| |
ОРЕХОВА В. А. ________________ OREHOVA VeraОрехова Вера Андреевна 1907-2007
Орехова Вера Андреевна 1907, Одесса - 2007, Москва.
В 1926-30 училась во Вхутемасе-Вхутеине на театральном отделении живописного факультета у П. П. Кончаловского, И. М. Рабиновича, Ф. Ф. Кондратьева, В. Г. Сахновского.
1929 - участник оформления карнавала к 10-летию Коминтерна.
В 1930-х - автор оформления парков, массовых празднеств, выставок.
В 1932 г. вступила в Московский Союз советских художников.
В 1933-1937 гг. работала на проектно-оформительских работах: выставки, физкультурные парады, карнавалы, общественный интерьер.
В 1941-1943 гг. работала в Узбекском театре оперы и балета заведующим постановочной частью.
В 1943-1954 гг., по возвращении в Москву, работала над проектированием интерьеров павильонов Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Вела изокружок в пионерлагере "Артек" и оформляла пионерские костры.
В 1954 г. начала работать в Комбинате графического искусства МГО ХФ РСФСР по цеху уникальной графики.
В 1958-1983 гг. работала в цехе эстампа.
Вера Орехова прожила ровно 100 лет и умерла в Москве в 2007 г.
Музеи: ГМИП, Шушенская картинная галерея мемориального ансамбля В.И. Ленина, Худ. галерея в Тикси.
|
Краткая биография из каталога худ. выставки «15 лет РККА». Москва 1933 г.
Орехова Вера Андреевна (1907) занятия искусством начала на декоративном отделении Московского техникума кустарной промышленности, где училась два года (1924—1926 гг.)
В 1926 г. поступила во Вхутеин, который окончила в 1930 г. по декоративному отделению.
По окончании Вхутеина стала работать проектировщиком-декоратором, принимала участие в художественном оформлении массовых празднеств, ленуголков и т. п.
Состояла членом декоративной секции АХР.
(Работа: «Макет оформления ленуголка для частей РККА»)
|
Творчество:
Московский Кремль. Акварель. |
Московская высотка. Акварель. |
Вечером у Большого театра. Акварель. |
Московский пейзаж. Акварель. |
Московский пейзаж. Акварель. |
На улицах Москвы. Акварель. |
На улицах Москвы. Акварель. |
Крым. Гора Медведь. Акварель. |
Натюрморт с розами. Акварель. |
Южный пейзаж. 1979. Акварель. |
Крым. Акварель. |
Скалистый берег. Акварель. |
Городок. Акварель. |
Крымские горы. Акварель. |
Стамбул. Акварель. |
Древняя башня. Акварель. |
Южный поселок. Акварель. |
Натюрморт с грушами и дыней. 1988. Акварель. |
Розы в полосатой вазе. 1975. Акварель. |
Крым. Виноградники. Акварель. |
Крымский пейзаж. Акварель. |
Рассвет на Черном море. Акварель. |
Татарский поселок. Акварель. |
Морской пейзаж. Акварель. |
Морской пейзаж. Акварель. |
Натюрморт с ананасом. Акварель. |
Сакля у моря. Акварель. |
На пляже. Акварель. |
Синие скалы. Акварель. |
Южный поселок. Акварель. |
Дерево у дома. Акварель. |
Медведь-гора. Акварель. |
Рыбацкие лодки. Акварель. |
Зимой на Черном море. Акварель. |
Рыбаки. Акварель. |
Плавают льдины. Акварель. |
Зимний вечер. Акварель. |
Большой театр. Акварель. |
Фотографии:
Карнавальное шествие у ПКиО групп «Кулак» и «Бюрократ» (авторы В. Орехова и И Кулешов). 1929.
|
Авторы оформления карнавала - студенты ТДО живописного факультета Вхутеина в ПКиО. 1929.
