Самуил Яковлевич Адливанкин. Родился в 7(19) июля 1897 в
местечке Татарское Могилевского уезда в семье фармацевта. Мать занималась домашним хозяйством. С 1905 до 1911 года учился в частной гимназии города Могилев. Именно к этому периоду относится сохранившийся рисунок «Ребе Элле ведет нового ученика в хедер».
В 1912 году поступил в Одесское художественное училище. Его учителем был К.К. Костанди. В 1914 году трагически погибает отец.
Платить за учебу семья уже не может, и Самуил подает прошение с просьбой о разрешении в предоставлении возможности закончить учебу бесплатно. Костанди поддерживает эту просьбу, и С.Адливанкину было разрешено закончить училище. Во время учебы он принимает участие на выставке «Независимых» в Одессе. В 1917 году заканчивает Одесское художественное училище и получает диплом учителя рисования и черчения. В это время он впервые знакомится с творчеством Маяковского.
В 1918году приезжает в Москву. Занимается в ГСМХ в классе В.Е. Татлина.
В 1919 году мобилизован в город Бузулук. Первая роспись красноармейского клуба в духе кубизма. Организует артель художников, которая занимается агитационно–оформительским искусством. Там же руководит студией по программе Московских Художественных Мастерских.
В 1919 году командирован Наркомпросом в Самару уполномоченным по организации Высших Художественных Мастерских. Принимает участие в агитационно-монументальных работах и оформлении праздников. (Роспись Дома печати, Парижская коммуна, 1905 год, взятие Зимнего). Заведует секцией изоискусства Самарского ГУБОНО (Губнаробраз). Знакомится с Ряжским и Поповым. Приходит к мысли о создании новой реалистической формы на основе современной живописной культуры левого искусства. (Этот толчок, полученный в Самаре, нашел свое развитие по возвращении в Москву при организации НОЖа). Занимается плакатом и росписью клубов. Там же в 1918 году скульптор Фрих-Хар руководил скульптурной мастерской Самарского Пролеткульта.
С 1921г. С. Адливанкин работает в НАРКОМПРОСе. В 1922году вместе с другими художниками организует Новое Общество Живописцев, и в этом же году проходит первая и единственная выставка НОЖа. Адливанкин представляет на выставку более 30 работ.
До 1925 года С. Адливанкин преподает ИЗО на дошкольных пролетарских курсах с жалованием в 70 рублей. В 1923-1928 гг. С. Адливанкин работает для издательства "Молодая гвардия"; иллюстрирует журналы "Лапоть", "Военный крокодил" и "Безбожник". С 1923 года в течение трех лет работает с Маяковским в ОКНАх РОСТа. Принимает участие в создании фильма «Чашка чая» (1927).
C 1924 года живет в поселке Малаховка под Москвой, где преподает в колонии для беспризорных детей. В начале 20-х годов здесь учил рисованию детей М. Шагал.
В 1918 году переезжает в Москву. Семья живет на антресолях бывшей гимназии на Петровско–Разумовской аллее и в 1930 году переезжает в новую квартиру во втором доме художников на Петровско-Разумовской аллее. В 1931 году вступает в художественное общество «Изобригада». В 1932 году становится членом только что образованного Московского отделения союза художников. Именно в это время он занимается монументальными росписями павильонов ВСХВ, клубов. С 1933 активно ездит в командировки по всему Союзу.
В 1942 году эвакуирован с семьей в Свердловск. Там он работает в Агитплакате. В конце 1943г возвращается в Москву. После окончания войны продолжает ездить в командировки по Союзу. Все это время пишет картины разного плана.
Умер Самуил Яковлевич 7 марта 1966 года по дороге из мастерской домой, похоронен на Донском кладбище. Его работы находятся во многих музеях России и за рубежом, в частных коллекциях.
Краткая биография из каталога худ. выставки «15 лет РККА». Москва 1933 г.
Адливанкин Самуил Яковлевич (1897) первоначальное художественное образование получил в Одесском художественном училище.
В 1918 г. работал в мастерской В. Е. Татлина, затем, переехав в Самару, работал над плакатом, занимался художественной росписью клубов.
В 1921 г., возвратившись в Москву, начал работать в области станковой живописи. Один из организаторов Нового о-ва живописи („НОЖ"); работал по графике, иллюстрации, карикатуре и плакату.
С 1929 г. работает главным образом по станковой живописи. Участник многих выставок.
Имеются работы в Гос. Третьяковской галлерее и других музеях.
Был участником художественной группы „Изобригада".
(Картины: «В гостях у танкистов», «Юные авио-моделисты». Масло.)
|
Выставки:
• 1916 г. Одесса: В-ка "Независимые"
• 1922 г. Берлин: 1-ая русская худ. в-ка.
