я деловой человек, сижу в своей конторе; я повесил там вашу картину, и когда я смотрю на природу, я больше чувствую себя человеком».
Ну, как лучше можно отблагодарить художника?
Вступительная статья из каталога персональной выставки 1962 г.
Союз Художников РСФСР, Москва, 1962 г.
Николай Яковлевич Белянин, заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор, родился 12 февраля 1888 года в Нижнем Новгороде (г. Горький) в семье небольшого служащего речного транспорта. Вода, речные просторы стояли перед его глазами и были любы ему всю жизнь, и тогда, когда он старался удержать их образы в своей городской мастерской, и Казани ли, Питере или Москве. Быт был скудным, мешала нужда, надо было с отроческих лет думать о заработке — приработке в помощь бабушке, у которой он жил (отец с матерью переехали в Астрахань) и которая существовала шитьем белья. И будущий художник с 11 лет прирабатывал «марочником», ставя на пристани на ящиках номера и адреса отправляемых грузов.
В городском училище помогли уроки рисования, а по окончании его вечерние занятия у нижегородского художника-энтузиаста Карелина, где уже определенно наметилось жизнен¬ное призвание.
В 1906 году, скопив уроками денег на несколько недель полуголодного существования, Николай Яковлевич отправляется в Казань и поступает в Казанскую художественную школу, находившуюся в ведении Академии художеств и бывшую тогда значительным центром подготовки молодых художников. Педагогическое значение казанской школы еще более выросло с приездом в 1908 году в качестве преподавателей талантливых художников П. П. Бенькова и Н. И. Фешина, очень разных по своей живописи, но полных темперамента и имевших серьезную академическую подготовку.
В 1912 году общее образование, а также художественное получены с дипломом 1 степени, дававшим право поступить в Академию художеств (точнее, Высшее художественное училище при Академии художеств) без экзаменов. В общих классах Белянин занимался под руководством П. Я. Мясоедова и позднее В. В. Беляева. Решающим оказалось влияние Н.Н. Дубовского, в мастерскую которого Белянин перешел весною 1914 года. Позднее Николай Яковлевич вспоминал, что в мастерской Дубовского он, помимо этюдной работы, занимался композиционными задачами над тем, что отличало «этюд» от картины.
Ранних работ Белянина сохранилось очень немного, но в них интересно проследить, в особенности в этюдах, постепенное и настойчивое овладение предметностью, материальностью изображаемого и передачей пространственной глубины.
Интересен ранний этюд «Пни на опушке леса»; художник доводит рисунок до полной материальной характеристики со всеми деталями. И даже в этой подготовительной работе сохранена их цельность и поэтическое восприятие природы.
Первая империалистическая война для Белянина, как и для многих художников, его сверстников, прервала художественное развитие. В 1916 году он мобилизован, производится в прапорщики, направляется в запасный полк в Вятку (г. Киров), где, впрочем, не пробыл и года, так как был уволен со службы по болезни. В 1919 году Белянин в Красной Армии на нестроевой службе и, в сентябре уволенный по болезни с военной службы, постепенно начинает работать как преподаватель рисования.
Только осенью 1921 года Белянин получил возможность вернуться в Академию. Вместо скончавшегося Н. Н. Дубовского мастерской руководит А. А. Рылов. В 1922 году Белянин сдает дипломную работу и кончает Академию.
В 1923 году Белянин переезжает в Москву.
Впервые творческий вклад Белянина впечатляюще прозвучал на 8-й выставке АХРР «Жизнь и быт народов СССР», когда полтораста художников-реалистов разъехались по всем концам своей социалистической Родины, чтобы правдиво показать советским людям их страну и людей.
Белянин поехал на Урал, к живописному горному озеру Тургояк у села того же названия. Замечательным был мажорный оптимистический строй привезенных им работ, отражавших сурово-мужественную природу края. Художнику он по¬любился так, что он и во второй раз через несколько лет снова поехал туда («Озеро Тургояк» 1929) было преобретено закупочной комиссией ГТГ).
