Степан Ильич Дудник - профессор, заслуженный художник РСФСР.
Родился в 1914 году в Феодосии, родителей своих не помнит, беспризорничал, в 1920 году, после освобождения Крыма от Врангеля, воспитывался в детском доме, оттуда сбежал. В шестнадцать лет Степан попал на строительство Беломорско-Балтийского канала, работал в глухой карельской тайге. Там он начал рисовать для стенгазеты. В 1934 году Дудник поступил в Московский государственный художественный институт им. В.И.Сурикова. В 1943 году окончил институт с отличием и был оставлен в аспирантуре. Его дипломная работа - историческое полотно "Штаб революции в Смольном" сделала бы честь и опытному, зрелому мастеру.
В послевоенные годы вместе с художниками В.Ефановым, Ю.Кугачем, К.Максимовым, В.Цыплаковым Дудником были написаны картины "Передовые люди Москвы в Кремле", "Вручение ордена Ленина Москве в честь 800-летия", "Заседание президиума Академии наук СССР".
В 50-60-е годы, как и многие художники в это время. Дудник много путешествует по различным областям страны - Алтай, Средняя Азия, Новокузнецк, Кемерово. Из этих путешествий он привозил много работ - сельские и урбанистические пейзажи, портреты рабочих и колхозников.
В эти годы практиковалась работа портретными сериями - портреты ученых, тружеников села, рабочих. В 1954-1955 годах Степан Ильич создает большой цикл портретов алтайских колхозников. Лучший из них - "Портрет бригадира-чабана Кары Уланкиной" (1955).
В 60-е годы в творчестве художника все сильнее начинает проявляться декоративное начало.Особенно ярко оно проявилось в его натюрмортах, которые художник много пишет в 60-е и в 70-80-е годы.
Общий романтически-эмоциональный настрой свойствен и всем жанровым работам художника. Дудник - художник-романтик, это видно и по ранним его работам, и по работам 70-80-х годов. Картина "Комсомольцы 20-х годов" (1972) посвящена суровому времени разрухи, голода, борьбы на фронтах гражданской войны.
Песней, поэтическим символом, посвященным Великой Отечественной войне, звучит триптих "Вечный огонь" (1975). На протяжении 80-х годов художником был создан ряд полотен, в которых ощущается тенденция к монументализации образа. Таковы триптихи "Люди Магнитогорска", "Октябрь" (оба 1980), "Парламентеры мира", "Парад Победы" (оба 1986).
В 70-е годы, в целом весьма плодотворные для художника, им было создано много жанровых полотен ("Ткачихи", "Яблони", "Ковровщицы"), в которых декоративность и поэтическое начало - творческий принцип живописца.
Еще одна область живописи, где Дудник создал много интересных работ - этот пейзаж. Глядя на его изображение Генуэзской крепости в Судаке, вспоминаешь все прекрасные легенды Крыма, посвященные этому месту. А пейзаж "Древняя земля" (1973) - это рассказ о красоте владимирского края. На нем изображен один из самых удивительных памятников древнерусского зодчества церковь Покрова на Нерли.
Степан Ильич Дудник всегда принимает участие в художественной жизни страны, экспонирует свои работы на всех крупных выставках. Его своеобразное творчество раскрывается все новыми гранями таланта, художник не останавливается на месте, продолжает поиски новых выразительных средств. Во всех живописных жанрах - в портрете, натюрморте, пейзаже, в картинах на историческую тему, в жанровых полотнах - он создал интересные, запоминающиеся работы.