Слева направо: 1 ряд - Р. Гейденрейх, С. Базурин, Андрющенко, B.C. Балихин (преподаватель), П. Будо, Э. Хейфец, К. Невменко, С. Лашков, И. Кулешов;
2 ряд - Г. Цыган, О. Чаплинская, Г. Рогова, Е. Красавин, Д. Фрадкин, С. Аладжалов, А. Мызников, В. Антонов, Л. Хохлова;
3 ряд - С. Зорин, В. Петровская, Г Куренков, Ф. Севортян, не устан., Я. Козловская, Г. Бушмелев, А. Туралысов, Н. Стародуб, В. Орехова, Н. Стругач, П. Шадриков.
|
Вера Орехова. 1930-е. |
Вера Орехова с дочерью Мариной. 1930-е. |
В. Орехова в Крыму.
|
В.А. Орехова. 1986. |
В мастерской. |
В.А. Орехова с дочерью Мариной на персональной выставке, 1986 г.
|
В.А. Орехова с дочерью М.В. Турецкой на выставке работ дочери в 2006 г. |
Выставки:
1933 г. Москва: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА «15 ЛЕТ РККА».
1956 г. Москва: Московская акварель, акварельный пейзаж.
1957 г. Москва: ТРЕТЬЯ ВЫСТАВКА АКВАРЕЛИ МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ.
1958 г. Москва: ВЫСТАВКА ЭТЮДОВ ХУДОЖНИКОВ СЕКЦИИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА.
1962 г. Москва: Юбилейная выставка МОССХа.
1964 г. ГДР: Выставка советского эстампа.
1968 г. Зарубежные: Выставка советского эстампа.
1972 г. Вьетнам: "Борющемуся Вьетнаму".
1973 г. Персональная выставка эстампа в Худ. комбинате (50 листов).
1975 г. Москва: "Женщины-художницы Москвы Всемирному конгрессу женщин".
1980 г. Москва: Московская зональная худ. выставка.
1982 г. Москва: Юбилейная выставка МОССХа.
1986 г. Москва: Перс. МОСХ (Осмоловский Ю. - ст. в кат.).
Литература:
Острецова Л. - Московский художник, 1972, № 43;
Злотников Ю. - Московский художник, 1986, № 45.
Каталог персональной выставки Веры Андреевны Ореховой. Москва, МОСХ, 1986 г.
1939
Из серии «Крым» В., акв.
Берег в Судаке. 26X38 Поселок Уютное. 27X40 Руины Генуэзской крепости. Крымский поселок. 36X51
1941—1943
Из серии «В Ташкенте» В., акв.
Девочка-узбечка. 26X28
Актриса. 39X28
Школьница. 35X30
Молодой художник. 34X29
Мариша. 34X26
1946—1954
Из серии «Крым»
В., акв.
Старые татарские домики. 25X34 На берегу Черного моря. 25X34 Дерево на виноградниках. 28X33 В Крыму. 23X34 Пасмурный день. 23X34 На берегу. Артек. 22X36 Ясный день. 26X35 Берег в Гурзуфе. 20X35 Гора Аюдаг. 24X36
1955—1964
Из серии «Крым» В., акв.
Дочь рыбака. 40X31
Трубочист. 45X37
Модель. 37X32
Гурзуф. 33X53
Натюрморт с раскрытой книгой. 29X44
Яблоки. Натюрморт. 26X45
Яблоки и кувшин. Натюрморт. 31X44
Фрукты. Натюрморт. 35X49
Натюрморт с виноградом. 28X44
Ромашки. Натюрморт. 30X40
1961
Из серии «Зарубежные поездки»
В., акв.
В порту Стамбула. 22X25 У берегов Гвинеи. 21X30 Неаполитанский залив. 25X35
1965—1970
Из серии «Крым»
В., акв.
Два ствола. 35X47 Поселок в Крыму. 24X34
Дорога и горы. 25X34 Домик и горах. 34X43
Из серии «Москва». акв.