• 1922 г. Москва: 1-я ВЫСТАВКА КАРТИН НОВОГО ОБЩЕСТВА ЖИВОПИСЦЕВ (НОЖ)
• 1923 г. Амстердарм: 1-ая русская худ. в-ка. (Каталог со статьей Д. Штеренберга)
• 1926 г. Курск. В-ка картин русских х-ов и старой гравюры.
• 1927-1933 гг. Берлин: В-ка «Советское искусство во время коллективизации и индустриализации». Новое об-во изоискусств (в сотрудничестве с ГТГ).
• 1930 г. В-ка "За реконструкцию с. х."
• 1931 г. Москва: АНТИИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ВЫСТАВКА, ПОСВЯЩЕННАЯ МЕЖДУНАРОДНОМУ КРАСНОМУ ДНЮ
• 1931 г. Москва: В-ка отчет к творческому вечеру в ГТГ
• 1931 г. Москва: В-ка "искусство третьего решающего года пятилетки".
• 1932 г. Ленинград: ЮБИЛЕЙНАЯ ВЫСТАВКА «ХУДОЖНИКИ РСФСР ЗА 15 ЛЕТ»
• 1932 г. Москва: ВЫСТАВКА МОНУМЕНТАЛЬНО-ЖИВОПИСНЫХ ПАННО
• 1932 г. Москва: Худ. в-ка в помещении ГТГ (Буклет).
• 1933 г. Москва: ВЫСТАВКА «ХУДОЖНИКИ РСФСР ЗА XV ЛЕТ» (1917—1932). Живопись
• 1934 г. Выставки за границей: ВЫСТАВКА ДОСТИЖЕНИЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА СССР
• 1934 г. Ленинград: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА «XV ЛЕТ РККА» (Живопись, скульптура, графика)
• 1934 г. Москва: ОТЧЕТНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖНИКОВ, КОМАНДИРОВАННЫХ СОВНАРКОМОМ РСФСР, НАРКОМПРОСОМ, «ВСЕКОХУДОЖНИКОМ» И МОССХ ПО СССР В 1933 ГОДУ
• 1934 г. Украинская ССР: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА «15 ЛЕТ РККА»
• 1935 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА «УРАЛО-КУЗБАСС». БАШКИРСКИЙ РАЗДЕЛ
• 1935 г. Москва: ВЕСЕННЯЯ ВЫСТАВКА МОСКОВСКИХ ЖИВОПИСЦЕВ
• 1935 г. Москва: В-ка "Московские и Ленинградские художники", посвященная теме железнодорожного транспорта.Клуб КОР.
• 1935 г. Украинская ССР: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА «15 ЛЕТ РККА»
• 1936 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ВЫСТАВКА КАРТИН МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ
• 1936 г. Москва: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ В ПОЛЬЗУ ФОНДА ОБЩЕСТВЕННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ И ЖЕНЩИНАМ ГЕРОИЧЕСКОЙ ИСПАНИИ
• 1937 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ МОСКОВСКИХ И ЛЕНИНГРАДСКИХ ХУДОЖНИКОВ
• 1937 г. Москва: ПЯТАЯ ВЫСТАВКА МОСКОВСКИХ ЖИВОПИСЦЕВ
• 1937 г. Орехово-Зуево: Худ. в-ка
• 1937 г. Москва: В-ка "Индустрия социализма". Юбилейная
• 1938 г. Москва: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА «XX ЛЕТ РККА И ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА»
• 1939 г. Москва: ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ
• 1940 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ МОСКОВСКИХ И ЛЕНИНГРАДСКИХ ХУДОЖНИКОВ ПО ГОРОДАМ ПОВОЛЖЬЯ
• 1940 г. Белорусская ССР: ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ, АКВАРЕЛИ И ГРАФИКИ МОСКОВСКИХ И ЛЕНИНГРАДСКИХ ХУДОЖНИКОВ
• 1940 г. Москва: СЕДЬМАЯ ВЫСТАВКА СОЮЗА МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ. Живопись
• 1940 г. Украинская ССР: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖНИКОВ МОСКВЫ И ЛЕНИНГРАДА
• 1941 г. Москва: ВЫСТАВКА ЛУЧШИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
• 1941 г. Москва: В-ка "Советские худ. к дню 60-ти летия К. Ворошилова".
• 1941 г. Украинская ССР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ
• 1942 г. Москва: ВСЕСОЮЗНАЯ ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ, ГРАФИКИ, СКУЛЬПТУРЫ И АРХИТЕКТУРЫ «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА»
• 1943 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: УРАЛ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
• 1943 г. Москва : В-ка "25 лет Советской Армии".
• 1943 г. В-ка "Урал в ВОВ".
