| |
ГРИГОРЬЕВ А. И. ______________ GRIGORYEV AnatoliyГригорьев Анатолий Иванович 1903-1986
Григорьев Анатолий Иванович, скульптор. Родился 1 ноября 1903г. в селе Гайны Пермской губернии, в семье лесничего и швеи. Умер 28 октября 1986г. в Москве, похоронен в Коктебеле.
Учился в художественных мастерских села Кудымкар Пермской губ. (1921—1923), на Едином художественном рабфаке (1923—1925) и на скульптурном факультете ВХУТЕМАСа-ВХуТЕИНа в Москве у И. С. Ефимова, В. И. Мухиной, М. С. Родионова, В. А. Фаворского, И. М. Чайкова (1925—1930). Член Союза художников со времени его основания (1932). Участник многих художественных выставок (с 1934). Работал в области монументальной и декоративной скульптуры, портрета, в керамике («танагры», техника коропластики), а также в области акварели и рисунка. Его произведения находятся в ГРМ, ГТГ, многих других музеях и галереях.
Интерес к Индии, ее философии и культуре пробудился у художника со студенческих лет. В 1930г. ему посчастливилось побывать на лекциях Р. Тагора в Москве. Глубокому интересу к теософии, Учению Живой Этики, к наследию семьи Рерихов он был обязан А. А. Арендт (впоследствии ставшей его женой), с которой был дружен со времени учебы во ВХУТЕИНе.
Во время Отечественной войны младший лейтенант Григорьев работал на аэродромах, в воинских частях и создал галерею портретов летчиков-защитников Москвы.
17 апреля 1948 года Григорьев был арестован. Ему инкриминировали участие в «антисоветском теософском подполье». Решением Особого совещания МГБ СССР он был приговорен к восьми годам лагерей. Этапирован в Норильск.
Жена скульптора Ариадна Арендт прилагает героические усилия, пытаясь спасти мужа. По ее просьбе в 1948 году В.И.Мухина пишет характеристику на Григорьева в следственные органы, в то опасное время мало кто так рисковал. Дала характеристику и директор Музея А.С.Голубкиной В.Н.Голубкина, а на уголке листа - приписка С.Д.Меркурова: «Григорьев А.И. очень талантливый скульптор». Скорее всего, благодаря этим обстоятельствам художника переводят из Норильска в подмосковную шарашку Кучино. После устранения Абакумова, весной 1953 года, скульптора направляют в Воркутлаг. В конце 1953 года с просьбой к властям рассмотреть ходатайство Арендт об освобождении Григорьева обратился президент Академии художеств А.М.Герасимов.
После ареста Григорьева А.А.Арендт изгнали из мастерской и многие их произведения погибли. Часть произведений Григорьева сохранил в своей квартире профессор В.В.Ковальский, часть была вывезена в ветхий деревянный дом Н.Ф.Усольцева, где вскоре обрушился потолок и почти все работы погибли. Жена все те годы поддерживала мужа, как могла: посылала деньги, продукты, карандаши, альбомы, книжки, путеводители по музеям. По мере возможности Григорьев работал как художник, хотя был на «общих» работах, нередко голодал.
Скульптор был освобожден в декабре 1954 года. Вернулся в Москву. По возвращении создал ряд портретов бывших политзаключенных — К. К. Арцеулова, А. Г. Габричевского, Н. А. Козырева, своих «подельников» — К. Пормалиса, С. Ю. Антонюка, Качалова и др.
В 1956 году Григорьев реабилитирован.
В своем творчестве скульптор вдохновлялся образами мастеров прошлого, начиная с безымянных авторов египетских пирамид: это Алкей и Сафо, Лисипп, Скопас и Пракситель, Данте, Леонардо и Микеланджело... Пушкин и Лермонтов, Тагор, художники Серебряного века М. Врубель, М. Волошин, Н. Рерих... Образу Н. К. Рериха посвящены многие произведения скульптора. Учением Живой Этики, или Агни Иогой, вдохновлено центральное, сложное по восприятию шестифигурное произведение А. И. Григорьева «Земля — Космос», выполненное в размере монумента.