Театральный проезд. 33X26
Улица Горького. Магазин «Рыба». 25X35
Гостиница «Нацнональ». 15X24
Столешников переулок. 15X24
Трубная площадь. 19X29
Улица Разина. 16X28
Петровские ворота. 14X21
Площадь Ногина. 14X22
Храм Василия Блаженного. 15X21
На улице Горького. 12X21
Зарядье до реконструкции. 15X24
В районе Таганки. 13X24
У Покровских ворот. 14X24
Храм Василия Блаженного, 26X18
Чугунный мост. 26X34
Старый дом. 15X25
На переходе. 12X24
У Каменного моста. 26X38
Большой театр. 25X37
Красная площадь. Лобное место. 24X37
Черемушки. На стройке. 23X33
Кузнецкий мост. 25X32
Петровка. 11X23
Москва-река у Крымского моста. 16X19
Сквер на Болоте. 25X28
Ночной этюд. 16X26
У входа в кинотеатр. 20X27
Москва-река. 14X29
Улица Горького. 12X22
Брюсовский переулок. 22X30
На реке Москве. 14X20
Площадь 50-летия Октября. 26X19
Цветной бульвар. 21X36
Уголок на площади Свердлова. 22X33
Демонстрация на улице Горького. 13X25
Петровский бульвар. 26X27
Гоголевский бульвар. 23X33
Покровский бульвар. 2бХ35
Петровский бульвар. 26X37
Кремль зимой. 25X33
Сквер у Казанского вокзала. 25X39
Окружной мост. 25X24
Очередь на автобус. 13X27
Площадь Свердлова. 20X32
Кремлевская набережная. 24X33
У Белорусского вокзала. 26X38
Церковь Зачатья Анны. 13X17
Переход на площади Пушкина. 22X33
Каменный мост. 22X32
Шоссе Энтузиастов. 15X25
Раушская набережная. 15X23
Кинотеатр «Прогресс». 14X27
Площадь Восстания. 20X32
Сквер на площади Свердлова. 17X28
Из серии «Архангельское» В., акв.
Архангельское. 25X38
Этюд с автобусами. 22X33
Пруд в Архангельском. 45X35
Осень в Архангельском. 25X24
Из серии «Натюрморты» В., акв.
Дыня. 34X43
Гранаты на белой салфетке. 32X39
Груши. 38X54
Гранаты на белом блюде. 32X46
Натюрморт с зеленым яблоком. 24X41
Натюрморт с белой куропаткой. 34X46
Гранаты с черной бутылкой. 35X35
Цикламены. 41X33
Гранаты. Эскиз к цветной линограгюре. 39X39
Айва и дыня. Эскиз к цветной линогравюре.
22X43
Ананасы. Эскиз к, цветной автолитографии.
21X46
Фрукты на синей тарелке. Эскиз
к цветной линограгюре. 21X45
Рыба щука. 38X51
1971—1978
Из серии «Натюрморты» В., акв.
Рыба морской черт. 48X61
Серебряные рыбки. 40X56
Анютины глазки. 35X56
Айва и книги. 23X47
Рыба и гранаты. 33X49
Натюрморт с апельсинами. Эскиз к цветной
автолитографии. 28X44
Натюрморт с черным чайником. Эскиз
к цветной автолитографии. 24X36
Рыба лещ. 33X50
Айва и виноград. 30X45
Гладиолусы. 39X48
Гранаты на красной тарелке. 25X35
Фрукты. Натюрморт. Автолитография. 28X48 Из серии «Крым»
В парке Артека. В., кар. 46X53
Одичавшая слива. В., уголь. 41X50
В Гурзуфе. В., кар. 39X47
Судак. Виноградники
В., фломастер. 29X44
Улочка в Гурзуфе. В., пресс, уголь. 42X45
Судак. В., фломастер. 29X44
Гурзуф. Дорога в микрорайон
В.. фломастер. 41X48
Гурзуф. Улица Чехова
В., фломастер. 39X50
Спортивный праздник в Артеке.
