СЕРГЕЕВА Н. А. _______________ SERGEEVA Nina
Сергеева Нина Алексеевна, родилась в 1921 г., в г. Донецке.
В 1940-41 гг. училась в Харьковском художественном институте (у С.М. Прохорова и Н.С. Самокиша).
В 1950 г. окончила МГХИ им. В.И. Сурикова (преп. П.Я. Павлинов, на живописном факультете
проф. И.Э. Грабарь, С.И. Дудник), член МОСХ с 1951 г.
Работает в жанрах: станковая картина, портрет, пейзаж.
Участвовала на московских. республиканских, всесоюзных, зарубежных выставках.
Произведения Н.А.Сергеевой находятся в собраниях Министерства культуры Российской Федерации,
Союза художников России, Музея Академии художеств в Санкт-Петербурге, Архангельского областного
музея изобразительных искусств, Ангарской картинной галереи, Вологодской областной картинной галереи,
Донецкого областного художественного музея, Камышинской городской картинной галереи,
Краматорского художественного музея, Курганского областного художественного музея,
Мурманского областного художественного музея, Пермской государственной художественной галереи,
Сочинского художественного музея, Новой Пинакотеки в Мюнхене (ФРГ), собрании Людвига в Кельне (ФРГ) и др.,
в частных, общественных и корпоративных собраниях
в России, Франции, Италии, Великобритании, Финляндии,
Бельгии, ФРГ, США, Чехии, Японии, Республики Корея.
Список иллюстраций:
Гурзуф. Октябрь. 1972
Крым. Виноградники. 1967
Горы у Ялты. 1972
Горы и осень. 1967
Самарканд. Шахи-Зинда. 1973
Хива. Улица. 1973
Заполярье. 1975
Клайпеда. 1975
Лена Гончарова. 1975
Вологда. 1981
Каргополь. 1982
Красавицы Джаркургана. 1985
Розы на веранде. 1972
Вологда. 1982
Солнечный день в Заполярье. 1964
Испанка. 1985
Лето в Тавриде. 1994
Три сестры. 1994
Балет. 1993
Ночь и розы. 1973
Южный натюрморт. 1970
На солнечной веранде. 1968
Пляж. 1985
С добрым утром. 1994
Девочки. 1953 г.
Ялта. 1972 г.
Мурманский порт. 1965.
Бухта. Баренцево море. 1965.
Порт Владимир. Заполярье. 1965.
| "Ранние работы"
Бескрайние просторы Сибири. Могучий Енисей величественно катит свои воды вдоль живописных берегов, покрытых лесом, мимо селений, шоссейных дорог, по которым мчатся машины. Типичный пейзаж нашей Си-бири. Все это увидела и запечатлела в своей картине «Енисей» художница Н. А. Сергеева.
Нина Алексеевна Сергеева в 1966 году была в творческой командировке в Сибири. Результатом этой по-ездки явилась большая и интересная серия работ, рассказывающая о природе этого замечательного края, о его людях, их труде, жизни. Эта серия уже «в первый творческий отчет московской художницы о поездке по стране. В 1965 году Н. А. Сергеева побывала в Заполярье. Собранные впечатления, зарисовки, этюды говорят о том, что художница очень тонко и проникновенно почувствовала своеобразие красоты севера нашей страны. В этих двух сериях «Сибирь» и «Заполярье» Н. А. Сергеева проявила себя как пейзажист.
Начиная с 1964 года, она совершает поездки на Красноярскую ГЭС, а оттуда в порты Игарку и Дудинку. Художница расширяет свой творческий диапазон, работая непосредственно с натуры, делая там зарисовки, этюды, запечатлевая трудовой ритм портов.
Поездка в 1965 году в Заполярье на Кольский полуостров, в Мурманск и порт Владимир также позволила ей увидеть по-своему этот край, почувствовать его кра-соту и величественность.
Вот что пишет о своей поездке в Заполярье Н. А. Сергеева: «Север покоряет строгим отобранным колоритом, конструктивностью и многообразием форм».