Работы Григорьева имеются в Третьяковской галерее, Русском музее, других музеях и галереях. Некоторые его памятники установлены, модели некоторых стоят в мастерской, в том числе композиция «Земля - Космос».
Умер А. И. Григорьев в Москве. Похоронен в Коктебеле (Крым).
Ю. А. Арендт
Музеи: ГТГ, ГРМ, Центральный музей космонавтики (Москва), Музей на Поклонной горе (Москва), Музей К.Э. Циолковского (Калуга), Курская картинная галерея им Н.Н. Дейнеки, Ярославский художественный музей, Государственный музей искусств Каракалпакии (Нукус), Литературно-художественный музей М. и А. Цветаевых ( Александров), Художественная галерея им. И. К. Айвазовского (Феодосия) и др.
|
Творчество:
Барельеф на фасаде яслей Горьковского автозавода. 1930-е гг. |
А. И. Григорьев лепит Ленина из снега на Потылихе в Москве. Начало 1930-х гг. |
Портрет девушки из Городка Художников. Начало 1930-х. Гипс. Нат. вел. |
Советский военачальник. Середина 1930-х. В. 80 см. |
Актриса-дублер к кинофильму «Бесприданница». 1930-е гг. Гипс. Нат. величина. |
Московский сапожник Моисей Писаревский. 1936. Бронза. |
Девочка. 1934. Бронза. Нат. вел. |
Форматор. Конец 1930-х. Нат. вел. |
Данте. 1944 г. Майолика. 70х25х18. |
Персонаж Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». 1944. Терракота. |
Уолт Уитмен. 1947. Гипс. В. 220 см. |
Девушка (из серии «ЛГ»). 1940. Терракота. 22.7х8.7х6.7. |
А. И. Григорьев. М. А. Врубель. 1944. Гипс. 53х25х32. |
Эдгар По. 1946. Гипс. 55х58х30. |
А. Н. Скрябин. 1944. Гипс. 55х30х33. |
Портрет А. Г. Габричевского. 1958 г. Гипс. 38х25х30. |
Полярный олень. Воркута. 1953. |
Земля. Фигура для парка. 1960. Гипс. 245х150х125. |
Вариант памятника "Земля-Космос". Сверху фигура Икара в. 2.5 м. 1960-е. Гипс. |
Вода. Фигура для парка. 1960. Гипс. 235х210х90. |
Композитор органист Л.Н. Качалов. 1958 г. Гипс. |
Работы разных лет. |
Портрет А.С. Грина. 1960-е. Гипс. В. 66 см. |
К. Э. Циолковский. 1960. Гипс. 40х40х20. |
М. Ю. Лермонтов. 1961. Гипс. 53х30х38. |
Памятник А. С. Пушкину в Феодосии. 1976. Бронза. |
А. И. Григорьев за работой над бюстом-памятником М. А. Волошину. |
Памятник А. С. Пушкину в Феодосии (фрагмент). |
Сидящая в шляпке. 1970-е. Майолика. В. 16 см. |
Рабиндранат Тагор. 1960. Мрамор. 1.5 нат. вел. |
В. А. Ватагин. Около 1970. Бронза. Нат. вел. |
Н. К. Рерих. 1970-е. Гипс. 1.5 нат. вел. |
Л. Н. Толстой. 1966. Гипс. 185х62х85. |
Вечный огонь. 1977. Гипс. В. 200 см. |
Максимилиан Волошин. 1976. Гипс. 220х80х80. |
Космонавт. 1978. Гипс. 320х300х100. |
А. И. Григорьев. "Сафо". 1944. Майолика. 60х15х22. |
Летчик-испытатель С. М. Анохин. Гипс, патина. 38х25х16. |
А. Грин. 1960. Гипс тонир., Древнегреческий скульптор Скопас. 1984. Бронза. |
