| |
МУРАВИН Л. Д. ________________ MURAVIN LevМуравин Лев Давидович 1906-1974
Муравин Лев Давидович, скульптор, заслуженный деятель искусств УССР.
Основные даты жизни и творчества:
1906 Родился в Белгороде, 5 ноября.
1924 — 1929 Окончил скульптурный факультет Харьковского художественного института.
1933 Участник международного конкурса на проект памятника Т. Г. Шевченко для Харькова. Соавтор Я. С. Ражба.
1932 — 1933 Открытие памятника Ф. Э. Дзержинскому. Штеровская ГРЭС. УССР. Соавтор Я. С. Ражба
1935 — 1936 1-я премия на VI Всеукраинской художественной выставке за монументалыную композицию «А. С. Пушкин».
Открытие памятника «61 коммунару». Николаев. Соавтор М. Г. Лысенко.
1939 Создание скульптурных композиций для Советского павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Соавтор М. Г. Лысенко. Поездка в Париж и начало преподавательской деятельности в Харьковском
художественном институте.
Член Комитета по охране памятников старины «а Украине.
1941 Открытие памятника Герою Советского Союза П. Д. Осипенко. Город Осипенко (Бердянск). Эвакуация в Алма-Ату.
1942 Член правления и ответственный секретарь Союза советских художников Казахской ССР. Участник республиканских и всесоюзных выставок. Алма-Ата. Москва.
1943 Присвоение звания заслуженного деятеля искусств УССР.
1943-1949 Член правления Союза советских художников Украины, член бюро секции скульптуры,
ответственный секретарь секции художников Общества культурной связи с заграницей. Киев
1944 — 1949 Доцент Киевского государственного художественного института
1945 Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.»
1947 — 1964 Создание и установка памятника Лесе Украинке. Луцк
1954 — 1955 Открытие монумента «Дружба». Шанхай, Кантон. КНР. Соавтор Л. Е. Кербель.
1958—1959 Создание трехфигурной композиции «Мы славим мир» для ЦПКиО именм Горького. Москва
1960 Поездка в Италию.
Создание и установка композиции «Русская зима». Москва
1961—1963 Руководитель мастерской и заместитель главного скульптора Управления проектирования Дворца Советов
1962—1963 Открытие памятника В. И. Ленину. Актюбинск
1969—1970 Открытие памятника В. И. Ленину. Старобешевская ГРЭС. УССР
1974 Скончался в Москве 25 ноября.
|
Эскиз к композиции "За власть Советов" (рисунок) 1933. | Эскиз к композиции "За власть Советов" (рисунок) 1933. |
Памятник Ф.Э. Дзержинскому в Штеривцах. 1933. | Памятник Ф.Э. Дзержинскому в Штеривцах (фрагмент). 1933. |
Советский павильон на Всемирной выставке в Нью-Йорке. 1939. | Л.Д. Муравин, Л.Е. Кербель. Монумент "Дружба" г. Шанхай. |
Г.И. Котовский. Проект памятника для Кишинева. 1947. Гипс. |
Освобождение Киева от интервентов. Проект памятника. 1938. Гипс. |
Голова партизана. 1945. |
А.И. Пирогов. |
Портрет А.А. Богомольца. 1946. Гипс |
Лето (гипс). | Мать (гипс). |
Портрет скульптора Брандейс. Гипс. |
Женский портрет. |
Портрет Е.Е. Череповской (гипс, бронза). 1946. |
Лев Николаевич Толстой.
| Портрет скульптора Брандейс. |
Леся Украинка (гипс). 1947. | Л.Д. Муравин, Лысенко. Памятник Г.И. Котовскому. |
Академик А.В. Палладин. 1946.
Академик В.П. Волгин.
А.Н. Краснов.
В. Маяковский. 1948. | В. Маяковский. 1948. |
Ци Бай Ши. 1955 | Шанхайская студентка. 1955 |
Зов (гипс). 1967. | Русская зима (фрагмент) 1960. Гранит. |
Ф.И. Тютчев. 1971. Бронза.
Е. Петушкова. 1971.
Голова юноши. 1961. Гипс.
Лев Толстой. Бронза. | Поэт Е.А. Баратынский 1970. Бронза. |
А.С. Пушкин.
Композиция для монумента "А.С. Пушкин".
Портрет А.С. Пушкина в цилиндре.. 1971. Шамот.