Автолитография. 39X49
Долина Судака. Автолитография. 33X52
Панорама Гурзуфа. Автолитография.
47.5X58.5
Виноградник». В.. пастель. 35X52 Микрорайон в Гурзуфе. В.. пастель. 42X38 Кипарисы на виноградниках В., пастелm.37X51 Дворик в Судаке. В.. пастель. 30X41 Саран на виноградниках В., пастель. 35X44 В долине Судака. В.. пастель. 23X44 Гора Алчак. В.. пастель. 27X51 Вдали Аюдаг. В.. пастель. 34X47 Гурзуф. Лодочная пристань В.. пастель. 37X47 Из серии «Подмосковье»
Первый снег. В.. пресс, уголь. 44X58
В деревне Новый Покров. В.. акв. 40X54
Старые липы. В., кар. 40X50
Дороги на Оку. В., пресс, уголь. 43X52
Деревня Новый Покров
В.. акв.. сухая кисть. 36X44
Верег Оки. В.. пресс, уголь. 57X46
1978—1984
Из серии «Натюрморты»
Фрукты в корзине. Эскиз к линогравюре
В.. гуашь. 50X60
Натюрморт с самоваром
Линогравюра. 60X50
Виноград. Линогравюра. 59.5X47.5
Дыня. Линогравюра. 47.5X59.5
Гранаты и бананы. Автолитография.
47,5X58,5
Ананасы и апельсины. Автолитография.
59,5X47.5
Из серии «Москва» В.. кар.
Моя мастерская. 49X38
Кремлевская набережная. 41X54
Улица Горького. 42X54
Серебряный бор. 42X54
Москворецкая и Раушская набережные.
42X54
Интерьер с рабочим столом. 29X43
Статьи о художнике:
Радость творчества.
Вступительная статья в каталоге персональной выставки Веры Андреевны Ореховой. Москва, МОСХ, 1986 г.
Московский весенний день. Солнце льется через стеклянную стену (иначе не назовешь это огромное окно) в маленькую, уютную мастерскую Веры Андреевны Ореховой. Художник показывает свои работы: акварели, литографии, линогравюры и вдруг обращается ко мне с прямым вопросом:
— Стоит ли делать мою выставку?
В этом вопросе — требование ясного, неуклончивого ответа, тревога за себя и за будущего зрителя, который не должен обмануться в своих ожиданиях. Ответ на сомнения Веры Андреевны — в самих произведениях, созданных ею за последние двадцать лет и показанных сегодня на ее первой персональной выставке. Жизнь художника в том и состоит, чтобы самому ставить вопросы и по-своему решать их, несмотря на все перипетии судьбы, на все сложности. А сложности и трудности сопутствовали творческой жизни В.А.Ореховой.
Одиннадцатилетней девочкой вместе с семьей она в 1918 году переезжает в Москву. И после окончания 5-й опытной школы имени М. И. Калинина, который часто приезжал в гости к учащимся, поступает в техникум кустарной промышленности. Ее первыми педагогами были А. М. Васнецов и Д. В. Щербиновский.
В 1926 году сбылась мечта В. А. Ореховой, она была принята на театральное отделение живописного факультета Вхутемаса. Уже сам перечень имен художников, у которых училась Вера Андреевна, — С. В. Герасимов, М. С. Родионов, П. П. Кончаловский, И. М. Рабинович — говорит о том, какую прочную и серьезную творческую школу она прошла.
Вспоминая о студенческих годах, В. А. Орехова рассказывает: «На второй год началась театральная работа, и в мастерскую пришел Петр Петрович Кончаловский. Запомнился он нам малоразговорчивым, вроде бы посторонним посетителем своей мастерской. Он почти никогда не брал чьей-то кисти и не вносил исправлений в ученическую работу... Этой чести, однако, как и несколькими скупыми фразами по делу, он почему-то иногда одаривал меня, а класс — недоумевал. Собственной исключительности удивлялась и я. Петр Петрович учил работать цветовыми отношениями и своеобразно выражал свой принцип словами: «Что ж вы рисуете и рисуете, а в живописи даете фузу?!»