Фотографии:
Работа над портретом летчика В. Г. Каменщикова. Московский фронт, 1942. |
Работа над портретом летчика Н. Арсенина. Московский фронт, 1942. |
Выставка 4-х скульпторов. 1945. Москва. На переднем плане утраченные работы А. И. Григорьева "Лисипп" и "Летчик, дважды герой, Покрышев". |
Работа над портретом авиатора и художника К. К. Арцеулова. 1976. |
А. И. Григорьев. 1940-е. |
А. И. Григорьев. Работа над портретом астрофизика Н. А. Козырева, Коктебель. 1980. |
Выставки:
1931 г. Москва: ВЫСТАВКА МОЛОДЫХ ХУДОЖНИКОВ
1934 г. Москва: ВЫСТАВКА НАЧИНАЮЩИХ МОЛОДЫХ ХУДОЖНИКОВ г.МОСКВЫ
1940 г. Москва: ВЫСТАВКА СКУЛЬПТУРЫ МОСКОВСКОГО СОЮЗА СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1941 г. Москва ВЫСТАВКА ЛУЧШИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1942 г. Москва: ВЫСТАВКА «ПАВИЛЬОН МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ»
1945 г. Москва: ВЫСТАВКА СКУЛЬПТОРОВ Е.Ф.БЕЛАШОВОЙ, А.И.ГРИГОРЬЕВА,
Л.А.КАРДАШОВА и А.И.ТЕНЕТЫ. Выставочный зал МОСХ РСФСР (Кузнецкий мост,11)
1946г. Москва: ВСЕСОЮЗНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА
1947 г. Москва: ВЕСЕННЯЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ МОСКОВСКИХ ЖИВОПИСЦЕВ И СКУЛЬПТОРОВ
1955 – 2000 гг. Участие во многих выставках - московских, республиканских, всесоюзных и зарубежных.
1991 г. Москва: ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА. СКУЛЬПТУРА, ГРАФИКА.
Выставочные залы МОСХ РСФСР (ул. Беговая, 7/9).
1993 г. Москва ВОСЬМАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖНИКОВ РОССИИ
Каталог с.48
1997 г. Москва: ВЫСТАВКА СЕМЬИ ХУДОЖНИКОВ А.А., М.Ю., Н.Ю. АРЕНДТ,
А.И.ГРИГОРЬЕВА, М.Б .АЙЗЕНШТАДТА. СКУЛЬПТУРА, ГРАФИКА, ЖИВОПИСЬ.
Объединение московских скульпторов, Дом скульптора.
1999 г. Москва: ВЫСТАВКА А.А.АРЕНДТ И А.И.ГРИГОРЬЕВА. СКУЛЬПТУРА. ВМЕСТЕ С ВЫСТАВКОЙ ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ Н.К., С.Н. и Ю.Н. РЕРИХОВ из частных собраний. Центр – музей им. Н.К.Рериха.
2000 г. Александров: ВЫСТАВКА СЕМЬИ ХУДОЖНИКОВ А.А., М.Ю., Н.Ю. АРЕНДТ, А.И.ГРИГОРЬЕВА, М.Б .АЙЗЕНШТАДТА. СКУЛЬПТУРА, ГРАФИКА, ЖИВОПИСЬ. Александровский литературно-художественный музей М и А Цветаевых.
2003 г. Коктебель: ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ. СКУЛЬПТУРА, ГРАФИКА. Дом-музей М.А.Волошина
2004г. Александров: : ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ. СКУЛЬПТУРА, ГРАФИКА. Александровский литературно-художественный музей М и А Цветаевых.
2005 гг. Москва: ВЫСТАВКА ИЗ СЕРИИ «РЕПРЕССИРОВАННЫЕ ХУДОЖНИКИ». АНАТОЛИЙ ГРИГОРЬЕВ, АРИАДНА АРЕНДТ. СКУЛЬПТУРА, ГРАФИКА.
Музей и общественный центр им. Андрея Сахарова.
