| |
СОКОЛОВ-СКАЛЯ П. П. ________ SOKOLOV-SKALIA PavelСоколов-Скаля Павел Петрович 1899–1961
Павел Петрович Соколов-Скаля (1899–1961), русский художник, мастер исторической и батальной живописи, создатель эталонных произведений соцреализма.
Родился в Стрельне близ Петербурга 21 июня (3 июля) 1899 в семье железнодорожного служащего. С 1906 семья переехала в Саратов, а в 1914 в Москву. Соколов учился в школе-студии И.И.Машкова (1914–1918) и Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас, 1920–1922). В 1919, работая как художник-оформитель в Троицке (Оренбургская губерния), прибавил к своей фамилии приставку Скаля. Был председателем объединения «Бытие» (с 1920) и членом АХРР (с 1926). Жил в Москве.
Темпераментный, по-своему яркий живописец и график, в ранний период примыкал к экспрессионизму ОСТовского толка (серия рисунков тушью Годы и люди, 1929). Сделал себе имя как автор историко-революционных и батальных картин, которые последовательно увеличивались в масштабах, являя как бы официальные «окна в историю» (Таманский поход, 1928; Путь из Горок, 1938; обе работы – в Третьяковской галерее; триптих Щорс, 1938, Центральный музей вооруженных сил, Москва). Позднее много сил отдавал уже не только картинам, а огромным панно, написанным по усредненно-бригадному методу, где все же выделялась бравурно-«барочная» манера главного мастера (Взятие Зимнего дворца, 1939, главный павильон Всесоюзной сельскохозяйственной выставки; И.В.Сталин на Царицынском фронте, 1938–1939, Музей революции, Москва; и др.).
Много работал как педагог (на Центральных художественных курсах АХРР (1922–1930) и в других училищах, в том числе в Студии военных художников имени М.Б.Грекова (1932–1941). Был удостоен Сталинской премии за военно-политические плакаты для «Окон ТАСС» (1942). В целом ряде полотен запечатлел сталинскую концепцию Великой Отечественной войны (И.В.Сталин на оборонительных рубежах, 1947; Краснодонцы, 1948; обе картины – в Третьяковской галерее), способствуя сложению «стиля триумф» и параллельно придавая ему национально-романтическую окраску (Иван Грозный в Ливонии, 1937–1943, Русский музей). Совместно с В.Н.Яковлевым руководил восстановлением панорамы Оборона Севастополя Ф.А.Рубо (1954–1956). Создавал также книжные иллюстрации (к Русским былинам, сказке П.П.Ершова Конек-Горбунок; обе работы – 1949), работал как художник театра (оформление Ивана Грозного А.Н.Толстого в Малом театре, 1945.). Подготовил две «автомонографии» – Годы и люди и Долг художника, вышедшие в 1959 и 1963.
Умер Соколов-Скаля в Москве 3 августа 1961.
|
Краткая биография из каталога худ. выставки «15 лет РККА». Москва 1933 г.
Соколов-Скаля Павел Петрович (1899) художественное образование получил в студии И. И. Машкова, где проработал шесть лет.
В 1920 г. поступил во Вторые московские государственные свободные художественные мастерские, где работал в мастерских проф. Манганари и И. И. Машкова.
Один из организаторов художественного об'единения „Бытие" и его председатель в течение трех лет.
В 1926 г. вошел в АХР и участвовал на всех ее выставках.
В 1928 г. был в научной командировке за границей (Германия, Франция).
Участник ряда крупнейших заграничных выставок.
На выставке к десятилетию РККА выступил с картиной “Железный поток".
Кроме живописных произведений дал много работ как иллюстратор, рисовальщик и плакатист.
Имеются работы в Гос. Третьяковской галлерее, Музее Красной армии и др., а также в ряде заграничных музеев.
Состоял в РАПХ.
(Картины: «Интервенция на севере», «Вторые сутки в бронепоезде», «Братья». Масло.)
|
Автопортрет. 1920 | Портрет И.И. Машкова. 1920 |
Солдат. 1922 | НЭП. 1927 |
Таманский поход. 1928 | Путь из Горок. 1929 |
1919 год. 1932 | Братья. 1932 |
Портрет В.Маяковского. 1930 | Кармен из Астурии. 1934 | Портрет Василия Левашева. 1948 |
Дон Кихот. 1936. Б., кар., акв. 40х29 см.
| За учебниками. В сельской избе. 1940-е. Х.М. 60х47,5 см. |
Рабочий отряд уходит на фронт в 1919 году. 1937 |
Пленный курбаши. 1935 | Гибель начдива (триптих "Щорс"). 1938 |
Июльская демонстрация в Петрограде в 1917 году. 1939 |
Боярышня (этюд). 1940 | Портрет художника В.В.Крайнева. 1940 |
Эскиз декорации к опере А.П. Бородина «Князь Игорь».
Конец 1940-х - 1950-е. Бум., акв. 28,5х43 см. |
Зимний пейзаж с фигурой. 1950-е.
