| |
НОВИКОВ Н. Ф. _______________ NOVIKOV NikolayНовиков Николай Федорович 1922-2013
творчество
фотографии
выставки
литература
статьи о художнике
Новиков
Николай Федорович – живописец, заслуженный художник России.
(1922, Острицы, МО - 2013, Москва).
Родился в 1922 г в дер. Острицы Можайского района Московской обл. в крестьянской семье.
В 1949 г.окончил МГХИ им. В.И. Сурикова (педагоги И.Э. Грабарь, С.В. Герасимов, Н.Х.Максимов, П.П. Кончаловский).
Член МОСХ с 1949 г.
Участвует в художественных выставках с 1950 года. Персональные выставки проходили в 1977 году в Москве, Ленинграде, Пскове, Брянске, в 1978 в Горьком и Владимире.
В разные годы вел и ведет общественную работу: секретарь Правления СХ России, член живописной комиссии СХ России, член Правления ТЖ МСХ.
Широкий диапазон творческой деятельности художника охватывает разнообразные жанры: портрета, тематической картины, пейзажа.
Умер Николай Федорович в октябре 2013 г. в Москве.
Картины художника находятся в Саратовском государственном художественном музее им.А.Н.Радищева, Алма-Атинской картинной галерее, Татарском музее изобразительных искусств, а так же в частных коллекциях в России и за рубежом: Японии, Франции, Германии.
|
Творчество:
Список иллюстраций:
Этюд к картине "Журавли". 1976.
Натюрморт. 1942.
Песня. 1953.
Ира (этюд к картине). 1964.
Светловолосый (этюд к картине). 1964.
В новом доме (фрагмент). 1961.
Сергей Есенин. 1975.
К партизанам. 1976.
В разведке (фрагмент). 1957.
Портрет матери. 1973.
Портрет отца. 1973.
Сергей Васильевич. 1972.
Сосны шумят. 1965.
Пастух Зинаида Прохоровна. 1974.
Соседний дом. 1967.
Отец и сын Ратниковы. 1979.
?
Колхозный пастух. 1967.
Весенние заботы. 1967.
Портрет Л.Л. Новиковой. 1977.
С косьбы. 1974.
Песня скворцов. 1967.
Оттепель. 1975.
Сквозь ветви. 1975.
Вечереет. 1972.
Гриша (этюд к картине). 1961.
Брестская крепось. Холмские ворота. 1966.
Художник Виталий Рассыпнов. 1974.
Аля. 1975.
Матери. 1975.
Возвращение стада. 1970.
Аня Суздальцева. 1981.
Жили-были. Х.М. 90х92. 1991.
Автопортрет. Х.М. 80х65. 1991.
На нашем дворе. Х.М. 105х135.2003.
Июль сенокосный. Х.М. 109х121.2001.
Утром. Х.М. 80х60. 1993.
Синий платочек. Х.М. 130х88. 1997.
Сирень. Х.М. 130х30. 1959.
В новом доме. Х.М. 50х70. 1961.
Пусть войдут.
Юра Куликов. Х.К. 50,5х40. 1922.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Всегда при встрече с Николаем Федоровичем Новиковым охватывает чувство доброе, хорошее. Открытое русское лицо простого смоленского парня, в котором чувствуются и удаль, и простота, и сердечность. И это все живет в нем крепко. Он как-то сразу располагает к себе людей. Так было и с нами, когда мы с ним подружились в 1957году в Доме творчества «Академическая дача» имени И. Е. Репина.
Это талантливая русская натура — прекрасный гитарист и рассказчик, неповторимый исполнитель русских народных песен. Но главная его страсть, которой он предан беспределыно, — живопись.
Николай Федорович учился в Институте имени В. И. Сурикова (1942—1949) у С. В. Герасимова и других известных мастеров. Его талант и вкус формировались в кругу таких выдающихся художников и ближайших друзей, как, например, В. Н. Гаврилов.
Имя Николая Федоровича Новикова стало известно советскому зрителю после появления его первых картин «В разведке» (1957) и «В людях» (1960), показанных на Всесоюзной художественной выставке, посвященной 40-летию Советской власти, и первой выставке «Советская Россия».
С этих пор он неизменный участник многих крупнейших художественных выставок, организуемых в Москве. От выставки к выставке его талант мужает и крепнет.
Последующими картинами, такими, как «В новом доме», «Весенние заботы», «Брест живет», «Матери» и другими, Николай Федорович сделал значительный шаг вперед в своем творчестве и прочно закрепился в российском искусстве как один из ведущих мастеров.
Тема нашей современной жизни, тема героического прошлого народа раскрывается автором просто и сердечно, без надуманного пафоса. Скромный и стеснительный в жизни, Николай Федорович Новиков не любит всяческой трескотни и проявления фальши в искусстве. Его честной порядочной натуре все это чуждо. Выставка, которая экспонируется в зале Союза художников РСФСР, первая персональная выставка художника. К сожалению, на ней не показаны картины, принесшие Николаю Федоровичу известность, не представлены и его рисунки, острые, живые, говорящие о блестящем мастерстве рисовальщика. Но эта выставка раскрывает другую грань художника, не менее важную: он представлен на ней как незаурядный портретист.
Широкий зритель в этом качестве видит его впервые.
Портреты матери, отца, женщин и детей говорят о том, что автор — чуткий художник, для которого главное, как можно глубже раскрыть характер человека, его душевное состояние. Цветовая гамма здесь сдержанная и строгая, лепка формы крепкая.
Как пейзажист Н. Ф. Новиков участвовал на многих выставках отдельными работами, но собранные Вместе они производят целостное впечатление. Большинство пейзажей показывается впервые. И здесь видны яркое лицо художника, его горячая привязанность, его любоаь к природе средней русской полосы.
То это стадо на весеннем лугу, где только-только пробивается травка, — настоящая песня о родном крае. Или же ночной пейзаж с мерцающими на небе звездочками, навевающими грусть осеннюю. Зима с морозцем и инеем, летний вечер с последними лучами уходящего солнца... В пейзажах художника есть чисто новиковская музыкапьность, своя особая тональность.
Н. Ф. Новиков, как челооек интересный и своеобразный, вдумчивый и внимательный к людям, обладает хорошими качествами педагога. На протяжении мкогих лет он был художественным руководитепем в Доме творчества «Академическая дача». Художники Российской Федерации добрым словом вспоминают советы честного и принципиального человека, которые во многом помогли им в творчестве.
В силу своей природной деликатности и скромности Николай Федорович не выпячивается вперед, наоборот, старается быть в тени, менее замеченным, поэтому его не очень волнуют почести и звания, которые он давно уже заслужил. Николай Федорович — художник в полном смысле этого слова и, пожалуй, это самое почетное звание. Он идет своей верной дорогой художника-реалиста, для которого главным источником вдохновения является русская природа, жизнь простых людей с их радостями и горестями, успехами и неудачами. Словом, его волнует все то, что называется жизнью.
Сергей и Алексей Ткачевы
|
Copyright © МАСЛОВКА - художники, картины, биографии, фотографии. Живопись, рисунок, скульптура. 20-й век Все права защищены. Опубликовано: 2005-11-07 (27434 Прочтено) [ Назад ] |
|
|