Воин и солнце (гипс). 1974. | Люди из легенды. 1972. Гипс. |
Прокруст. Композиция из двух частей. 1971. Шамот.
|
Вэн Ван-дзянь |
Пролитая чаша |
Ци Бай Ши. 1955 |
Монумент "Дружба" (Л.Д. Муравин, Л.Е. Кербель). Шанхай |
Лев Николаевич Толстой |
Проект памятника Карлу Марксу для Москвы |
Героям Туркмении. Трехфигурная композиция. 1968. Известняк. |
Прометей. 1972. Шамот. |
Похищение Европы. 1971. Терракота. |
Из Метаморфоз. 1971. Терракота. |
Сизиф. | Л.Д. Муравин за работой в мастерской. |
Харьковский художественный институт. Мастерская Элеоноры Блох.
|
Мария Демченко, Л.Д. Муравин, Паша Ангелина.
|
Л.Д. Муравин, М.Г. Лысенко. | Л.Д. Муравин за работой над бюстом академика В.П. Волгина, В.П. Волгин. |
Открытие монумента "Дружба" (Л.Д. Муравин, Л.Е. Кербель). Шанхай.
|
Открытие монумента "Дружба" (Л.Д. Муравин, Л.Е. Кербель). Шанхай. (Фрагмент).
|
Провинция Китая. Л.Е. Кербель, крестьянин, Л.Д. Муравин. 1955.
|
Переводчик, Л.Е. Кербель, Ци Бай Ши (выдающийся график), Л.Д. Муравин. Китай. 1955.
|
Л.Д. Муравин и Л.Е. Кербель у Великой китайской стены. | Л.Д. Муравин и Л.Е. Кербель у Великой китайской стены. |
Л.Д. Муравин, Ци Бай Ши, Л.Е.Кербель. | Л.Д. Муравин и Л.Е. Кербель обсуждают с китайскими товарищами творческие вопросы. |
Херсонес (Российский). Л.Д. Муравин, Е.Л. Муравина (дочь), В. Оссовская, Е. Поманская, ..?.
|
И.Е. Светлов "Лев Давидович Муравин. 1906-1974".
(вступительная статья к Каталогу выставки к семидесятилетию со дня рождения. 1978 г.)
Творчество художника с большой и сложной биографией обычно представляется современниками недостаточно полно. И если учесть смену эсте-тических суждений, то становится понятно, почему иной раз складывается не совсем справедливая оценка искусства мастера в целом. Лишь персональ-ная выставка, на которой из многих хранилищ собраны произведения разных жанров, созданные на протяжении всей жизни художника, дает возможность судить о его таланте, направлении поисков, об эволюции мастерства и, глав-ное, определить место художника в современном искусстве.
Речь в данном случае идет о персональной выставке Льва Давидовича Муравина (1906—1974), на которой экспонируются лучшие произведения скульптора — от первых работ, появившихся в 30-е годы, до композиций и портретов, датированных серединой 70-х годов.
Первые шаги Муравина в искусстве были связаны с оформлением города. «Работать приходилось много, — пишет украинский скульптор старшего поко-ления Я. С. Ражба, друживший и сотрудничавший с Муравиным. Мы не брез-говали ничем. Делали огромные гербы, эмблемы, украшали праздничные карнавалы (для одного из них соорудили два огромных картонных змея), сколачивали фанерных гигантов — фигуры трактористов, колхозниц и т. п. Всего не упомнишь, конечно, за все мы брались с одинаковым рвением, фан-тазией, энтузиазмом. Но большее удовольствие доставляла работа над серьез-ными заказами. В это время многие скульпторы оформляли здания, площади и улицы города. В этой связи хочется вспомнить замечательный эскиз оформ-ления фонтана, выполненный Л. Д. Муравиным. Фигура обнаженной девушки запомнилась мне своим неповторимым движением, гибкостью, пластичностью форм, композиционной четкостью. Фантазия сочеталась с правдивостью, лиричностью образа, простотой и ясностью построения».
Творческое развитие молодого художника шло интенсивно: от декора-гивных композиций он все чаще переходил к сочинениям монументальным, в которых раскрывались высокие гражданские идеалы. Муравин с успехом участвовал во многих конкурсах 30-х годов и не раз побеждал. Однако лишь несколько его проектов, утвержденных к сооружению, удалось реализовать. Осуществление многих других было прервано началом Великой Отечественной войны.
Работы Муравина того времени привлекали свежестью, динамичностью, увлеченностью художника, остро ощущающего романтику революции и социалистического строительства. Борьба за переустройство мира, легендарные подвиги борцов революции — эти темы отразились в проектах памятников В. И. Ленину для Днепропетровска (1934), Г. И. Котовскому для Котовска (1937— 1938), Н. А. Щорсу для Куйбышева (1938—1939), «Освобождение Киева от интервентов» (1936—1938). Масштаб и яркость этих монументальных замыслов Муравина производят сильное впечатление, тем более что он ни разу не повторялся в своих композиционных приемах.