Литература:
1. АРЕНДТ АРИАДНА АЛЕКСАНДРОВНА, ГРИГОРЬЕВ АНАТОЛИЙ ИВАНОВИЧ. СКУЛЬПТУРА. Каталог выставки 1977 М., Советск. художник. 30 с., 13 фото
2. ЛЫСЕНКО Л. ВСЕ ВОСПРИНЯТЬ И СНОВА ВОПЛОТИТЬ...
Творчество 1986 № 5, с. 24 – 26, илл.
3. Тиханова В.А. и др. « ...Хотелось бы всех поименно назвать...»
Панорама искусств №13, с 5 – 52, илл.
4 . ГРИГОРЬЕВ АНАТОЛИЙ ИВАНОВИЧ СКУЛЬПТУРА с. 41 Московские художники 20 -30-е годы Живопись, графика, скульптура. М., Советск. художник 1991 218 с., илл.
5. АРИАДНА АЛЕКСАНДРОВНА АРЕНДТ, АНАТОЛИЙ ИВАНОВИЧ ГРИГОРЬЕВ
СКУЛЬПТУРА. с. 145-167, 24 фото. Приложение. Каталог. Юбилейная выставка произведений Рерихов из частных собраний. 1999 М., Международный центр Рерихов 169 с.
6. ГРИГОРЬЕВ АНАТОЛИЙ ИВАНОВИЧ с.166 - 167, 5 фото
Государственная Третьяковская Галерея, каталог собрания.
Скульптура первой половины ХХ века. Серия скульптура ХVIII– ХХ веков.
Т. 2 М., 2002
7. АНАТОЛИЙ ГРИГОРЬЕВ, АРИАДНА АРЕНДТ. Выставка из серии «Репрессированные художники» 9 марта – 3 апреля 2005
Музей и обществ. центр им. Андрея Сахарова. М., 8 с. 24 фото.
Скульптор работал без устали и необыкновенно продуктивно
К 100-летию А.И.Григорьева
Анатолий Иванович Григорьев (1903-1986) хорошо известен феодосийцам. Он подарил городу фигуру А.С. Пушкина, установленную
в его центре, - один из лучших памятников поэту. Скульптором выполнены памятники-бюсты М.А. Волошину (при участии А.А. Арендт) и Т.И. Вяземскому, находящиеся в Коктебеле и на Биостанции, а портреты К.К. Арцеулова, М.А. Волошина, А.С. Грина и Г.Н. Петникова хранятся в Галерее И.К. Айвазовского и других музеях Крыма. Обширна крымская составляющая и в его коктебельской и московской мастерских. Mногие работы А.И. Григорьева находятся в Русском музее, Третьяковской галерее, Ярославском художественном музее, Музее М. и А. Цветаевых в г. Александрове, Каракалпакском музее искусств в Нукусе, десятках других музеев бывшего СССР, а всего им создано около 900 скульптурных произведений.
Я был свидетелем такой сцены. Скульптор готовился лепить один из портретов, каркас и глина были на станке, дверь в мастерскую была открыта. Неожиданно в помещение вбежала девочка, замерла, изумленная встречным радостным порывом ваятеля, немного постояла и вновь умчалась к своей палочке-выручалочке… «Кажется, я никогда так быстро не лепил!» - проговорил Толя. Портрет, достойный любого музея, был сделан за какие-нибудь пять минут. Пожалуй, так быстро не мог работать никто из московских скульпторов.
Стремительность в творчестве, когда предельно сконцентрированы все силы и вдохновение, была характерна для Анатолия Ивановича. Это свойство не раз выручало моего отчима и его друзей. Вот он мчится на другой конец Москвы. Срок заказа у друга истек, работа не ладится, но за час-другой под руками Толи скучное засушенное произведение оживает, становится свежим и интересным. Накануне открытия Брюссельской выставки 1958 г. оказалось, что «Хоровод» для Советского павильона у автора не получился. Заказ передан Толе и вот уже удивительно пластичная 10-фигурная композиция готова, расписана, обожжена и отправляется на выставку.
