Дома для художников, построенные в 1930—1950 годах на Верхней Масловке и составляющие уникальный художественный городок, строились, как и «Дом на набережной», с одной целью: собрать вместе элиту (в данном случае художественную) и предоставить ей комфортные условия для жизни и творчества, по возможности оградив от бытовой неустроенности. Нищее государство, несмотря на разруху, старалось создать все условия. Идеологи понимали: культура объединяет народ. Новому обществу, как хребет, нужна была своя, обновлённая культура, и поэтому выделялись средства, ставились «творческие задачи»...
|
Генеральный план застройки первоначально включал в себя комплекс зданий на обширной территории по соседству со стадионом Динамо по форме напоминающий огромный «корабль искусств». Место это было пустырем, оставшемся от сгоревшей кинофабрики «Межрабпомфильм». (Во время съемок «Медвежьей свадьбы» начался пожар. Пока студия горела, директор Алейников велел все перенести в ЯРЪ. Затем на месте пожара был построен Ледяной Дом для съемок фильма, а затем первый дом художников - сейчас дом 9). Пустырь обступал Петровский парк, где художники, не уезжая из Москвы, могли писать пейзажи. Рядом - старые живописные дома Верхней Масловки.
Н. Ромадин. "На Масловке". |
Н. Ромадин. "Зима на Масловке". |
В 1930-ом году на Верхней Масловке построили первый в Москве дом художников. В него въехали Е. Кацман, Е. Львов, С. Тавасиев, скульптор В. Сергеев, Д. Шварц, С. Алешин, Г. Шегаль, П. Покаржевский, К. Молчанов, Б. Иогансон, С. Луппов, И. Чашников, Н. Белянин, Н. Шестопалов, К. Максимов, Ф. Лехт,Е. Ряжский, А. Кибрик, Н. Коршунов, Л. Соловьев, К. Корыгин, А. Немов, П. Шухмин, А. Каневский, Н. Никонов, П. Радимов.
КУКРЫНИКСЫ-28. "Парад советских художников".
Чтобы понять значение самого события начала реализации этого уникального проекта, необходимо немного вернуться в историю художественной жизни Москвы нача 1920-х годов, и рассказать о Вхутемасе, о его роли в судьбе обитателей Масловки. Это из его стен (созданного на его основе в 1926 году Вхутеина) вышли будущие знаменитости, теперь известные всем имена: Ю.Пименов, А.Дейнека, П.Вильямс, Г.Нисский, Кукрыниксы, Я.Ромас, А.Лабас, Б.Волков, Г.Ечеистов, А.Бубнов, Ф.Антонов, С.Лучишкин, З.Виленский, И.Слоним, С.Чуйков, Т.Гапоненко, Е.Зернова, В.Почиталов, В.Одинцов, М.Кончаловский, М.Аксельрод, М.Пиков и многие другие.
Художник Андрей Гончаров вспоминает: "Работа во Вхутемасе шла в тесном контакте с Наркомпросом, который возглавлял Анатолий Васильевич Луначарский… Сначала в 1918 году были организованы Свободные государственные мастерские. Здесь работали живописцы: С.Малютин, К.Коровин, Я.Архипов, И.Машков, В.Кандинский, П.Кузнецов, П.Кончаловский, Р.Фальк; скульпторы С.Коненков, С.Волнухин, Б.Королев. В 1921 году на основе мастерских был создан Вхутемас, в 1926 году реорганизованный во Вхутеин (Высший художественно-технический институт). В той задаче, которую ставили перед собой его создатели, очень ярко выразился дух времени: готовить не художников-станковистов в узком смысле этого слова, а художников – мастеров широкого профиля, связанных с новой жизнью страны, с промышленностью, людей, способных активно участвовать в развитии социалистической культуры... Во Вхутемас входило восемь факультетов – архитектурный, скульптурный, графический, текстильный, керамический, деревообрабатывающий, металлообрабатывающий и живописный, включавший монументальное и театрально-декорационное искусство. Рисунок вели И.Павлинов, С.Герасимов, Д.Щербиновский; курс живописи возглавлял К.Истомин, объем преподавал скульптор А.Бабичев, фактуру – Л.Попова, цвет – А.Древин, Н.Удальцов, Клуцис. На живописном факультете, организованном по принципу персональных мастерских, преподавали Д.Кардовский, И.Машков, С.Малютини Д.Штеренберг, П.Кончаловский (ассистентом был А.Осмеркин), Р.Фальк, А.Архипов и А.Шевченко. Монументальное отделение возглавлял Н.Чернышев, декорационное – А.Лентулов, И.Рабинович. Таким образом, в системе Вхутемаса скрещивались и сочетались разные направления, разные творческие методы: студент вовсе не был ограничен рамками какой-то определенной художественной манеры… В 1923 году ректором назначили Владимира Андреевича Фаворского, который возглавлял Вхутемас до 1926 года. Его обаятельная личность, его поразительная добросовестность, методичность, чувство ответственности – все это не могло не оказать огромного влияния на выпускников Вхутемаса. Естественно, что в первую очередь А.В. Лентулов. "Московские художники". 1927 г.