В 30-е годы Муравин нередко сотрудничал со скульптором М. Г. Лысенко. Обоих увлекали темы гражданственности, оба проявляли интерес к порт-ретной выразительности образа, многофигурным композициям. У Муравина критика отмечала умение в раскрытии замысла, стремление к философским обобщениям, у Лысенко — склонность к трагическим сюжетам. При таком взаимном дополнении рождалось немало интересных произведений. Каждый из художников делал эскизы самостоятельно. Затем они уже вместе обога-щали взятый за основу замысел. Так, например, шла работа над декором для будущей станции московского метро «Спартаковская», где предполагалось создать четырнадцать фигур на темы восстания Спартака. Муравин рисовал много, красиво группировал фигуры, создавая графические листы, полные романтического порыва. Лучшие из них демонстрируются на выставке.
Среди памятников, сооружение которых было начато и не завершено, особое место занимает монумент «Освобождение Киева от интервентов». Это решение основано на контрасте. Высокий обелиск строг по своим очертаниям. Фигура всадника с шашкой в руке, сдерживающего вздыбленного коня, на-против, полна захватывающей динамики, в ней есть смелая акцентировка масс, отличающая подлинно монументальное произведение.
Прекрасна цельностью и красотой движения фигура для памятника легендарному Щорсу.
Много сил отдал Муравин проектированию конного памятника Котов-скому, Различные варианты композиции неравноценны. В одних — поиски целостности, компактности скульптуры. В других чувствуется некоторая су-хость пластики. Но в целом эти поиски в жанре конного монумента заслуживают самой высокой оценки. Многое представляет интерес и сегодня. В этой традиционной форме скульптор сумел соединить индивидуализацию с эпичностью, динамику — с ощущением строгой монументальности. К каким бы художественным образам ни обращался Муравин, они всегда были рож-дены многообразием жизненных впечатлений, наполнены гражданским пафо-сом, созвучным поэзии, музыке, массовой патриотической песне 30-х годов.
Конкурсы этого времени были богаты интересными замыслами. К их серьезному анализу в связи с проблемами современной монументальной скульптуры еще предстоит вернуться. С большим творческим напряжением проходили, например, конкурсы на памятник Т. Г. Шевченко для Харькова. Как и некоторые другие мастера, Муравин совместно с Я. С. Ражбой разра-батывал монументальный ансамбль, в который входили изображение фигуры украинского поэта-демократа и многофигурные группы на темы советской действительности. В этом проекте, при всей спорности отдельных элементов, привлекала яркая драматизация образа Шевченко.
Из осуществленных монументальных работ Муравина 30-х годов нельзя не вспомнить памятник Ф. Э. Дзержинскому для Штеровской ГРЭС (1932—1933), исполненный вместе с Я. С. Ражбой. Он воздействует своей цельностью, ясным отношением объемов, определенностью психологической характеристики.
Признанием достижений украинских монументалистов явилась победа Му-равина и Лысенко на конкурсе художественного оформления входа Совет-ского павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке (1939). Этот замысел был реализован в многофигурных группах «Героика гражданской войны» и «Героика социалистического строительства», символизирующих идеи защиты революционных завоеваний и мирного труда нашего общества. Общая орга-низация пластических масс увязана здесь с трактовкой предметно-декоративных элементов. В изображении девушки в шинели с винтовкой в руках, в фигуре шахтера с отбойным молотком на плече, в самой динамике много-фигурных групп ощущался энтузиазм строителей нового мира.
Памятники, декоративные группы, осуществленные и спроектированные Муравиным в 30-е годы, продемонстрировали яркую одаренность мастера в этой области скульптуры. Муравин содействовал развитию монументальной пластики на Украине и в других советских республиках. Большую роль играла его общественная деятельность, которую он вел увлеченно и активно.
В годы Великой Отечественной войны, находясь сначала в Казахстане, а затем в Москве, он напряженно работает. Проектирует памятники «28 гвар-дейцам-панфиловцам», генералу И. В. Панфилову, выполняет группу «Товарищи». К сожалению, впоследствии эта линия творчества художника не получила продолжения. В 40—50-е годы он стал членом больших коллективов, занятых оформлением высотных зданий, и часто решал задачи, не свойствен-ные его индивидуалы-юсти, следуя распространенному в ту пору плакатно-декоративному стилю.