Бывало, он не мог остановиться, а скульптура почему-то делалась хуже, или ему так казалось. Прибегает из мастерской Толя: «Пушкина сломал!». Значит, от 2-3 метровой статуи остался лишь каркас, а сотни килограммов глины содраны и сброшены в яму. Толя плачет, горе его неутешно… Однако, через день-два законченная фигура поэта из зеленой
1
кембрийской глины вновь возвышается посреди мастерской. Портреты быстро переполняли маленькую мастерскую, и работать становилось просто негде. Тогда у многих из них он отпиливал затылки, и такие портреты, висящие на гвоздях, сплошь заполняли стены мастерской.
Это был трепетный одареннейший мастер, посвятивший всю жизни искусству, всегда охваченный творческим горением, работавший без устали
и необыкновенно продуктивно. Он всегда был готов помогать другим художникам, любому человеку, кормить и выхаживать «братьев наших меньших». Был начисто лишен честолюбия, ревностных чувств к коллегам, очень радовался даже скромным успехам других, был светлой личностью, праведником по жизни.
А.И. Григорьев родился 01.11.1903 в с. Гайны Пермской губ. в семье лесника и швеи, умер 28.10.1986 в Москве.
В детстве, поощряемый художественно одаренной матерью, он лепил фигурки крестьян, срисовывал с репродукций в журналах картины художников. В 1921-22 гг. занимался в Художественных мастерских с. Кудымкар Пермской губ., где были прекрасные наставники. В 1922 г., когда
всюду были разруха и голод, Толя и его кудымкарские друзья отправились на товарняках в Москву, чтобы продолжить учебу, но юношей с полдороги вернули обратно, едва не арестовав. Однако, со второй попытки они добрались до столицы и поступили на Единый художественный рабфак.
В 1925-30 гг. Григорьев учился на скульптурном факультете Вхутемаса-Вхутеина у И.С. Ефимова, И.М. Чайкова, В.И. Мухиной, М.С. Родионова и В.А. Фаворского.
По окончании института, прослужив почти год в армии, он становится членом Московского союза художников (1932), активно работает, лепит модели монументов, с 1934 г. участвует в различных выставках, становится членом правления МОСХ, занимается преподаванием, приобретает широкую известность в художественных кругах.
Скульптора вдохновляли образы творческих личностей разных эпох: безызвестный Создатель египетских пирамид, Скопас, Лисипп, Алкей, Сафо, Данте, Леонардо, Микельанджело, Пушкин, Лермонтов, Толстой, Врубель, Скрябин, Рерих, Волошин, Уитмен, ряд современников. При этом воображаемые портреты столь же убедительны, как сделанные с натуры. Им были созданы памятники-бюсты геологу акад. М.А. Усову для Томска, дважды герою летчику В.С. Ефремову для Волгограда, ряд замечательных надгробий. В 1958-1961 Григорьев создал шести фигурную монументальную группу «Земля-Космос», в которую вложил всю силу своих творческих устремлений. Эту работу, посвященную переходу от земного к космическому бытию человека, он считал главным своим произведением. Все эти
скульптуры заполняют мастерскую на Масловке в Москве. Там же находится группа «Стихии» (Земля, Вода, Воздух, Огонь) и монументальные фигуры Волошина, Рериха и Уитмена.
Во время войны мл. лейтенант А.И. Григорьев работал на аэродромах, в воинских частях, создал галерею портретов летчиков-защитников Москвы. Анатолий Иванович вспоминал, как это происходило. «Стояли трескучие январские морозы. Носа не высунешь. Нам предоставили военный автофургон, в него погрузили скульптурные станки, глину, строительный алебастр, чемоданы с инструментом, выдали полушубки, валенки, ушанки.