Просматривая пейзажи из серии «Заполярье», мы ви-дилл, как очень по-разному в цветовом и живописном отношении решает художница похожие или те же самые сюжеты. Одни («Полуостров Таймыр», «На Крайнем Севере» и др.) благодаря напряженному цвету, гармо-нично-локальным краскам, строгой продуманной композиции создают величественно-монументальное впечатление Севера, другие («Бухта в Заполярье», «Мурманский порт») решены более живописно, декоративно.
Н. А. Сергеева отказалась от бытующего представления об однообразии природы Севера. Часто меняющееся освещение позволило художнице передать сложнейшую гамму от прозрачно-солнечных картин, насыщенных светом и воздухом, до почти плоскодекоративных пейзажей - синих, лиловых и фиолетовых.
В поездках художница естественно делает лишь зарисовки и этюды. Процесс работы над кэртиной начинается позднее. Но и эти этюды по своему колористическому звучанию и продуманности композиции воспринимаются как законченная картина, и, наоборот, картинам свойственна этюдная свежесть передачи впе-чэтлений. Это же самое мы наблюдаем и в серии работ о Сибири.
Сергеева так вспоминает о поездке в Сибирь: «Если в Заполярье природа своей величавостью подавляет человека, сливаясь с ним, то Сибирь интересна именно присутствием человека, который гармонично дополняет монументальный пейзаж».
Отсюда понятно, почему в этой серии мы наблюдаем жанрово-пейзажное решение темы. Суровый пейзаж Сибири, могучий Енисей, величественные берега и на этом фоне люди, сплавляющие лес по реке («Сортировка леса. Енисей», «Енисейский рейд»), сибиряки, отдыхающие после трудового дня («Вечер в сибирской деревне») — во всех этих картинах чувствуется влюблен-ность художницы в этот край, в его людей, преобразующих свою землю.
С какой любовью пишет Н. А. Сергеева сибирские деревянные домики, темнеющие вдали горы, серебри-сто-серую воду, меняющееся от освещения небо. На фоне пейзажа пестрят разноцветные косынки и платья молвдых тружениц. Эти яркие пятна обогащают весь цветовой ритм полотен.
Н. А. Сергеева много и плодотворно работает. Ее картины экспонируются на московских, всесоюзных выставках и за рубежом.
Г. Конечна |
Над Кольским заливом. 1965 г.
|
Заполярье. 1965.
|
На Крайнем Севере, 1965 г. Х.М.
|
Сортировка леса. Енисей. 1966 г.
|
Бухта в Заполярье. 1965.
|
Полуостров Таймыр, 1965 г. Х.М.
|
Енисейский рейд. 1967 г.
|
Вечер в сибирской деревне. 1966 г.
|
Пляж. 1968.
|
Натюрморт. Х.М.
|
Портрет учительницы. Масловка, 2005 г. Х.М.
|
На пляже. 1954. Х.М.
|
ФОТОГРАФИИ
Н.А. Сергеева в мастерской. Июль 2006 г.
|
На этюдах в Подмосковье. Август 2006.
|
На этюдах в Подмосковье. Август 2006.
|
На этюдах в Подмосковье. Август 2006.
|
На этюдах в Подмосковье. Август 2006.
|
Нина Сергеева - "Наслаждение светом".
Заслуженный художник России, Нина Алексеевна Сергеева, родилась в 1921 г. в поселке Юзовка близ Донецка на Украине.
С 1940 года и до самого начала войны 1941-го училась в одном из известных центров живописного мастерства - Харьковском художественном институте - у преподавателей С.М. Прохорова и Н.С. Самокиша.
После войны (1945-1950 гг.) продолжила обучение в МГХИ им. В.И. Сурикова у преподавателей П.Я. Павлинова, профессора И.Э. Грабаря, С.И. Дудника. Дипломную работу выполняла под руководством В.П. Ефанова.
Особую роль и сильнейшее влияние на творчество Нины Сергеевой, которую критика относит к ярким представителям московской импрессионистической школы, оказала живописная эстетика Игоря Эммануиловича Грабаря (1871-1960), выдающегося русского художника и историка искусства. Именно Грабарю Нина Сергеева обязяна проникновением в тайны наложения цвета, делающие ее палитру такой звенящей и утонченной.