Вел у нас уроки и Исаак Моисеевич Рабинович, но они запомнились скорее «нутром».
Василий Григорьевич Сахновский — правая рука самого Станиславского — вел историю театра. Период практики мне запомнился постоянным общением с Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко в Художественном театре».
В бурные, противоречивые двадцатые годы большие мастера отечески заботились о будущей смене, передавая молодым свой огромный опыт и знания. Институт давал не только солидную профессиональную основу, но и формировал творческое самосознание вступающих в жизнь художников.
Вера Андреевна Орехова — коренной мосховец, со дня основания Московской организации она становится членом Союза художников. В тридцатые годы ею выполнены разнообразные работы по оформлению демонстраций, физкультурных парадов, карнавалов, общественных интерьеров. Вместе с другими художниками она участвовала в строительстве и открытии Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, работала над декоративным убранством павильонов Таджикистана, Азербайджана, Киргизии и Узбекистана. Тогда художница еще не могла знать, что вскоре
Узбекская республика станет ее вторым домом и творческая деятельность изменит свое русло...
Приведем строки из горьких воспоминаний военных лет Веры Андреевны: «Но вот война! Не прошло и года, как беда навалилась на нас, и уже не счесть погибших: «пал смертью храбрых!». «Пал смертью храбрых...» — было сказано и в извещении, полученном мною — женой художника Валериана Турецкого. Маленькая Маринка лишилась отца. Кто-то в разговоре непременно вспомнит о нем: «молодой Левитан»... Тот, кто писал Волгу, погиб вдали от ее берегов — под Вязьмой, на подступах к Смоленску...»
В начале войны В.А.Орехова с семилетней дочерью эвакуировалась в Ташкент и поступила в Узбекский театр оперы и балета на должность заведующего постановочной частью. Здесь она работала под руководством выдающегося театрального деятеля С.М.Михоэлса, бывшего тогда главным режиссером театра. Производственная работа, тревоги и заботы военного времени поглощали все силы, и собственное творчество было отложено до лучших времен.
«В 1943 году, в ноябре, я с дочерью вернулась в Москву, в городок художников на Масловке. Москва встретила сурово. Комната занята. Библиотека — неизвестно где, живопись художника Турецкого — также. Холодно, голодно, работы нет...
Через три месяца меня поместили в десятиметровую комнату художника Сидорова, находившегося на фронте. Марина пошла в школу. Я начала шить для детей и жен художников. И так до конца войны».
В силу сложившихся жизненных обстоятельств творческая работа была прервана. Сказалось все пережитое в грозное лихолетье и отсутствие возможностей для поддержания постоянной профессиональной формы. В довоенном прошлом остались поездки в Судак, еще со студенческих лет полюбившийся за сдержанный колорит и суровость, где так свободно и плодотворно работалось на натуре. Возвращение к творчеству затянулось на длительный период. Но новая поездка в 1953 году в Судак, откуда было привезено много акварелей, вселила уверенность, вновь пробудила жажду творить.
На одном из рисунков В.А.Ореховой, экспонированных на выставке, изображен интерьер ее мастерской. Здесь каждая деталь говорит о настрое на работу, о самодисциплине художника, продуманно организующего свое время и рабочее место. Возвращение к творчеству потребовало от художника самого бережного отношения к каждому трудовому дню, отпущенному жизнью для занятий любимым искусством. Эта строгость и требовательность к себе позволили В.А.Ореховой уже в зрелые годы обрести творческую форму, найти свой ракурс видения и выражения окружающей действительности.
Значительный период в творческой жизни В.А.Ореховой занимает работа в Комбинате графического искусства, куда она пришла в 1954 году. Здесь художник получила поддержку искусствоведа О.М. Бескина, который отобрал и поставил на художественный совет ряд ее акварелей. Акварели хорошо приняли, и Вера Андреевна начала работать в цехе уникальной графики, одновременно знакомясь с техникой литографии.