В огромной работе, выполненной Н. Я. Беляниным за 40— 50 лет его напряженного и очень целенаправленного труда, творческие поездки оставались всегда существеннейшей основой того, что им создано: Волга, Ока, Чусовая, Урал, Вятка, Подмосковье с его каналом, его речушками и многими живописнейшими селами и городками (Абрамцево, Свистуха, Быково, Марьин Посад и др.). В 1929 году художник писал этюды (и притом несколько большего, чем обычно, размера) и на Северном Кавказе («Хоста», «Белые скалы»), причем, соответственно характеру места очень существенно менялся и его живописный язык (чеканный объем, повышенная цветность). В 1928 году на большой выставке АХРР и других художественных объединений, посвященной 10-летию Красной Армии (Белянин был постоянным участником всех юбилейных художественных выставок, посвященных советским вооруженным силам), он выставил картину «Красноармейский субботник, лесозаготовки»; художник связал жанровый мотив с прекрасным осенним пейзажем, буро-золотистой рощей, в которой идет работа. Но при всей значительности этого произведения, не в нем, как и не в кавказских этюдах, раскрывается своеобразие творческого лица Белянина. Разумеется, здесь нет ни возможности, ни надобности перечислять названия даже лучших из тех двухсот с лишним картин, которые составляют основу его наследия. Выставка показывает лишь меньшую часть написанных им картин, оставшихся после его смерти в мастерской (в частности, на ней почти не представлено исключительно богатое и по количеству и по качеству картинных произведений пятилетие 1946—1950 годов). Но и то, что удалось собрать, дает живое понятие о творчестве художника, о том самом ценном, что он стремился передать своим зрителям. Это поэзия пейзажа средней России.
Природа среднерусской полосы знает раздельно четкие и почти равные по своей продолжительности четыре времени года — весну, лето, осень, зиму. Отображению каждого из них, вернее песне о каждом из них, Белянин отдавал много сил. Но больше всего, пожалуй, весне — и совсем ранней, со снегом и проталинами, с чуть выглянувшей из-под снега водою и начинающейся зеленью, говорящей о неуклонном возрождении Жизни («Гонимы вешними лучами», 1955; «Пришла весна», 1949 и др.). Разумеется, он увлекался и красотами лета (больная картина «Рожь», 1948), особенно раннее лето («Светлый пай» — последняя работа, 1961). Он любил также писать и :нег, особенно освещенный солнцем, с убегающей вдаль вьющейся колеей и следами на дороге. Еще больше вдохновляла его осень.
Если можно говорить о развитии и эволюции художника, очень цельного, шедшего очень прямой дорогой, то их можно осмотреть в углублении эмоциональном — в углублении чув ства. Очень характерен в этом отношении цикл вариантов, связанных темой надвигающейся грозы («Перед дождем», 1960). Художник уделяет две трети плоскости своей картины небу, все лаконичней отбирая и усиливая лишь самое важное того состояния природы, в котором он увидел отражение своих человеческих переживаний. По своей эмоциональности выделяется также небольшая картина «Утро туманное». Замечательно, как с усилением ощущения состояния природы повышается и тонкость тоновых отношений каждого плана — чувство пластического целого. Исключительно ценным на выставке является подбор небольших работ, сделанных под открытым небом непосредственно на природе. В них порою особенно живо с особенной силой живописной цельности переданы непосредственные впечатления художника перед меняющимися обликами жизни.
Своими картинами и этюдами, своим поистине героическим, упорным творческим трудом Белянин в своих пейзажах зовет нас к радости, открывая и широко неся людям восторг перед природой, перед вечно родной, всегда живой и возрождающейся жизнью. И настоящая выставка — лишь скромный венок его труду.
Н. Я. Белянин был честнейшим и скромнейшим тружеником и к тому же превосходным преподавателем, самоотверженно передававшим молодому поколению свои знания и огромный опыт.
Произведения Н. Я. Белянина чрезвычайно высоко ценятся как профессионалами-искусствоведами, так и любителями живописи. Его работы имеются в крупнейших собраниях страны (в Гос. Третьяковской галерее, Русском музее, музее Революции СССР, в музеях Калуги, Перми, Кирова, Якутска, Челябинска, Астрахани, Саратова и др., а также в зарубежных коллекциях).
Тихомиров А. Н.
Московский художник.
1958 г. №4.
Николай Яковлевич Белянин принадлежит к старейшему поколению советских художников. Родился он в 1888 году в Нижнем Новгороде, в 1912 году окончил Казанскую художественную школу, где учился у Фешина, а в 1922 году — Академию художеств.
Любовь к прекрасному сделала его художником-пейзажистом. В своих произведениях Н. Белянин создает замечательные, глубоко проникновенные образы русской природы, передает задушевную красоту ее. Излюбленный его мотив — весеннее пробуждение земли, цветовое разнообразие этого чудесного времени года, прозрачные дымки по утрам, журчанье ручьев, пение птиц.
Но это не является для художника самоцелью. В своих пейзажах Н. Белянин прежде всего стремится передать настроение, переживания человека. Творчеству Н. Белянина, развивавшемуся в традициях русского реалистического искусства, свойственно то лирическое начало, которое было присуще Саврасову и Левитану.
Его пейзажи отличает удивительная свежесть и непосредственность восприятия, тонко разработанная цветовая гамма, чаще всего выдержанная в серебристо-голубых тонах.
Больше пяти лет Н. Белянин преподает в Высшем художественно-промышленном училище (бывшем Строгановском).
Реалистическое, глубоко национальное искусство художника занимает почетное место в советской пейзажной живописи.
Н. БЕУС
|