|
Самарканд. Дворик. 1943. К.М. 26х35 см. | Самарканд. Базар. 1943. К.М. 21,5х32 см. |
Козы. Обнаженная. 1938. Х.М. 90х70 см. |
Самарканд. Этюд | Самарканд. Этюд |
Самарканд. Отдых.1949. К.М. 32х22 см. | Портрет дагестанца. 1946. Х.М. 70х52 см. |
Заседание президиума Академии Наук СССР. 1949. К.М. 34,5х49,5 см. |
Лето. Туркменки с дыней. 1950. Х.М. 90х139 см. |
Крым. На берегу моря. 1951. К.М. 20,5х31 см. | Горный Алтай. 1954. К.М. 50х70 см. |
Красная площадь в день похорон И.В.Сталина. 1953. К.М. 15х25 см. | Сталин в гробу. 6 марта 1953 г. К.М. 15х25 см. |
Алтай. Валя Молчинова. 1954. Х.М. 75х58 см. | Птичница (эскиз). 1958. К.М. 40х30 см. |
Максим Горький. 1940. Бум. Пастель | Портрет М. Мурадовой. 1956. Бум. К. 21х25 см. |
Алтай. Горная река. 1965. Х.М. 45х90 см. | Грусть. 1956. К.М. 23х28 см. |
Новокузнецк. Портрет доменщика. 1961. Бум. К. 64х50 см. | Новокузнецк. Портрет доменщика. 1961. Бум. К. 64х50 см. |
Магнитогорск. Завод Коксохим. 1962. Х.М. 90х90 см. | Натюрморт с кактусом. 1966. К.М. 70х60 см. |
В новом районе. 1969. К. Темпера. 86х63 см. Бум. К. 64х50 см. | Золотой натюрморт с Венерой. 1971. Х.М. 80х60 см. |
Натюрморт с японской гравюрой. 1970. Х.М. 70х100 см. |
Рисунок к картине "Яблони". 1973. Бум.К. | Рисунок к картине "Яблони". 1973. Бум.К. |
Набросок. 1975. Бум.К. |
Магнитогорск. Синькова Ира. 1978. Бум. Пастель. 60х51 см. | Магнитогорск. Ира. 1978. Бум. Пастель. 75х51 см. |
Коррида. 1980. Х.М. Панда. 150х160 см. | Испанский натюрморт. 1989. Бум.Пастель. 20х13 см. |
Натюрморт с Венерой. 1982. К.М.Панда. 100х86 см. | Натюрморт с чайником. 1989. Бум. Пастель. 69х56 см. |
Л. Антонова. 1972. Бум.Кар. 47х39 см. | Летние цветы. 1995. Бум. Пастель. 53х51 см. |
Вечная любовь. 1984. К.П. 50х70 см. | Алтай. Горный перевал. 1985. К.Пастель. 70х83 см. |
Испанки. 1992. Х.М.Панда 70х100 см. | Испанки |
Испанки. Танец. 1990. Х.М. 80 х 90 см. | Натюрморт. 1990. Х.М. 73х100 см. |
Турция. Продавец воды. 1995. Х.М.Панда. 120х118 см. | Чаепитие. 1995. К.Пастель. 82х80 см. |
Экспрессия. 1992. Живопись на стекле. 22х40 см. | Цвет лета. 1992. Живопись на стекле. 43х59 см. |
ФОТОГРАФИИ
| Беломорканал, колония. 1933 г. |
Беломорканал, колония. 1933 г. |
Беломорканал, колония. 1933 г. |
Беломорканал, колония. 1933 г. |
С.И. Дудник, студент 2-го курса ВХУТЕМАСа. 1935 г. | С. Дудник, П. Судаков. Кемерово. 1948 г. |
Дудник, Максимов К.,Гоголева?, Ефанов В.П., Цыплаков В.Г. (Из семейного архива Цыплаковых) |
С.И. Дудник, В.И. Аралова, В.Н. Терешкова. 1968 г. |
В мастерской Г.И.Цейтлина | Г.Я. Брусенцов, С.И. Дудник, Б.В. Степанов в мастерской на Чистых прудах. 1977 |
М.Ф. Сафронов, С.И. Дудник. Магнитогорск. 1978 г. | Жан-Поль Ренуар, С.И. Дудник. 1989 г. | С.И. Дудник в мастерской |
70-летний юбилей. Н. Пономарев, Л. Антонова, С. Дудник, И. Обросов, И. Долгополов. | С.И. Дудник и О.В. Ланг. 1981 |
С.И. Дудник с супругой (Л. Антоновой) в мастерской |
Е.Романенко
Степан Ильич Дудник
Степан Ильич Дудник (род. 1914). Судьбы очень многих людей, родившихся в первые десятилетия ХХ века, поражают нас своей неожиданностью, удивительностью. Часто их жизнь представляется нам похожей на сказку, где герою приходится пройти через великие трудности, чтобы достигнуть счастья. Такая судьба и у Степана Ильича Дудника - ныне профессора, заслуженного художника РСФСР.