• 1944 г. Москва: ВЫСТАВКА ПЕЙЗАЖА
• 1946 г. Москва: ВСЕСОЮЗНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА
• 1947 г. Москва: ВЕСЕННЯЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ МОСКОВСКИХ ЖИВОПИСЦЕВ И СКУЛЬПТОРОВ
• 1948 г. Латвийская ССР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
• 1948 г. Москва: ВЫСТАВКА "СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ И ГРАФИКА"
• 1950 г. Автономные республики, края и области: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
• 1950 г. Москва: ВСЕСОЮЗНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА 1950 ГОДА
• 1954 г. Москва: ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ
• 1955 г. Москва: ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ, СКУЛЬПТУРЫ, ГРАФИКИ И РАБОТ ХУДОЖНИКОВ ТЕАТРА И КИНО МОСКВЫ И ЛЕНИНГРАДА
• 1956 г. Москва: ЖИВОПИСЬ И ГРАФИКА МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1957 г. Выставка «Москва социалистическая», г. Москва.
1961 г. Персональная выставка в помещении ЦДРИ, 13 июня.
1962 г. 30 лет МОСХа, М., ЦВЗ.
1977 г. Выставка к вечеру «Художники первых пятилеток», 31 октября. Москва, Дом Художника, клуб искусствоведения и живописи.
1977 г. Выставка «Автопортрет в русском и советском искусстве», ГТГ.
1977 г. Художественная выставка в Западном Берлине. (Герои у нас, Герои у них, Юные авиамоделисты).
1978 г. ГРМ, новые поступления. (Кат. 1981, стр. 9)
1979 г. Выставка «Искусство первой пятилетки». Москва, ГТГ.
1979 г. Выставка «Новые поступления ГРМ».
1980 г. Выставка «100 картин», Тбилиси.
1980 г. Выставка «Москва в русской и советской живописи». Москва, ГТГ.
1982 г. 50 лет МОССХ. Каталог изд-ва «Советский художник». Стр. 226
1984 г. Архангельский художественный музей, новые поступления.
1986 г. «Этапы большого пути», ГТГ
1986 г. Полученных в дар ГТГ (каталог стр. 35)
1987 г. Токио, Будапешт.
1988 г. 20 – 30 г.г. ГРМ. (Каталог, Л., 1988г., стр.33, Москва, 1989 г., стр. 258)
1988 г. Вена, «Искусство и революция».
1989 г. Авангард, 1910 –1930 г.г. Турку, Финляндия. (Каталог на финском и англ. яз., стр. 44, 52).
1990 г. 30-е годы. ГТГ (Каталог, 1992, стр. 11)
1992 г. «Великая утопия». Франкфурт, Амстердам, Нью-Йорк.
1993 г. «Великая утопия». Москва, ГТГ.
2004 г. 18 мая. Выставка «Новый город». Музей современной истории России. ( Революции).
85 лет Пермской галереи. Узнать какие работы. Коллекция Павла Тюленева.
Выставка «Советский идеализм». 25-39г.г. Газета «Деловое Прикамье».
«Усово». Сезоны русской аристократии. «Вокзал» худ. С. Адливанкин.
Выставка «Советский идеализм» в Льеже, Во Франции. 2005 год. Затем была отправлена в Пермь на выставку, посвященную 85-летию Пермской галереи. Куратор Екатерина Дегтярь.
Музеи: Архангельск, Вологда, ГРМ, ГТГ, Донецк, Екатеринбург, Кострома, Краснодар, Самара, Смоленск, Тбилиси, Ярославль.
|
Творчество:
1918г. Портрет Б.А. Холст на фанере, 49х37. Краевой художественный музей им. А.В. Луначарского. Краснодар. |
Портрет смеющейся женщины. 1963. |
Перед отъездом на фронт. 1922. Доска, масло. |
Семья художника. 1922. дерево, масло. 93х57. Самарский худ. музей |
|
Портрет моих родителей. 1922. Доска, масло. 53х60. Самарский худ. музей |
Уполномоченный Самарского ВХУТЕМАСа. Автопортрет. 1922. Самарский худ. музей. |
Трамвай Б. 1922г. Ф.,м. 50х62. ГРМ |
|
Женский портрет |
Девушка и красноармеец. 1920 |
Голосуют за исключение кулака из колхоза. 1931. Х.М. 97х123. ГТГ |
|
Женский портрет. |
Рисунок в журнале. 1924 |
Илл. Гобсек. |
В штабе колхоза. 1931. Х.М. 94х119. ГРМ | Состязание юных авиамоделистов. Эскиз к картине. 1931. Х.М. 121х95. ГРМ | Комиссар и машинистка. 1922. |