Х.М. 60,5х94 см. | Пейзаж с рекой. 1950-е. Х.М. 40х70,3 см.
|
Илья Муромец и Святогор. Иллюстрация к "Былинам". 1949 | Иван Грозный в Ливонии (фрагмент). 1941 |
Пугачев. 1952 |
И.В. Сталин в Туруханской ссылке в 1916 году. 1949 | Рассвет в горах. 1952 |
Сталин на фронте под Москвой |
Розы. 1952 |
Художник Ф.С.Богородский | Художник Б.В.Иогансон | Художник П.П. Кончаловский |
2-ой съезд Советов (фрагмент). 1953 |
Штурм Зимнего (фрагмент) | Ленин |
Автопортрет. 1955 | Портрет девушки. 1954 |
Утес. 1950-е. К.М. 16,5х12,5 см.
| Автопортрет. 1948 |
Истра. 1956. К.М. 34,7х50 см. |
Выстрел (иллюстрация к роману К.Ф. Седых «Даурия»). 1953. Б., акв., уголь. 58,7х40 см. | Портрет жены художника А.С. Соколовой-Скаля (Мясниковой) в Херсонесе. 1954. Х.М. 107,5х90,6 см. |
Куйбышевстрой. 1957. К.М. 25х34,5 см.
| Ленин. 1958 |
Павел Петрович Соколов-Скаля
(из книги А.БЕРЕЗИНА "Вороново. Художественная галерея". 1978 г.)
Павел Петрович Соколов-Скаля (1899-1961) был художником необычайно широкого диапазона. Он работал над станковыми живописными и графическими произведениями и с большим увлечением занимался монументальным и декорационным искусством, создавал масштабные панорамы и диорамы, газетные рисунки и карикатуры, книжные иллюстрации и плакаты. Это был художник неукротимого темперамента; любое дело, за которое он брался, буквально горело в его руках.
Соколов-Скаля родился в поселке Стрельна (пригород Ленинграда), в семье железнодорожного служащего. С 1914 года он живет в Москве и поступает в художественную студию И.И.Машкова.
"Когда он пришел ко мне обучаться, - вспоминал позднее Илья Иванович Машков, - показав мне множество … эскизов, я увидел у него неудержимую напористую страсть выявлять свои сложные мысли и чувства. Рисунки и все его работы дышали мощным мажором, радостью, бурей, переполняя границы своей юности. При его темпераменте, напоре в работе, желании изучить на практике живопись, мне было нетрудно его обучать… Он был жаден и старался без "размазюкивания" вбирать в себя все ценное и нужное".
Творческая юность Соколова-Скаля совпала с великими событиями бурных послеоктябрьских лет. Формирование его идейно-художнических взглядов протекало под воздействием великих революционных преобразований. В 1919 году художник оказался в Троицке на Урале, где он оформлял революционные праздники, писал плакаты, театральные декорации. В 1920 году Соколов-Скаля вновь приезжает в Москву и поступает в Высшие художественно-технические мастерские (Вхутемас).
После окончания Вхутемаса (1922) он работает в самых разнообразных жанрах: пишет портреты, пейзажи, бытовые сценки, многофигурные тематические картины. Однако главное в его творчестве - это картины, воспевающие мужество и героизм народных масс, их преданность идеалам коммунизма, партии Ленина.
Картина "Таманский поход" (1928) экспонировалась а Х выставке АХХР. Легендарный поход Таманской армии, пробившейся в 1918 году через контрреволюционный заслон, чтобы соединиться с основными силами Красной Армии, был изображен художником с большой экспрессией и темпераментом. Эта картина Соколова-Скаля, принадлежащая Государственной Третьяковской галерее, - одна из лучших картин советской батальной живописи.
В 1929 году художник создает известную свою картину "Путь из Горок" - монументальное полотно, в котором выразительно передано чувство великой утраты. В метель, жестокую стужу движется траурное шествие народа за гробом Ленина от Горок до железнодорожной станции.
Из других живописных работ довоенного времени следует отметить картины - "Окопная правда" (1931), "Братья" (1933), "Пленный курбаши" (1935), "Рабочий отряд уходит на фронт" (1937) и "Гибель начдива" (триптих "Щорс") (1938).
Триптих "Щорс" посвящен легендарному полководцу гражданской войны. Это значительное монументальное произведение, в котором жизнь Щорса показана в неразрывной связи с жизнью народа, отстаивающего великие завоевания Октября.
Особо хочется отметить созданное Соколовым-Скаля в 1939 году для Главного павильона Всесоюзной сельскохозяйственной выставки панно "Штурм Зимнего Дворца". Через год автор повторил эту свою работу для Центрального театра Красной Армии. Это впечатляющее произведение передает драматизм и напряженность обстановки, утверждает революционный пафос народа.
С первых дней Великой Отечественной войны художественная жизнь страны обрела иное содержание. Ушла в тень станковая живопись. На вооружение были поставлены более оперативные, быстро действующие средства агитации и пропаганды - военный плакат и агитационные "окна", фронтовой изобразительный газетный и журнальный репортажи, броские листовки и открытки.