В. А.Орехова — признанный мастер натюрморта, исполненного в литографии. Ее листы отличают композиционная собранность и сочность декоративного пятна, свобода и верность рисующей линии, передающей контур предмета, и цветовая гармония. Литографии художника печатались большими тиражами и расходились по всей стране, автор удостаивался дипломов и премий Московской организации Союза художников РСФСР.
Акварельные работы, посвященные Москве, в основном созданы Верой Андреевной в 60-х - 70-х годах. В них поражает острота художнического восприятия давно знакомых каждому москвичу мест. В листах «Улица Горького», «Столешников переулок», «Сивцев Вражек», «Шоссе Энтузиастов» образ города строится прежде всего на цветовой характеристике, выявляющей неповторимое своеобразие каждого уголка столицы в определенное время суток. Виртуозность красочной палитры В.А.Ореховой показывает вечерняя акварель «Малый театр», где темное небо контрастирует с лимонно-желтыми тонами, окутывающими старое здание. Состояние московского зимнего дня поэтично передается в работе «Кремлевская набережная».
Знакомясь с акварелями художника, понимаешь, что уроки П. П. Кончаловского были усвоены ею прочно. Следуя завету мастера, она стремится работать цветовыми отношениями, воспринимая акварель как произведение живописи в противовес тем, кто причисляет ее к графическому искусству. Наряду с цветовыми ощущениями натуры в акварелях В.А.Ореховой подкупает непосредственность восприятия, словно впечатления от поразившего мотива мгновенно легли на лист бумаги. За внешней импрессионистической манерой письма скрыты точность глаза и уверенность руки. Кроме пейзажа в сферу творческих устремлений В.А. Ореховой входит натюрморт. В акварельных натюрмортах «Дыня», «Гранаты», «Серебряные рыбки», более строгих по композиционному строю и живописному решению, продолжаются поиски образных цветовых характеристик теперь уже предмета. Через при¬роду и предметы передает художник свое переживание и понимание мира. И этот мир наполнен светом, радостью, переливами красок. Автор как бы говорит зрителю, что творчество — это выстраданная радость.
Различные техники изобразительного искусства для художника становятся своеобразными инструментами, способными выявить его чувства, настрой души и мысли. Многообразие техник характерно для творчества В. А. Ореховой. Обращаясь к ее пастелям, зритель может отметить иную, по сравнению с литографиями и акварелями, трактовку природы, где внимательное исследование взятого мотива окрашено лирическим чувством автора. Листы «Виноградники», «Дворик в Судаке», «Гурзуф» полны нежности и светоносности, в них проявляется очарование и изысканность сложной пастельной техники.
На выставке рядом с акварелями, литографиями, рисунками, пастелями экспонируются и акварельные портреты. Они также отражают путь творческого развития, опыты в различных жанрах н техниках, направленные на овладение пластической формой, чутко реагирующей на все изменения, происходящие в жизни и творчестве художника. Подобные изменения заключены и в работах В. А.Ореховой.
А.С.Пушкин писал: «Время изменяет человека как в физическом, так и в духовном отношении. Муж, со вздохом иль с улыбкою, отвергает мечты, волновавшие юношу. Моложавые мысли, как и моложавое лицо, всегда имеют что-то странное и смешное. Глупец один не изменяется, ибо время не приносит ему развития, а опыты для него не существуют».
В пору умудренности опытом жизни и творчества открывает свою выставку Вера Андреевна Орехова, оставаясь неизменной в одном — радостном восприятии бытия и красоты мира.
Ю. Осмоловский
|
Copyright © МАСЛОВКА - художники, картины, биографии, фотографии. Живопись, рисунок, скульптура. 20-й век Все права защищены. Опубликовано: 2007-06-24 (35705 Прочтено) [ Назад ] |
|
|