Эскиз к картине. 1931. Х.М. 121х95. ГРМ" width="612" height="800"> Состязание юных авиамоделистов. Эскиз к картине. 1931. Х.М. 121х95. ГРМ |
Портрет художника А. Козлова (этюд). 1937. Холст, масло, 55х46. ГТГ. |
Русаковский трампарк. 1928. Клеёнка, масло. 117х85. Архангельский худ. музей. |
Герои у нас (Ударник). 1930. Холст, масло. 100х118. ГТГ |
Герои у них. 1931. Холст, масло. 100х118. ГТГ. ГТГ |
Ликвидируем прорыв. 1930. Х.М. 65х87. ГРМ |
Портрет дочери. (Пионерка). 1933. Х.М. 78х60. ГТГ | Девушка в розовом. 1932. Х.М. 43х31. Тбилисский худ. музей |
Портрет художника В. Храковского. 1928. х., масло 100х79, ГТГ. |
Портрет художника К. Вялова 1937. 47х36, ГТГ. |
Портрет Н.К. Пименовой. 1936. Х.,м. 45х54 |
|
Портрет сына. 1937. Х.,м. 60,5х51,2. Костромской художественный музей-заповедник. |
Скульптор Д.П. Шварц. 1937. Х.,м. 79х102. |
Портрет художника Марии Степановны Гранавцевой (жены худ. Штеренберга). 1936. Х.М. 118х64, ГТГ |
С.Я. Адливанкин. На стройках Уралмаша. 1932. Х.М. 34х24. Худ. музей г. Азбест. |
Весна на Масловке. 1937. Х.М. 53х45 |
Портрет Моти в кресле. 1937. Холст, масло. 62х85
|
|
Раненый солдат. 1942 г. Картон, акварель. 41х25 | Миша. 1933. 60х49. Самарский худ. музей |
Натюрморт с фруктами. 1936. Х.М. 71х86 |
|
Встреча. 1937. 200х150. ЦМСА | No pasaran! 1937. Х.М. 82х61. ГТГ |
У витрины рыбного магазина. Конец 1930-х гг. " |
|
Пленный немец. 1942-1943 г.г. Х., дерево, оргалит, м. 99х129. Свердловск. Музей ВОВ. |
Приключения бригадира Этьена Жерара. |
Женский портрет. 1940. Х.,м. 90х65. Самарский худ. музей. |
Мальчик в пилотке. 1944 |
Автошарж. 1963г. (Подарок А.Д. Тихомирову с дарственной надписью на обороте) |
Сандро. 1940. Х.,м. 60х59.Калининградская худ. гал. |
Первые дни мира. В трамвае. 1946. Х.,м. 75х59. Калининградская художественная галерея. |
Девочка с розовым бантом. 1945. 43х31. |
Дворик на Масловке (котлован для дома №3 по ул. Верхняя Масловка). 1940. К.М. 37х33 |
А. Гайдар. Горячий камень. 50-е гг. |
|
Дядя Стёпа. |
|
Аркадий Гайдар. 50-е гг. |
|
. |
|
Плакат. 50-е годы |
Плакат. 50-е годы |
Танец в степи. |
Таня у торшера. 1963 |
Портрет художника Двоскина. 1960. К.М. | Осень на "Динамо" (вход на стадион Динамо - западная трибуна). 1940. Х.М. 34х37 |
Церковь в Петровском парке (Благовещения Пресвятой Богородицы). 1937. К.М. 37х42 |
На Кубани. Х.,м. 50х60 |
Портрет художника Мидлера. 1964. холст, масло 58х47. |
Портрет поэта Бориса Слуцкого. 1963. Картон, масло. 50х35. |
Портрет скульптора Фрих Хара. 1965. Холст, масло. 140х100. |
Портрет художника Б.Н.Яковлева. 1960. Картон, масло. 45х45 |
. |
|
. |
|
Фотографии:
С. Адливанкин (в центре справа) в кругу родных |
Самуил Адливанкин в могилевской частной гимназии. 1909 г. |
С. Адливанкин. Рисунок в хедере с автографом |
Л.А. Бруни, В.П. Киселев, С.Я. Адливанкин, А.А. Осмеркин. Конец 1930-х гг. |
C.Я.Адливанкин | C.Я.Адливанкин |
C.Я.Адливанкин с близкими на прогулке (Верхняя Масловка. "Изба") | В кругу семьи. |
Литература:
ББС, т. 1, с. 59-60;
Чернышев Н. -Творчество, 1933, № 3;
Костин В. ОСТ. Л., 1976;
Слуцкий Б. - Юность, 1977, № 3;
Ройтенберг О. –В сб.,: Панорама искусств 4. М., 1981;
Сарабьянов А. Д. Неизвестный русский авангард. М. 1992.
Ю. П и м е н о в
Самуил Яковлевич Адливанкин
Самуил Яковлевич Адливанкин — острый и живой человек, и его искусство в своих лучших образцах — острое и живое искусство. Художник, настоящий художник, не делает гладкие, удачливые вещи, отнюдь не всегда делает вещи удачные. Наоборот, неминуемо по дороге к необходимому для него образу он должен сделать и лишнее, и неудачу, и брак.