В нежилом доме на краю аэродрома были установлены станки и туда доставили материалы. Холодно, темно. Руки приходилось отогревать дыханием. Стекла очков замерзали. Я одновременно делал портреты героев Советского Союза В. Каменщикова и С. Ридного. Они по очереди садились около станка на табуретку и покорно позировали. Выносливые, терпеливые. А когда возвращались с задания, в нашу мастерскую врывались, как вихрь. Раскрасневшиеся, веселые. Помню, 7 февраля 1942 г. Ридный вернулся после вылета, в котором сбил «Юнкерс». В этот день я закончил его портрет. Степан обрадовался: «Вот и у Вас победа. Давайте я распишусь на память». Он взял стек и четко вывел на пьедестале бюста свою фамилию. А на следующий день я плакал от тяжелого горя: Степан Ридный погиб…»
Особенно успешной была выставка А. Григорьева в 1945 г. в Москве на Кузнецком мосту, 11 (вместе с тремя скульпторами). Сильно возросшая популярность, обширные новые знакомства, общительность и подвижность Григорьева привели к отрицательным последствиям - его стали вербовать.
Вызывали ночами, долго тягали и мучили, он отказывался и, наконец, далеко не сразу заявил, что он верующий. «Что же ты раньше молчал, вражина?! Мы тебя посадим.» - «Сажайте…» Без труда выследили, что он вместе с А.А. Арендт часто бывает у ее старой больной тетки О.А. Буткевич, - красавицы, теософки, дворянки, некогда танцевавшей с Николаем П. Перед ее комнатой в полуподвале у Никитских ворот «органы» устроили сапожную мастерскую, куда крайне неохотно брали обувь, зато удобно отслеживали всех посетителей старушки.
В результате по сфабрикованному групповому «делу» «Антисоветское теософское подполье» десяток человек посадили, почти всех на 8 или 10 лет. Дело оказалось перспективным, и стали брать людей из Риги, Таллинна, Вильнюса и Ленинграда. Для мамы и ее тетки возникло дочернее «Дело баронесс», хотя никакими баронессами они не были. К счастью, делу не дали хода, возможно потому, что одна женщина была слишком стара, другая – без ног.
Обыск продолжался всю ночь. В коммуналке, где жили 13 семей, люди не спали, осторожно выглядывали из дверей. Такие ночные происшествия в
«Городке художников» были далеко не редки. На рассвете зека запихали в воронок, по бокам сели охранники. Толя растерянно смущенно улыбнулся нам с мамой и воронок быстро укатил. Через час я вышел из дома. У входа в мастерские переговаривалась группа живописцев. «Голубя взяли!»- услышал я слова Аркадия Пластова. А оказавшийся здесь же мой приятель важно произнес: «У нас зря не сажают!».
Анатолий Иванович был репрессирован 17.04.1948 года, осужден «тройкой» на 8 лет ИТЛ и провел почти 7 лет в тюрьмах и лагерях – Лубянка, Лефортово, Бутырки, Норильск, подмосковное Кучино, Воркута.
После ареста Григорьева Арендт изгнали из их общей мастерской. Мы срочно 11-ю рейсами грузовика вывезли скульптуры к друзьям - семье
Н.Ф. Усольцева - в ветхий деревянный дом, откуда они только что переехали. Там вскоре обрушился потолок, и почти все работы погибли. Часть произведений сохранил в своей квартире проф. В.В. Ковальский.
Поздней осенью 1948 г. Анатолий Иванович (без передних зубов, выбитых следователями ночной Лубянки) оказался в Норильске на открытых разработках в карьере. Чудом ему удалось обратиться к гражданину начальнику и предложить украсить фасад огромного барака – бани для заключенных. Алебастр и прочие материалы нашлись, и вскоре там появился скульптурный барельеф Григорьева наподобие фриза Парфенона. Так Толя избежал гибельных общих зимних работ.