Степан Дудник родился в 1914 году в Феодосии, родителей своих не помнит, беспризорничал, в 1920 году, после освобождения Крыма от Врангеля, воспитывался в детском доме, оттуда сбежал. В шестнадцать лет Степан попал на строительство Беломорско-Балтийского канала, работал в глухой карельской тайге. Там он начал рисовать для стенгазеты. В 1934 году Дудник поступил в Московский государственный художественный институт им. В.И.Сурикова. Начинающему заниматься, не имея никакой подготовки, было трудно. Но Степан Дудник много работал. В 1943 году он окончил институт с отличием и был оставлен в аспирантуре. Его дипломная работа - историческое полотно "Штаб революции в Смольном" сделала бы честь и опытному, зрелому мастеру. Целостность, композиционная найденность, небанальность подхода, свое ощущение времени, эпохи, присущие этой картине, сразу обратили внимание на молодого художника. Тема революции занимает большое место в творчестве Дудника, и всегда он находит свое, не похожее на других ее решение, не боясь ни сложности задачи, ни масштабов полотна ("Залп "Авроры", "Октябрьские дни", "В.И.Ленин и А.М.Горький" и др.).
В творчестве Степана Дудника отразились многие тенденции, свойственные развитию советского искусства. Так, например, в послевоенные годы создавались большие заказные групповые портреты, которые писались коллективами художников. В составе такой "бригады" работал и Дудник. Вместе с художниками В.Ефановым, Ю.Кугачем, К.Максимовым, В.Цыплаковым им были написаны картины "Передовые люди Москвы в Кремле", "Вручение ордена Ленина Москве в честь 800-летия", "Заседание президиума Академии наук СССР". В целом названные произведения вряд ли можно отнести к лучшим работам их авторов. В них внешняя эффектность, парадность и помпезность перекрывали остальные достоинства. Но у каждого из художников были свои удачи. Так, подготовительные портреты-этюды Степана Дудника говорят о его живописном мастерстве и несомненном даре портретиста.
В 50-60-е годы, как и многие художники в это время. Дудник много путешествует по различным областям страны - Алтай, Средняя Азия, Новокузнецк, Кемерово. Из этих путешествий он привозил много работ - сельские и урбанистические пейзажи, портреты рабочих и колхозников. В эти годы практиковалась работа портретными сериями - портреты ученых, тружеников села, рабочих. В 1954-1955 годах Степан Ильич создает большой цикл портретов алтайских колхозников. Лучший из них - "Портрет бригадира-чабана Кары Уланкиной" (1955). Последовавшая вслед за этой серия портретов сталеваров отличается большим обобщением. Хороший рисунок, монументальная форма, интересные колористические решения - художественные качества этих произведений. Дудник много работает непосредственно с натуры в цехах у станков и плавильных печей. Чтобы создать портрет, он делает подготовительные этюды, а завершает работу всегда в мастерской. В области портрета в 60-е годы работало много художников. Манера, стиль их различны, но в их работах есть и общее - все они стремились показать, отразить живописными средствами образы волевых, энергичных строителей новой жизни, отразить их участие в этом процессе. На портрете сталевара А.Ковалева (1964) мы видим человека с красивым, мужественным, волевым лицом, освещенным отблеском огня плавильной печи. В этой работе выявлены высокие духовные качества изображенного.
Степан Дудник - художник постоянно развивающийся, ищущий, его живопись с годами претерпевает изменения. В 60-е годы в его творчестве все сильнее начинает проявляться декоративное начало, явно заложенное в природе его дарования, свободней и интересней становится колорит его работ. Так, портрет верхолаза В.Заворыкина отличается от изображений сталевара в предыдущей серии. Яркая декоративность, броская темпераментная живопись наиболее верно передает образ монтажника, его отвагу, молодость, удальство. Художник меняет свою живописную манеру в зависимости от образных задач, которые перед собой ставит.
Особенно ярко проявилось декоративное начало живописи Дудника в его натюрмортах, которые художник много пишет в 60-е и в 70-80-е годы. В них он отразил поэтический мир простых вещей, их незамысловатую красоту. Цвет в творчестве Дудника - носитель эмоционального начала. Его видение цвета отличается своеобразием, самобытностью, поэтому его работы никогда не спутаешь с работами других художников.
Общий романтически-эмоциональный настрой свойствен и всем жанровым работам художника. Дудник - художник-романтик, это видно и по ранним его работам, и по работам 70-80-х годов. Картина "Комсомольцы 20-х годов" (1972) посвящена суровому времени разрухи, голода, борьбы на фронтах гражданской войны. Образ красноармейца в буденовке - композиционный и смысловой центр полотна. Если в остальных персонажах есть элемент жанровой трактовки, то молодой воин-комсомолец - это законченный собирательный образ, трактованный, несмотря на всю суровость темы, через романтическое восприятие тех дней.
Песней, поэтическим символом, посвященным Великой Отечественной войне, звучит триптих "Вечный огонь" (1975). На протяжении 80-х годов художником был создан ряд полотен, в которых ощущается тенденция к монументализации образа. Таковы триптихи "Люди Магнитогорска", "Октябрь" (оба 1980), "Парламентеры мира", "Парад Победы" (оба 1986).