Но уж если настоящий художник прорвался к живому образу, если его волнение сумеет материализоваться, тогда мы получаем подлинное произведение искусства, где какое-либо явление жизни выражено в повышенном, усиленном качестве.
Такие работы и делают биографию художника, а явления жизни, глубоко изображенные, сплавляются с личностью художника в нечто новое, в то, что мы называем искусством и что является художественным портретом времени. И у Адливанкина, как у всякого настоящего художника, есть такие подлинные вещи, и его искусство, очищенное от случайного, вырисовывается очень цельным и живым.
Сколько картин, рисунков и скульптуры сделано у нас о сельском хозяйстве. Среди них есть много ремесленных подделок под жизнь, а то и откровенно простейших наглядных пособий. А есть и живые, хорошие и душевные вещи.
И в этой массе вещей одно из лучших мест по праву новаторства и по праву верности образа занимает картина Адливанкина "Танец в степи" (1935), где еще в те далекие годы проявляются пространство и душа целины. В этой работе реально существуют воздух целинных станов, неслащавая красота рабочих мест.
Адливанкину, как и его товарищам по поколению, выпала прекрасная к трудная задача поисков образов новой жизни, новых людей. На его долю выпало много счастья и много горя - жизнь выдала ему полной мерой страстное увлечение новой действительностью, горячие годы первых новостроек, трагические времена Отечественной войны, хорошую и дружную семью, счастливое московское солнечное лето и суровые дни эвакуации.
У него был сын, тоненький, хороший мальчик, — он потерял его в страшном огне войны. Адливанкин много и хорошо писал этого мальчика и юношу, тонкие и человечные портреты сына очень верно передают серьезный и глубокий характер этого поколения. У Адливанкина живет нежное чувство интимных семейных вещей; детские и девичьи портреты дочери и внучки очень похожи индивидуально и по-настоящему типичны.
Адливанкин начал с колких антимещанских вещей нэповского времени. Эти вещи внутренне ироничны и подчеркнуто вызывающи по форме, и они пропитаны подлинным отвращением к мещанству.
Потом начался другой, лирический период художника. Энтузиазм пятилеток, романтика нового быта, страна, поднятая повсеместно на огромные отройки, — все это захватило художника и своими масштабами, и новизной, и настоящей, подлинной современностью. И художественная жизнь Адливанкина пошла дальше в рядах работников Большой Советской страны, по дорогам к новым городам, через руины огромной войны, через времена восстановления и гущу современной живой действительности, полной строительств и открытий, новизны и новаторства во всех областях.
Самуил Яковлевич Адливанкин — горячий и взволнованный художник, и для него впереди очень много работы.
ИЗ КНИГИ ВОСПОМИНАНИЙ ТАТЬЯНЫ ХВОСТЕНКО «ВЕЧЕРА НА МАСЛОВКЕ БЛИЗ ДИНАМО»
САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ АДЛИВАНКИН
В четвертом подъезде нашего дома жил Самоша Адливанкин - честный, искренний, одухотворенный как в жизни, так и в своем творчестве человек. Я часто видела его во дворе. Невысокий, довольно полный, с большой лысиной, круглым улыбающимся лицом, мягким носом и глазами с веселым прищуром, он походил на плюшевого медведя, а с возрастом стал ассоциироваться с любимым мною, да и всеми нами, актером Евгением Леоновым. Что-то необъяснимо трогательное было в этом бесхитростном человеке, простом и очень мудром. Я попросила мужа сфотографировать его. Из снимков он сделал небольшую книжку с портретом Самоши и подписал снимки его словами. Это было незадолго до смерти Самуила Яковлевича. Он уже не мог говорить, у него был рак горла, но он находил в себе силы шутить. В это время к нему часто приезжал Александр Александрович Дейнека. Их связы¬вала, я бы сказала, даже не дружба, а истинная любовь. Для них Масловка была центром и смыслом всей жизни, ведь Дейнека никому не изливал свою душу. Здесь же, за бутылочкой коньяка, он как-то раскрывался и уже не походил на сурового, неприступного академика, директора МИПИДИ, каким я его знала в стенах института.
Однажды, встретившись со мной в нашем дворе, он повел меня к Самошеньке, как ласково называл Адливанкина. Но прежде дал денег и попросил купить чего-нибудь вкусненького и бутылку лучшего коньяка. Через пятнадцать минут я принесла все это. Самуил Яковлевич открыл мне дверь. В квартире стоял полумрак; на стене висели большие фотографии его любимой жены, сына Миши, погибшего на фронте, и три небольшие картины 20-х и 30-х годов. Позже его дочь Ева про¬дала их в частную коллекцию в Киев.
Мы сели за небольшой столик, Дейнека налил три рюмки. Самоша сказал, что у него болит горло, и пить не стал… Потом они заговорили о своих молодых годах, о встречах в то далекое время, вспоминали общество «НОЖ» и своих друзей, которых с каждым годом становилось все меньше.
