| |
ШЕВЧЕНКО А. В. __________________ SHEVCHENKO AlexanderШевченко Александр Васильевич 1883-1948
Шевченко Александр Васильевич. 7 июня 1883 (Харьков) — 26 августа 1948 (Москва)
Живописец, график, теоретик искусства.
Родился в семье торгового служащего. В 1890–1898 учился в Харьковском реальном училище. В 1899 вместе с семьей переехал в Москву. Поступил в Строгановское художественно-промышленное училище на металлообрабатывающее отделение. В 1905–1906 брал уроки в частной Академии Р. Жюльена в Париже у Ж.-П. Лорана и в Академии Э. Каррьера у А. Дине и Ф. Прине. В эти же годы совершил поездку в Испанию. В 1907 окончил декоративное отделение Строгановского училища, поступил в МУЖВиЗ на последний курс, где обучался у А. Е. Архипова и К. А. Коровина. Познакомился с А. В. Куприным, Р. Р. Фальком, М. Ф. Ларионовым, Н. С. Гончаровой В 1909 был исключен из Училища. В 1910 экспонировал свои работы на первой выставке «Бубнового валета». После раскола среди «левых» художников присоединился к группе Ларионова и Гончаровой. В 1910–1911 участвовал во Втором Салоне В. А. Издебского. В 1911 экспонировался на выставке «Ослиный хвост», в 1914 — на выставках «Мишень» и «№ 4». В 1913 издал ряд теоретических работ: «Неопримитивизм. Его теория. Его возможности. Его достижения», «Принцип кубизма и других течений в живописи всех времен и народов».
В 1915 призван на службу в армию, служил в Белоруссии и Литве. В 1916 контужен. В 1917 демобилизован. С 1917 — член объединения «Мир искусства». После революции заведовал литературно-художественным подотделом Коллегии по делам искусств Наркомпроса, участвовал в Комиссии по охране памятников культуры и старины при Моссовете. В 1919 вместе в А. В. Грищено организовал Музей живописной культуры. В 1919 опубликовал манифест «Цветодинамос и тектонический примитивизм». С 1920 — профессор ВХУТЕМАСа. Преподавал в Инхуке. В 1921 вступил в Московское товарищество художников. С 1922 член союза художников и поэтов «Искусство — жизнь», в 1924 переименованного в «Маковец». В 1926 стал одним из учредителей объединения «Цех живописцев».
В 1929, 1930, 1932 совершил поездки на Кавказ (Дагестан, Аджария, Азербайджан). Увлекся техникой монотипии, с которой познакомился в мастерской Е. С. Кругликовой в Париже.
В последние десятилетия жизни неоднократно подвергался критике за формализм, но продолжал заниматься живописью. В 1940–1942 руководил кафедрой живописи и рисунка в Текстильном институте.
Находясь в самой гуще борьбы за новые формы в искусстве в 1910-е, Шевченко был среди других художников наиболее традиционен. Ларионов, оценивая живопись Шевченко, писал, что у него «формы кубистов, футуристов и лучистов вводятся в картину строго академически построенную». Новые формы привлекали Шевченко не только и не столько как художника-практика, но как исследователя и экспериментатора. Больше всего он был увлечен неопримитивизмом. В поисках пластического единства формы в начале 1920-х Шевченко обратился к творчеству Поля Сезанна. В его работах этого времени можно обнаружить прямые аналогии с произведениями французского мастера. В живописи и графике 1930-х, в особенности связанных с кавказской тематикой, прослеживаются тенденции к большей монументальности при простоте мотива, большей эмоциональности цвета, лиризму, романтической трактовке пейзажа. В 1940-х создавал пейзажи и жанры в духе «тихого искусства».
Творчество художника представлено в ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственной Третьяковской галерее в Москве, Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.
(В статье использована информация сайта artinvestment.ru)
|
Copyright © МАСЛОВКА - художники, картины, биографии, фотографии. Живопись, рисунок, скульптура. 20-й век Все права защищены. Опубликовано: 2008-02-29 (12125 Прочтено) [ Назад ] |
|
|