Дудник в разное время обращается больше то к одному, то к другому жанру живописи. В 70-е годы, в целом весьма плодотворные для художника, им было создано много жанровых полотен ("Ткачихи", "Яблони", "Ковровщицы"), в которых декоративность и поэтическое начало - творческий принцип живописца. В этих произведениях, построенных на мягких ритмических движениях, гармонии цвета, замкнутой композиции, нет мелких, конкретных деталей быта. Это не зарисовки из жизни, не ее прямое воспроизведение, а тема, которую развивает художник, оттолкнувшись от конкретного сюжета, момента. В этих жанровых картинах сочетаются лиризм и монументальность.
Еще одна область живописи, где Дудник создал много интересных работ - этот пейзаж. Глядя на его изображение Генуэзской крепости в Судаке, вспоминаешь все прекрасные легенды Крыма, посвященные этому месту. А пейзаж "Древняя земля" (1973) - это рассказ о красоте владимирского края. На нем изображен один из самых удивительных памятников древнерусского зодчества церковь Покрова на Нерли и, как знак сегодняшнего дня, уважительно обходящая ее стороной линия электропередач. Маленький, стоящий на пригорке храм сохраняет свое величие, несмотря на гиганта соседа.
Степан Ильич Дудник всегда принимает участие в художественной жизни страны, экспонирует свои работы на всех крупных выставках. Его своеобразное творчество раскрывается все новыми гранями таланта, художник не останавливается на месте, продолжает поиски новых выразительных средств. Во всех живописных жанрах - в портрете, натюрморте, пейзаже, в картинах на историческую тему, в жанровых полотнах - он создал интересные, запоминающиеся работы.
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА
1913 год 23 декабря | Родился в Феодосии. Крым. |
1932-1934 | Учеба в Московском Государственном художест- венном институте им.Сурикова. Графический фа- культет. Педагоги: Н.П.Крымов, Д.Н.Кардовский, К.Н.Исто- мин, М.Н.Чернышов, А.А.Дейнека, А.А.Осмеркин. |
1941 | 1944 - Эвакуация в Самарканд. |
1941 | Вступление в члены КПСС. |
1942 | Защита диплома "Штаб револиции в Смольном" с оценкой "отлично". |
1942-1944 | Учеба в аспирантуре института им.Сурикова. |
1944. | Вступление в Союз художников. (членский билет 56, подписан С.Герасимовым). |
1946-1952 | Преподает в институте им.Сурикова. |
1949 | Получает звание доцента по кафедре рисунка. |
1950 | Присуждают звание Лауреат Государственной премии СССР (Сталинская). |
1952-1953 | Преподает в Харьковском Государственном художественном институте. |
1953-1968 | Работает по договорам. |
1964 | Получает значек "Отличник народного просвещения РСФСР". |
1965 | Награждается "Почетной грамотой РСФСР". |
1967-1974 | Преподает в Высшем художественно-промышленном училище им.Строганова 1968 - Присваивают звание "Заслуженный художник РСФСР". |
1968-1972 | Избирается Председателем правления Московского отделения Союза художников. |
1968-1972 | Избирается Депутатом Московского Городского Совета депутатов трудящихся. |
1970 | Италия-Испания. Поездки от Академии Художеств СССР. |
1969-1980 | Избирается членом правления Союза художников РСФСР. |
1969-1991 | Избирается членом правления Союза художников СССР. |
1970 | Награждается медалью "За доблестный труд" к 100-летию В.И.Ленина. |
1971 | Награждается орденом "Знак почета". |
1976-1981 | Преподает в Педагогическом институте им.Ленина. Художественно-графический факультет. |
1981 | Финляндия. Командировка. |
1983 | Финляндия. Командировка. |
1983 | ФРГ. Командировка. |
1986 | Венгрия. Командировка. |
1988 | ФРГ. Командировка. |
1988 | Венгрия. Командировка. |
1989 | Австрия. Симпозиум европейских художников. |
1990 | Австрия. Приглашение Герхарда Ленца. |
1991 | Турция (Стамбул). Приглашение Посольства Турции. |
1993 | США (Хьюстон). Приглашение Бена Блессинга. |
1994-1995 | Голландия (Милсбек). Приглашение Яна Янсена. |
1969 г. | Получает звание "Профессор академической живописи" 1984 г. - Присваивается звание "Народный художник РСФСР". |
Музеи, в которых хранятся картины художника
|