деятельность Фаворского распространялась на графический факультет. Он возглавлял отделение ксилографии и потом отделение книги. На графическом факультете преподавали и другие известнейшие графики того времени: литографским отделением руководил сначала В.Фалилеев, а после его отъезда за границу – Н.Купреянов, отделение офорта вел И.Нивинский. Рисунок преподавали В.Фаворский, П.Павлинов, П.Митурич, П.Львов…. Что представлял собой Вхутемас по составу учащихся? Наплыв был туда огромный, экзаменов (сначала) не было. Часть студентов, например А.Лабас, Г.Ечеистов, А.Ванециан, М.Сапегин, пришла из бывшего Строгановского училища (мы называли «строгачами»). Основную же массу вхутемасовцев составляла зеленая молодежь, дерзкая, буйная, страстно увлеченная мечтами о революционном искусстве, которое было для нас неотделимо от бурной в ту пору жизни страны…»
Итак, первые корпуса "московского центра творчества" появились на остатках съемочных павильонов, (один так просто стоит на сохранившемся фундаменте). Строительство шло поэтапно. Вот как об этом пишет журнал "Творчество" от 1934 года. "За Бутырской заставой широкая, пустынная улица... разбросанные между дворов и палисадников домишки... Но мимо Петровского парка, к стадиону Динамо уже проходит линия современнейшего транспорта Москвы - троллейбуса, соперника одноколейного трамвайного пути, тянущегося через Масловку. И определяя собой облик всей Масловки, растет из года в год "Московский Монпарнасс" - "Городок художников".
Первый корпус, законченный в 1930 году (дом №9 прим. ред.), высится шестиэтажным утесом -- кубатура двадцать пять тысяч метров. Первое, что в нем замечательно, - это огромные светлые, построенные по последнему слову строительной техники, мастерские. Затем квартиры. Удобные, светлые, чистые, благоустроенные. 130 художников, прославленных и еще не нашедших славы, живут и работают в этом доме...
В первом масловском доме уже стало тесно. Не все пользуются и мастерской и квартирой. Одни вселились с семьей в мастерские, другие, с мольбертом и работой, водворились в квартирах у товарищей и пишут большие картины, не будучи в состоянии видеть их дальше, чем в двух шагах. Так, например, писал А. Бубнов свою картину «Белые в городе», одну из лучших картин на выставке молодых художников. Но они не унывают.Они постепенно заселяют домишки, окаймляющие дом-утес (их основное пристанище) и терпеливо поджидают окончания ( в сентябре-декабре текущего года) второй очереди строительства городка. В будущем городке хватит места всем.
Это будет не только творческое общежитие художников. Городок должен стать одним из культурных массивов социалистической Москвы, центром притяжения всех творческих сил. Москва строит городок не только для своих художников-профессионалов, но и для счастливого поколения, у которого не будет помех для развития творческих возможностей. Художник А. Бубнов. ЛЮДИ МАСЛОВКИ.
Тарас Гапоненко (1906 г.), крестьянин по происхождению, с 9-ти летнего возраста начавший самостоятельную жизнь, еще будучи учеником Вхутемаса в 1929 г. стал принимать участие в художественных выставках. Активный Омахровец, Ахровец, а затем и руководящий работник Рапха.
Художник и поэт, мастер пейзажа и жанровой живописи, П.А. Радимов пользуется большой известностью не только у нас в СССР, но и за границей.
Бывшая Вхутеиновка, молодая художница-плакатистка Мария Ворон отличается теплотой передачи явленийнашей действительности, чувством композиции и умением схватывать яркую, злободневную тему.
Художник-коммунист. Большой мастер портрета, т. Ряжский упорно работает над созданием типа новой советской женщины. "Делегатка", "Колхозница-бригадир" и другие вещи, выходящие из-под его кисти, всегда прекрасно встречаются, как неискушенными зрителями-рабочими и колхозниками, так и художниками и искусствоведами.