Григорьев едва ли выжил бы, если бы не беспрерывная поддержка семьи. Большое участие в судьбе заключенного принимала и мама Ариадны Александровны София Николаевна. Будучи подростком, я постоянно сопровождал мою маму при доставке передач, отправлении посылок и хождениях по инстанциям. Обращение за содействием к В.Н. Голубкиной
(в возглавляемом ею музее А.С. Голубкиной Толя обучал молодежь ремеслу скульптура), а также к В.И. Мухиной и Д.С. Меркурову, а их, в свою очередь, к Сталину было в то время мужественным поступком со стороны академиков. Мухина дала хотя и сдержанную, но очень положительную профессиональную характеристику Григорьева, указав, что он может быть использован для скульптурного оформления Москвы, а Меркуров на том же письме приписал, что Григорьев талантливый скульптор. Это сыграло позитивную роль. Толя был переведен из Норильска в Кучино, где использовался не на общих работах, но как скульптор. Здесь он сделал десятки портретов великих русских ученых для санаториев распоряжавшегося его жизнью ведомства.
Привожу одно из писем А.А. Арендт к заключенному А.И. Григорьеву времен его первого этапного периода: «Свердловск, п/о 19, п/я 245. Григорьеву Анатолию Ивановичу. Москва – 24.08.48. Свердловск – 23.09.48.
Дорогой мой друг! Мы все преодолеем, все переживем, ты будешь заниматься своим любимым делом с еще большей глубиной и энергией, и все наши переживания послужат нам же на пользу. Искусство твое никуда не уйдет. Это огромное испытание надо выдержать на отлично. Не унывай, не опускайся. Я добьюсь пересмотра. Тебя посылают в Норильск. Это далеко, но не так уж – устье Енисея. Как только получу письмо – вышлю посылку.
А с навигацией будущего года мы с сыном приедем, м.б. останемся, а если нет смысла – поедем обратно. Это как ты захочешь, и как мы сообща найдем нужным. Мужайся, друг мой. Пиши как можно чаще хоть по несколько слов. В Красноярск высылаю деньги. Целую, будь здоров, до свидания. Аля».
После почти семилетнего пребывания в лагерях и тюрьмах Анатолий Иванович был освобожден в декабре 1954 г. В 1955-1956 годах он и Ариадна Александровна построили дом в Коктебеле, саманный с двусветной мастерской, на земле колхоза им. Сталина. Коктебель был выбран не случайно. Семья А.А. Арендт, жившая в Симферополе, еще до первой мировой войны была дружна с М.А. Волошиным. С детства Ариадну возили в Боран-Эли под Старым Крымом в имение тети Ариадны Николаевны и ее мужа Михаила Пилопидовича Латри, внука И.К. Айвазовского. К ним нередко наведывался Волошин. Там и в Симферополе большое внимание Волошин уделял рисункам Ариадны и оказал на нее огромное влияние как личность. Будучи студенткой Симферопольского техникума ИЗО, Ариадна навещала Волошина в Коктебеле. В 1921 г. Волошин спас маму Ариадны Софию Николаевну Арендт, вырвав ее из подвалов симферопольской ЧК.
Коктебель и Волошин под влиянием А.А. Арендт вдохновили Григорьева необычайно и стали определяющими в его творчестве и мировоззрении. Григорьев постоянно посещал Дом поэта, открывал все новые глубины в его произведениях. Скульптору принадлежат десятки изображений Волошина, в том числе две монументальные фигуры. С 1955 г. и до конца своих дней Григорьев и Арендт почти пополам делили время пребывания между Коктебелем и Москвой.
В нашем коктебельском доме и во время прогулок по горам Григорьев постоянно общался с художниками, многие из которых гостили у нас, писателями, бывшими зеками, радующимися жизни после недавнего освобождения. Беседовали с П.Д. Кориным, которому напоминали Италию виды с предгорий Сюрю-Кая, художниками из «Амаравеллы» Б.А. Смирновым-Русецким и В.Т. Черноволенко, живописцами В.А. Черняком и Ю.С. Злотниковым, постоянно общались с А.Г. Габричевским, М.Н. Изергиной, П.Н. Шульцем, писателем палеонтологом И.А. Ефремовым, норильским зеком астрофизиком А.Н. Козыревым и мн. др.