На четвертый день войны в Москве была создана художественная мастерская "Окна ТАСС". В ней работали многие видные московские художники: П.Денисовский, П.Шухман, М.Черемных, Г.Савицкий, В.Горяев, Ф.Антонов, А.Бубнов, Г.Нисский, М.Горелов, А.Дейнека, Д.Мочальский, К.Финогенов, А.Лаптев… П.П.Соколов-Скаля становится одним из активных организаторов и автором "Окон ТАСС". "Окна ТАСС" завоевали большую популярность и имели огромный успех. Они выходили регулярно и фактически стали ежедневной изогазетой. "Окна" шли на заводы и в воинские части, перебрасывались через линию фронта к партизанам, посылались за границу.
Следует заметить, что "Окна ТАСС" заметно отличались от знаменитых "Окон сатиры РОСТА". Они выделялись жанровым разнообразием, более совершенной техникой исполнения, композиционной усложненностью рисунка, монументальностью.
С утра до поздней ночи на Кузнецком мосту, где располагалась мастерская, кипела работа, а когда фашистские орды рвались к Москве, художники и поэты не выходили из мастерской неделями. Как раз в это время появились плакаты-лозунги: "Ребята, не Москва ль за нами?", "Не отдадим Москву", "Ни шагу назад", "У врат Москвы, в боях кровавых погибнут полчища врагов".
Когда Красная Армия изгнала немецко-фашистские войска из Ростова-на-Дону и Тихвина, П.П.Соколов-Скаля создал "окно" из двух рисунков. На каждом был изображен фашистский фюрер, убегающий из этих городов. Поздно вечером, когда мастерская заканчивала размножение плаката, пришло известие о взятии нашими войсками Ельца, и художник немедленно делает третий рисунок: "Из Ельца бежит подлец, Будет помнить наш Елец!" Возникнув вначале в Москве, мастерские "Окон ТАСС" появились вскоре во многих республиках страны, в краях и областях России.
За плодотворную деятельность по созданию и выпуску "Окон ТАСС" Соколов-Скаля был удостоен Государственной премии СССР.
Во время войны художник написал серию этюдов к задуманным им картинам о Петре I, Иване Грозном. На художественной выставке, организованной в залах Третьяковской галереи к 25-летию Октября, Соколов-Скаля экспонировал полотно "Иван Грозный в Ливонии. Взятие крепости Кокенгаузен". Вслед за этим им был исполнен и ряд других произведений, посвященных этой исторической эпохе: "Иван Грозный и Владимир Старицкий", "Первый оттиск". Серьезной работой художника на историческую тему следует также считать созданную им уже после войны картину "Емельян Пугачев" (находится в Историческом музее в Москве).
В 1944 году сразу же после освобождения Севастополя художник задумал создать диораму о городе-герое. Вместе со своим другом А.И.Плотновым Соколов-Скаля по свежим следам войны создает большую картину-панораму "Штурм Севастополя 9 мая 1944 года".
В 1954 году Соколов-Скаля возвращается к теме героического Севастополя, правда, по иному поводу: реставрирует вместе с коллективом художников панораму "Оборона Севастополя" знаменитого Рубо, поврежденную во время Отечественной войны.
Невозможно перечислить все, что создал за послевоенные годы этот замечательный художник. Полотно "Освобождение Калуги" (1946). Эта картина, помимо большой художественной ценности, обладает одним неоспоримым достоинством - она достоверна. Ведь художник был в Калуге в 1942 году как раз в момент ее освобождения. И все виденное зафиксировали в своем блокноте.
Глубоко запали в память и другие произведения Соколова-Скаля: "Краснодонцы" (за него художник также был удостоен Государственной премии СССР), "Из фашистского плена", "Штурм Кремля", "На великой стройке" (строительство Куйбышевской ГЭС), созданное бригадой в составе П.Соколова-Скаля, А.Плотнова, М.Володина, Н.Толкунова, В.Соколова и Л.Народицкого.
Соколов-Скаля был прекрасным рисовальщиком. За свою жизнь он создал множество графических произведений: рисунки для газеты "Батрак" и к кинофильмам, серии рисунков "Годы и люди", "Средняя Азия"… Плодотворно работал художник и в книжной графике. Иллюстрировал "Детство" М.Горького, "Чапаева" Д.Фурманова, "Бориса Годунова" А.Пушкина, "Конька-Горбунка" П.Ершова, "Степана Разина" С.Злобина, "Пиковую даму" А.Пушкина…
Соколов-Скаля успешно трудился и в области театрально-декорационного искусства. В 1944-1945 годы он оформляет спектакли и создает эскизы костюмов к постановкам Большого и Малого театров.
Художник большого дарования, Соколов-Скаля свой талант, свои знания, всю свою жизнь посвятил служению Родине. Ему было безразлично - большое или малое, первостепенное или менее важное дело ему поручали - любое задание он старался выполнить так, как ему то подсказывало его горячее, вдохновенное сердце.
|
Copyright © МАСЛОВКА - художники, картины, биографии, фотографии. Живопись, рисунок, скульптура. 20-й век Все права защищены. Опубликовано: 2004-12-07 (47287 Прочтено) [ Назад ] |
|
|