Молодой, но уже вполне определившийся художник-карикатурист, А. Каневский. Сын рабочего, и сам рабочий (штамповщик) он, своим острым сатирическим взглядом как хозяин, оглядывает все уголки и закоулки нашей сложной и многообразной действительности.» Эти первые журналистские хроники начала 30-х только начинали освещать ту энергичную, вдохновенную и плодотворную жизнь обитателей городка на Масловке, который впоследствии подарит Москве, стране и миру нескончаемую плеяду выдающихся мастеров живописи, графики, скульптуры. Эти имена вскоре навсегда прославят русское изобразительное искусство советской эпохи, напишут свою яркую главу в мировой истории искусств. Вот они: ФАВОРСКИЙ В. А. , ВАТАГИН В.А., ПИМЕНОВ Ю.И., КИБРИК Е.А., ГРАБАРЬ И.Э., ПЛАСТОВ А.А., ЧУЙКОВ С.А., РЕШЕТНИКОВ Ф.П., ,БОГОРОДСКИЙ Ф.С., РОМАДИН Н.М. РЯЖСКИЙ Г.Г., КАШИНА Н., КАЦМАН Е.А., ШУРПИН Ф.С., ШЕГАЛЬ Г.М., ГЕРАСИМОВ С.В., ГАПОНЕНКО Т.Г., БУБНОВ А.П., ДРЮЧИН Н. И., ЧЕРНЫШЕВ Н.М. КИТАЙКА К.Д., БРОДСКАЯ Л.И., НИССКИЙ Г.Г., ИОГАНСОН Б.В., ГРИЦАЙ А.М., ДЕЙНЕКА А.А., ПРОРОКОВ Б.И., ЦЫПЛАКОВ В.Г., ШМАРИНОВ Д.Л., ТАТЛИН В.Е., МАТВЕЕВ, СОЛОМИН Н.К., МОТОВИЛОВ Г.И., РАДИМОВ П.А., ЦЕЙТЛИН Г.И., НЕЧИТАЙЛО В.К., ШТЕРЕНБЕРГ Д.П., ЛАБАС А.А., МОРОЗОВ А.И., ДРЕЗНИНА, ТУТУНОВ С.А., ЛАПТЕВ, ЛУЧИШКИН, КАНЕВСКИЙ, БАБУРИН, СОРОКИН, ВИКУЛОВ, СЕМЕНОВ, ШУЛЬЦ, ШЕВАНДРОНОВА, ЛЫСЕНКО, КИБАЛЬНИКОВ, БИРШТЕЙН, ПЛОТНОВ, ЧЕБАКОВ, ГИЖЕВСКАЯ, МОЧАЛЬСКИЙ, КОНОВАЛОВ, ХАМИН, НЕВЕЖИН.
|
Чтобы облегчить быт художников, в первом построенном в «городке» доме (сейчас дом №9) организовали общественную столовую. Персонал столовой составляли жены художников. Художники, ненадолго прервав работу в мастерских и не выходя из дома, могли в любое время получить вкусный обед за очень небольшую плату. Деньги на содержание столовой частично давало государство.
Родительский комитет детского сада. Слева направо: Рая Коробова, директор сада Дина Андреевна, Мария Коршунова, Лидия Валева. |
Столовая на Масловке . |
Стадион Динамо во время футбольного матча |
Как-то Радимов и Кацман приметили двух молодых художников Тимкова и Лактионова, и когда те, не имея ни копейки, добрались до Масловки, коллектив художников решил бесплатно кормить ребят в своей столовой. Потом добились для них направления в академию и собрали деньги на дорогу. Впоследствии Тимков и Лактионов стали известными художниками. Столовая просуществовала долгое время и очень поддержала художников и их семьи во время войны. Там же, при доме, был организован детский сад и клуб с библиотекой по искусству. А на втором этаже, над столовой, оборудовали комнату, где собиралась молодежь. Там играли в шашки или шахматы, танцевали. Зимой во дворе заливали каток.
Дети Масловки: Вадик Коробов, Юра Луговской, Таня Каневская, Таня Лебедева, Лиля Валева, Лена Коршунова. Детский сад городка художников до войны. |
Все было в истории Масловки. Был и страшный 37-ой... Художник Евгений Кацман писал в дневнике: "6/VIII/ 1937 г. Говорили вчера о событиях. Арестованы Сулимов, Кобацкий, Чубов, Файзулин, Хобышев. Писатели Кириллов, Герасимов. Застрелились Погребинский с женой. Все разводят руками, трясут головой. Что же происходит? Куда же девать арестованных? Когда же разъяснят народу, что происходит? Здесь комья слухов увеличиваются с колоссальной быстротой. Грабарь говорит, что трудно работать. Волнуется, у Машкова не голова, а знак вопроса. Налетело все это на нас, как ураган, и, действительно, ничего мы не знаем, и это всех дергает...".