Сразу же после окончания института Сергеева участвует во Всесоюзных выставках 1950 и 1951 гг. в Москве. Жанры ее работ разнообразны: станковая картина, портрет, пейзаж. Не удивительно, что в 1951 году ее без всяких колебаний принимают в МОСХ.
А дальше были многочисленные поездки по стране: от Енисея, Прибалтики и Заполярья до Средней Азии, Кавказа и, милого ее сердцу, Крыма. Крым, Гурзуф - это отдельная неиссякаемая тема ее творчества. Трудоголик по складу личности, всегда в движении, она наслаждается работой, как самой жизнью, а грядущие планы - постоянный источник ее оптимизма. Ее живопись, особенно жанровая последних лет, благодаря мастерству колориста удивительно нежна и даже чуть идеалистична, но, все же, не уводит зрителя в символизм, за грань реального. Натюрморты ее великолепны. Пейзажи излучают свет и восторг перед мирозданием.
Не удивительно, что ее работами украшены галереи и частные собрания многих уголков мира и, конечно, России: собрания Министерства культуры РФ, Союза художников России, Музея Академии художеств в Санкт-Петербурге; Ангарской, Вологодской, Пермской картинных галерей; Архангельского, Донецкого, Краматорского, Курганского, Мурманского, Сочинского художественных музеев; Новой Пинакотеки в Мюнхене (ФРГ), собрании Людвига в Кельне (ФРГ) и др., К произведениям Нины Сергеевой проявляют неизменный интерес коллекционеры России, Франции, Италии, Великобритании, Финляндии, Бельгии, ФРГ, США, Чехии, Японии и, вероятно, список этот далеко не полный.
Возможно, свойственное живописи Сергеевой наслаждение светом, неисчислимой гаммой его ипостасей, результат глубинного потрясения еще совсем юной души, вызванного одним трагическим эпизодом судьбы художницы.
В 1944 году, на издохе войны, 23-х летнюю Нину Сергееву посадили в немецкий эшелон, следующий «до станции Смерть».
Во время внезапной бомбежки эшелона на полпути, где-то в Румынии, большинство узников, включая охрану эшелона, разбежались по укрытиям полустанка. Потом всех возвращали в вагоны, и люди, как заговоренные, обреченно передвигали ноги к собственному небытию. Сергеевой с братом удалось тогда спрятаться где-то в полумраке подвала, и затаив дыхание слушать свистки и крики конвоя, потом натужный лязг уходящего состава... Они спаслись.
Не удивительно, что после таких вселенских ставок, когда секира Судьбы неотвратимо делит твое существование на свет или мрак, обретший вновь свет видит его, да и саму жизнь, уже через иную призму ощущений. Вот откуда в произведениях Сергеевой эта пронзительная радость жизни, ненасытная жажда цвета и света, упоение солнечным спектром. Вот откуда ценность для нее каждого дня, эта неутолимая жажда работы – не упустить день, не упускать каждый час.
Розово-бирюзовая цветовая гамма ее картин, эта своеобразная, персонально узнаваемая среда обитания ее персонажей, притягивает зрителя чистотой и определенностью отношения к миру. Почти языческая открытость и поклонение многоцветию реального, не выдуманного мира – в этом суть «эмоционального реализма» Сергеевой. Ее живопись, словно целебный эликсир, воскрешает ту первородную пуповину, связывавщую гармонию человеческой души с красотой мира. И эта красота незаметно, по древнейшему руслу, перетекает в душу человека, просветляя ее. Своим творчеством Сергеева как бы резюмирует: для человека, открытого для красоты, нет смертного горя и не может быть одиночества. Ведь красота это предтеча любви, а любовь – неиссякаемый источник надежды.
Александр Ильин,
сентябрь 2005 г.
Copyright © МАСЛОВКА - художники, картины, биографии, фотографии. Живопись, рисунок, скульптура. 20-й век Все права защищены. Опубликовано: 2005-03-23 (29480 Прочтено) [ Назад ] |