Однажды я попала в мастерскую Адливанкина, которая находилась в первом доме на Масловке. Самоша тогда рисовал портреты, которые никак не вписывались в канонические рамки соцреализма. Из-под его кисти выходила, как я тогда понимала, какая-то мазня в серо-коричневой гамме. Правда, стоило немного отойти, — и на тебя смотрели выразительные лица, по-своему характерные и, должно быть, очень похожие на лица портретируемых.
Самоша умер. Незаметно прошли его похороны. Ева переехала из нашего дома и через несколько лет тоже умерла.
Сейчас все понятнее становятся художественные достоинства картин Адливанкина, они очень высоко ценятся.
Именно здесь, на Масловке, оседали и жили до самой смерти такие художники, как Адливанкин, наследуя и продолжая лучшие традиции изобразительного искусства. Я искренне любила его, и его образ живет в моем сердце.
Из книги воспоминаний Макса Бирштейна «Жизнь и картины» 2000 г. Самоша Адливанкин и другие
Самуил Иосифович Адливанкин — известный худож¬ник, один из организаторов в 20-х годах общества НОЖ (Новое Общество Живописцев). Добрый, милый, талантли¬вый человек. За оправой круглых очков ярко светятся гре¬ческие маслины черных глаз, и лучики улыбки, большой лысый лоб обрамлен остатками черных волос. Не помню, кто нас познакомил и каким образом я попал к нему в мас¬терскую в первый дом на Верхней Масловке, на шестой этаж. Это примерно 1953 год. Расцвет масловского "черно¬го" соцреализма несколько идет на убыль, но все равно продолжается царствование Ефанова, Шурпина, Богород¬ского и нашего друга Саши Бубнова. Мы находимся на ше¬стом этаже, а корифеи-киты на втором: Сергей Герасимов, Игорь Грабарь, Аркадий Пластов.
Может быть, самой знаменитой картиной Адливанкина был его "Трамвай", который вошел в хрестоматию советско¬го искусства. Это такой милейший примитив, может быть, на¬поминающий Руссо - трамвай на остановке, из окон выгляды¬вают этакие герои Зощенко - гражданочка в шляпке, влезая на подножку, показывает ножку красноармейцу, на голове которого надета чуть ли не буденовка. Затем уже в 30-40-е годы появляются его известные картины: "Танец в степи", "Премия" - мотоцикл, на нем молодой герой и красотка. Не знаю уж как, но Адливанкин пустил меня к себе в мастер¬скую, и я там писал большую северную картину. А сам он по¬являлся довольно редко, было лето, и он жил на даче. Да и, вообще, у меня было впечатление, что Самуил Иосифович как-то чувствовал себя неважно. Я притащил свои северные этюды и работал над большим холстом. Самоша в мои дела не лез, и я как бы стал масловским художником. Мне каза лось, что Адливанкин не очень-то дружил с типично маслов скими героями Шурпиным, Ильиным, Невежиным и т.д. Он был ближе к художникам 7-го этажа, а на седьмом этаже в маленьких мастерских работали притесняемые тогда масте ра: великий Татлин, очень интересный живописец Лабас. Са моша ходил к Татлину вечером и слушал, как Татлин пел под знаменитую, собственного изготовления бандуру, и я никак не могу себе простить, своей робости, что ни разу не попро сил его взять меня с собой. Так что с Татлиным я и знаком то не был, просто здоровался с ним при встрече. Но с Лабасом встречался на улице, очень подолгу разговаривал. Соседом по мастерской Самоши был Аминадав Моисеевич Каневский, и Адливанкин дружил с ним; Каневский часто заходил в "на шу" мастерскую и одобрял мои работы. Я подарил ему один мой этюд, а он - свою акварель для "Крокодила". С тех пор она всегда висит у меня в мастерской.
В конце коридора была мастерская Жоры Нисского, он так же дружил с Самошей и часто приходил к нему в мастерскую.
Заходил также "здоровенький", этакий развеселый "рубаха-парень" Костя Вялов. Костя когда-то принадлежал к ОСТу, в Третьяковской галерее есть его картина "Милицио нер", но в то время он писал морские пейзажи. Был он всегда бурно весел и рассказывал под собственный хохот веселые истории из прошлого и настоящего. У него была крошечная, изящная жена — художница Елена Мельникова.
Крюкова Т.М.