Была позже и знаменитая выставка "ХХХ лет МОСХа" в Манеже, первого декабря 1962 года. Тот же Е.Кацман пишет: "Подошли к стене Фалька... У Фалька показана
Художник А.И. Морозов, "Масловка". 1937.
"Обнаженная". Спросили у Н.С.Хрущева: "Может быть, не нужно было выставлять "Обнаженную" Фалька?" Никита Сергеевич тщательно осмотрел изображенную уродливую женщину, да еще перепачканную в желтой, коричневой и зеленой краске, и сказал: "А зачем показывать это дерьмо? - И прибавил: - Когда мой маленький внук перевертывает горшочек, то, что вываливается, очень похоже на картину Фалька". Дальше подошли к "Геологам" Никонова, молодого художника. "А эта дрянь зачем выставлена?" - спросил Никита Сергеевич...". В такие моменты только семья или очень близкий человек могли спасти и спасали художника.
Шло время... И кого только не видывала Масловка за свою историю! К скульптору Тавасиеву приезжал Буденный позировать верхом на бочке. Бочка со стременами была «натурщицей» вместо лошади. А вот как описывает свои первые посещения Масловки известная актриса Ольга Александровна Аросьева.
Свою первую встречу с живописцем Николаем Ромадиным Ольга Александровна вспоминает так: "... По пути на стадион, под деревьями Петровского парка, он меня и увидел - маленький человек с мужицким и вместе с тем тонким, нервным, каким-то яростным лицом. Я стояла, а он на меня смотрел. - Девочка, ты куда смотришь - Никуда не смотрю. Он говорит: - Я художник Ромадин и хочу тебя нарисовать. Как тебя зовут, девочка? - Оля Аросева. Он как-то странно на меня взглянул. Потом я узнала, что он встречался несколько раз с председателем ВОКСа Аросевым, знал, что Аросев арестован, и захотел помочь одной из дочек. Сначала мы ходили с подружкой Верой Карповой, потом я стала приходить одна. Я сидела, он рисовал, и мы разговаривали. Николаю Михайловичу было в то время лет тридцать восемь. Совсем еще молодой человек. Мне - двенадцать. Мы подружились. Он был несравненный, уникальный мастер русского пейзажа. Мой портрет был чуть ли не первый у него. Но иначе он не мог бы мне платить, то есть помогать материально. А он именно платил как настоящей натурщице."
Уже с представителем нового поколения «династии Ромадиных», художником Михаилом Ромадиным и его женой, художником Викторией Духиной, был дружен кинорежиссер Андрей Тарковский. Он иногда приходил к ним в Первый Смоленский переулок, и отдыхая в кругу друзей, делился новыми идеями, выверял свое художественное видение образов задуманных картин с близкими по духу, понимающими его, коллегами.
Андрей Тарковский и Виктория Духина.
Верхн. Масловка 1942 г. Мешки с песком. Рисунок В.В.Карева.
На протяжении десятилетий Масловка жила вместе со страной, она была не только храмом искусства, творческой лабораторией, но и сценой мировозренческих баталий, борьбой принципов и компромиссов, чести художника и его человеческой слабости, была тем, что можно назвать "творческим нервом" столицы. Значительная часть собрания Государственной Третьяковской галереи (причем самые известные, висящие в постоянной экспозиции музея, вещи), а также многие установленные на улицах и площадях Москвы памятники созданы именно на Верхней Масловке.
Но вот, в неразберихе последнего десятилетия, Городок художников как-то незаметно превратился (в глазах чиновников) в "обычные дома". Масловка стала для них просто недвижимостью... Нелепо представить, но в начале 2003 года какому-то забравшемуся во власть прохиндею в городской администрации пришла в голову идея снести этот историко-архитектурный мемориал, бережно сохраняемый в памяти каждым художником, каждым образованным москвичом. И только прямое обращение известных художников и деятелей искусства непосредственно к Президенту РФ В.В. Путину помогло остановить всеядных коммерсантов. Надолго ли… Во всяком случае художники не теряют оптимизма и мечтают о малом – о капитальном ремонте коммуникаций, об укреплении осыпающихся фасадов и, самое заветное, о собственной галерее на Масловке. Земля-то есть, причем исторически отведенная под национальный культурный центр - городок художников, да только эпоха сейчас для некоторых чиновников "не историческая": успеть заработать как угодно, на чем угодно. И даже национальную историю можно выставлять на торги... Август 2004 г.
|
Панорама Москвы из окон дома №3.
Вид на "городок" с начала Петровско-Разумовской аллеи. |
Закат на Масловке. |
"Сити" прорастает. |
Съезд на 3-е транспортное кольцо. |
Закат №3. |
9 Июня 2009 г. 4:30 утра. |
|