Толя спроектировал наш внутренний дворик, наподобие итальянского,
защищенный от злых северо-восточных ветров. Здесь собирались друзья, показывали новые скульптуры и картины, действовала керамическая печь. Он делал необыкновенно пластичные «пляжные» акварельные композиции и терракотовые статуэтки, схожие с танагрскими. Фигурки он в основном раздаривал, как в свое время Волошин акварели. Толя ощущал себя преемником мастеров из Танагры (и, конечно, был таковым), широко использовал метод коропластики. Он лепил из встречающейся всюду местной серой глины, которая после обжига становилась кирпично-красной. Он и Арендт рубили скульптуры из местного вулканического туфа и известняка. Атмосфера была совершенно творческая.
В Доме Волошина нельзя было проводить мероприятия, и 50-летие со дня смерти поэта отметили у нас. Были М.Н. Изергина, еще несколько человек, знавших Волошина. Сделал сообщение Володя Купченко, мама читала свои воспоминания. Все было живо, ярко, непринужденно и, казалось, в рамках дозволенного. Мама тогда простудилась, поднялась высокая температура. Тем не менее, после этой встречи ее потащили в милицию, где потребовали расписку в том, что подобных мероприятий у нас больше не будет. А еще раньше Судакский райисполком настоятельно рекомендовал отдать наш дом работникам Винсовхоза для улучшения их квартирных условий. Друзья из местных жителей не раз предупреждали, что наш дом и соседняя Киселевка находятся под постоянной опекой «органов» и что они интересуются мной. Во время пребывания в Коктебеле А.В. Меня, который часто бывал у нас, два Васи из органов сняли комнату у соседки и, не смущаясь, подслушивали и подглядывали из-за забора.
Памятники А.И. Григорьева стоят на своих местах, однако, судьба их не совсем благополучна. Феодосийского бронзового «Пушкина» (с хорошей патиной) перед 200-летием поэта покрыли черным блестящим кузбасс-лаком; его пришлось отдирать, но следы экзекуции и сейчас хорошо видны. Известняковых «Вяземского» и «Волошина» тоже покрасили. Первого эмалевыми белилами, второго тоже чем-то белым, хотя ранее он уже был изрядно поврежден и требовал реставрации. Этот бюст предназначался для помещения, а перед домом поэта Григорьев мечтал видеть фигуру Волошина, давно стоявшую в московской мастерской. Чтобы установить любой монумент, требовалась санкция Совмина СССР, а имя Волошина было для властей идеологически проблематичным. Установку же бюста утвердили на местном уровне, отнеся его к категории «памятный знак». В 1997 г. гипсовая фигура Волошина была перевезена в Ростов-на-Дону В.А. Бабушкиным, который взялся сразу же отлить ее в металле и установить в Коктебеле. Теперь же он обещает сделать это в начале 2004 г. (Сейчас фигура заметно повреждена). Надеюсь, что мечта скульптора все же осуществится. Отмечу,
что в 2002 году с надгробия скульпторов в Коктебеле выкорчевали бронзовый профиль Григорьева работы Арендт. Одновременно взломали двери нашей дачи и похитили все предметы (в том числе скульптуры) из цветных металлов. Отмечу так же, что в свое время были погублены монументальные фигуры Григорьева «Лисипп» (в Воронежском художественном музее) и «Вечный огонь», а судьба двухметрового «Л. Толстого» проблематична.
Многие работы Григорьева находятся в музеях, но остальные его произведения, в том числе монументальные, все еще переполняют мастерские в Москве и Коктебеле. Они не должны больше гибнуть, и имя выдающегося скульптора не должно быть забыто.
Юрий Арендт.
|
Copyright © МАСЛОВКА - художники, картины, биографии, фотографии. Живопись, рисунок, скульптура. 20-й век Все права защищены. Опубликовано: 2007-10-29 (33759 Прочтено) [ Назад ] |
|
|