О моем дедушке
Когда меня знакомят с кем-нибудь и говорят, что я внучка Самуила Яковлевича Адливанкина, кто-то рулит, изображая мотоцикл из «Премии», кто-то показывает на больной зуб, кто-то изображает танец, кто-то говорит, что С. Адливанкин книжный иллюстратор. Действительно, каждый знает своего Адливанкина. Настоящий художник всегда что-то ищет, чем-то неудовлетворен, даже тогда, когда находит свою нишу в искусстве. Именно чувство неудовлетворенности, поиска и характеризует настоящего творческого человека. Самуил Яковлевич всю свою жизнь был в поиске. Кубизм, примитивизм, соцарт, портрет, пейзаж, натюрморт, станковая живопись. Мне бывает очень приятно, когда кто-то говорит: - Адливанкин? Это тот, что на мотоцикле? Или: - Адливанкин – это книжный график? А ведь были еще и плакаты. Его многогранность – это еще одна отличительная черта Самуила Яковлевича. Как жаль, что до сего времени нет монографии, где был бы представлен Адливанкин во всем многообразии своего таланта.
Мне часто задают вопрос, почему Самуил Яковлевич не продолжил работать в стиле примитивизма, ведь это была достаточно удачная находка. На этот вопрос ответ, наверное, мог бы дать только сам Адливанкин. Я же могу высказать свое мнение по этому поводу. Художников периода 20-х 30-х годов называют авангардистами. Это определение приобрело агрессивно-негативный характер. Но ведь именно они шли в авангарде нового искусства. Все рушилось и ломалось в стране, и именно тогда возникает кубизм с его нагромождением обломков. Это направление отражает всеобщий хаос того времени.
Шло время, менялись устои общества, и изменялось отражение действительности на полотнах художников. Возможно, Адливанкин пытался быть в авангарде и дальше. Сатирические черты в творчестве С. Адливанкина не покидали его никогда, начиная с НОЖа и ОКОН РОСТа. Я думаю, что именно поэтому, его творчество не было востребовано во времена залакированного соцреализма.
С. Адливанкин был и лиричен, и сатиричен даже в своих последних портретах 60-х г., что перекликается с ранним его творчеством. Отсюда можно сделать вывод, что он никогда не изменял себе, не изменял сути своего творчества. Он и был в разное время разным в искусстве, пытаясь идти в ногу со временем, но до последнего часа сохранил добрый юмор и иронию по отношению к тому, что он изображал. Ведь очень мало кто знает превосходные иллюстрации Самуила Яковлевича, в которых блистают все грани его таланта, начиная с рисунков в «Военном Крокодиле» и других журналах в 20-е годы и портреты 60-х годов.
Тот, кто говорит, что С. Адливанкин востребован только работами 20-х 30-х годов просто не знаком с другими его работами. Я очень благодарна А.Н. Ильину, создавшему сайт «Верхняя Масловка. Городок художников», так как имею возможность познакомить тех, кто интересуется творчеством С.Я.Адливанкина с его работами разных периодов.
Каталог выставки 1961 г.
1922
Семья художника. 93х57 см.
Портрет моих родителей. 53х60 см.
Автопортрет. 53х41 см.
Трамвай «Б». 50х62 см.
1928
Портрет художника В. Хратковского. 100х79 см.
Русаковский трампарк. 85х117 см.
1930
Герои у нас. 100х118 см.
Из собрания Государственной Третьяковской галереи
Герои у них. 100х118 см.
Из собрания Государственной Третьяковской галереи
Ликвидируем прорыв. 87х65 см.
Пионер. 43х37 см.
1931
Голосуют. Из собрания Государственной Третьяковской галереи
В штабе колхоза. 123х97 см.
1932
Пионерка (Портрет дочери). 78х60 см. Из собрания Государственной Третьяковской галереи
Девушка с веснушками. 52х42 см.
Девушка в розовом. 43х31 см.
Деервенский мальчик. 46х43 см.
Полевые цветы. 61х49 см.
Рыба. 47х60 см.
1933
Миша
1934
Огородница. 55х65 см.
Деревенская девушка. 50х64 см.
Отдых в лесу. 56х67 см.
Зима в Петровском парке. 47х55 см.
Полевые цветы. 62х49 см.
1935
Мастерская художника.103х91 см.
1936
Портрет художницы Гранавцевой. 66х121 см.
Обнаженная с полотенцем. 80х100 см.
Девочка в розовом. 52х66 см.
Нина. 49х62 см.
Колхозница. 50х60 см.
Н.К.Пименова. 45х54 см.
Эскиз к картине "Семья шахтера". 65х81 см.
Донбасс. 46х55 см.
Старый Донбасс. 28х36 см.
Осеннее утро на стадионе. 30х25 см.
Железнодорожный мост. Донбасс. 26х36 см.
1937
Ленин на смотре ВСЕВОБУЧА. Б., Кар. 77х60 см. Из собрания Государственной Третьяковской галереи
Встреча. 200х150 см. Из собрания Центрального музея Советской Армии
Скульптор Д.П.Шварц. 102х79 см.
«NO PASSARAN!» (Портрет сына). 82х61 см.
Ева. 53х64 см.
Сын. 52х62 см.
Женщина в белом платке. 56х30 см.
А. Козлов. Этюд. 55х46 см.
Девушка в черном платье. 55х45 см.
Художник К.Вялов. Этюд. 36х47 см.
Натурщица. 34х47 см.
Девушка с книжкой. 34х25 см.
Девочка на скамейке. Этюд. 20х17 см.
Масловка. 53х44 см.
Церковь в Петровском парке. 31х42 см.
Весна на Масловке. 53х45 см.
1939
Эскиз панно для павильона "Северный Кавказ" на ВСХВ. 68х121 см.
1940
В.В.Маяковский. Из собрания Государственного Литературного музея
Сандро. 51х61 см.
Осетин. 58х47 см.
Будущий летчик. 55х46 см.
Модель. 52х66 см.
Настя. 43х37 см.
Горная река. 52х63 см.
Осетинский домик. 46х33 см.
Осень на "Динамо". 43х37 см.
Дворик на Масловке. 37х33 см.
1941
Спящий ребенок. 23х30 см.
1942
Художник Голубчиков. 42,5х36,5 см.
Перед воздушной тревогой. 44х65 см.
Уральский пейзаж. 46х55 см.
Вечер в деревне. 48х63 см.
Деревенская улица. 28х37 см.
Вечером. 24х30
1943
Портрет матери. 47х36 см.
На даче. 47х55 см.
1944
Летом. 43х33 см.
Этюд к картине "На старом пепелище". 29х21 см.
Лежащая девочка. Этюд. 16,5х20 см.
1945
Девочка с розовым бантом. 43х31 см.
Девочка у пруда. 27х38 см.
Этюд. Девочка, одевающая ботинок. 35х24 см.
1946
Мальчик (Кубань). 65х37 см. Собственность Министерства культуры РСФСР
В метро. 61х82 см.
В трамвае. 70х76 см.
Прощание. 53х64 см.
Воспоминание о Севере. 55х45 см.
Этюд к картине "Метро". 53х43 см.
Гитарист. 50х42 см.
Мальчик в ушанке. 38х47 см.
Казачка. 49х43 см.
Обнаженная модель в мастерской. 47х65 см.
Этюд к картине "Детский сад". 25х32 см.
Мальчик с яблоком. 23х18 см.
Осень на Кубани. 62х52 см.
Белый домик на Кубани. 51х62 см.
Пейзаж с белым домиком. 35х44 см.
Дворик на Кубани. 28,5х38 см.
Утро в Келасури. 27,5х38 см.
1905 год на Красной Пресне. Эскиз к картине. 47х70 см. Из собрания Рязанского художественного музея
1947
Надя. 61х81 см.
Мальчик с ложкой. Этюд к картине «Усыновленный». 44х55 см.
Девочка в соломенной шляпе. 41х32 см.
Девочка с собачкой. 30х40 см.
Головка девочки. 28х38 см.
1948
Этюд к картине "Интересная книга". 26х37 см.
1949
Эскиз к картине "М.И.Калинин". 50х68 см.
1953
Спящая девочка. 41х56 см.
Девочка в голубом сарафанчике. 35,5х25 см.
Утро у пирса. 41х53 см.
На Оке. 25х35 см.
1954
Подружки. 50х62 см.
1955
Натюрморт с васильками. 71х54 см.
Пионы при электрическом свете. 68х50 см.
1956
Фрагмент эскиза к картине «В.И.Ленин среди защитников Родины». 21,5х22,5 см.
1957
Эскиз к картине «В.И.Ленин на Красной Площади». 79х79 см.
В.И.Ленин среди защитников Родины. 80х70 см.
Л.Н.Толстой и А.М.Горький в Гаспре. 81х114 см.
1959
Танец в степи. 245х145 см.
У Икшинского водохранилища. 28Х38 см.
1960
Горянка. 87х48 см.
Художник Д.Двоскин. Этюд. 47х32 см.
Эвкалиптовая аллея. 48х33 см.
Подсолнух. На Оке. 48х33 см.
Храм в Пицунде. 48х33 см.
Вечер у Пирса. 33х45 см.
Розовый графин. 38х33 см.
АГИТПЛАКАТЫ
1957
Оторвавшийся от масс. Б., гуашь. 270х150 см.
1958
Взгляд на вещи. Сорокоградусный чай. Б., гуашь. 270х150 см.
1959
Аккуратным будь везде! Б., гуашь. 270х150 см
1960
Кто он? Б., гуашь. 270х150 см.
Подобные явления достойны осуждения! Б., гуашь. 270х150 см.
|
Copyright © МАСЛОВКА - художники, картины, биографии, фотографии. Живопись, рисунок, скульптура. 20-й век Все права защищены. Опубликовано: 2004-12-07 (53259 Прочтено) [ Назад ] |