Своеобразное ощущение возможностей монументальной скульптуры в 50-е годы скорее можно почувствовать в его конкурсных произведениях. Таковы драматические группы в проекте памятника «Жертвам фашизма в Освенциме» (1958), в которых впервые у Муравина появляется мотив траур-ного шествия с вознесенной фигурой погибшего, впоследствии интересно разработанный художником. Таков получивший вторую премию конкурсный проект памятника Карлу Марксу для Москвы (1960). Монументальная статика в изображении великого вождя пролетариата выразительно дополнена символической фигурой стремительно идущего вперед рабочего. Таков, наконец, проект памятника В. И. Сурикову, в котором предпринята попытка ансамбле-вого решения, включающего разные виды скульптуры.
Несколько по-иному, как это показывает выставка, складывалась работа мастера в 40—50-е годы в станковой скульптуре. Подлинным достижением Муравина явилась статуя Леси Украинки (1947). Строгость целого сочетается в ней с тонким лиризмом, красота живого наблюдения — с обобщением, условность удлиненных пропорций — с живым движением рук и характерным обаянием лица.
В это же время Муравин проявляет интерес и к портрету. К лучшим об-разцам этого жанра можно отнести его изображения академиков А. А. Богомольца (1945), А. В. Палладина (1946), женские портреты. К сожалению, в других его портретных работах чувствуется некоторая тяжеловесность, чрезмерная зависимость от натуры.
Творческое понимание задач скульптуры особенно раскрывается в срав-нении двух композиций Муравина, появившихся почти одновременно: «Мы славим мир» (1958—1959) и «Русская зима» (1960, установлена в Москве). В пер-вой при всей важности темы, которую поднимает скульптор, присутствовала до сих пор еще не изжитая в нашем монументальном искусстве отвлеченность и декларативность. Неоправданы преувеличение размеров и стандартность поз. Совершенно по-иному решена композиция «Русская зима». Компактность по-строения и весомость объемов соединились в ней с тонкой проработкой факту-ры.Найдя обобщенные очертания группы, Муравин придал изображению убеждающую конкретность, смог проникнуть в национальный характер образа матери, который обрел в трактовке скульптора жизненную силу и глубокий лиризм.
Специальный раздел выставки посвящен работе Муравина над образами поэтов и писателей. Еще в 1936 году он создал композицию для монумента «А. С. Пушкин», премированную на Всеукраинской выставке. В ней не ощуща-лось глубокого знания иконографии, но было передано настроение подъема, творческого озарения. В 40-е годы Муравин участвовал в конкурсе на памят-ник Пушкину для Ленинграда. А в 1971 году появился его «Портрет А. С. Пуш-кина в цилиндре», где поэт предстает подчеркнуто изящным, и в то же время погруженным в нелегкие раздумья.
Муравин не раз обращался и к изображению М. Ю. Лермонтова. Его привлекала мятущаяся душа поэта, трагичность его судьбы, возвышенный романтизм. Среди этих скульптур подлинным шедевром стала небольшая ком-позиция 1973 года, изображающая поэта, сидящего на скамье. Все здесь най-дено остро, индивидуально. В совсем иной манере — мягкой, исполненной пластического изящества, вылеплена статуэтка поэта Е. А. Баратынского (1970). Тонкая проработка головы и фигуры, сочность лепки костюма — свидетельст-во уверенного мастерства скульптора и его глубокого знания эпохи.
В портретах поэтов и писателей Муравин стремился к интеллектуальной насыщенности, эмоциональной тонкости образа. Этой задаче подчинены кон-структивность построений и мастерство лепки. Поиски Муравина шли в русле прогрессивных тенденций советской скульптуры конца 60-х и 70-х годов.
Многие «литературные» портреты Муравина выполнены в керамике. Ин-терес к этому материалу, освоение его возможностей также созвучны поис-кам, идущим в нашей современной пластике. Художники младшего поколения внесли в них характерность, гротеск, остроту конкретных наблюдений. Такие опытные мастера, как И. Л. Слоним и А. Л. Малахин, стремились в керамиче-ской скульптуре к динамичным решениям, имеющим обобщенный смысл, творческому осознанию традиций мирового искусства и прежде всего античности.
На I Всесоюзной выставке скульптуры малых форм запомнилась смелой игрой укрупненных форм работа Муравина «Похищение Европы» (1971). Изо-бражение монументальной мощи быка выразительно контрастирует с нежной чувственной фигурой женщины. Интересно трактован мотив античности в ком-позиции «Прометей» (1972). Теплая фактура керамики помогла скульптору создать одухотворенную цельность объемов, ясную и живую форму. Страдания Прометея переданы с драматической выразительностью. Мягкие контуры человеческого тела противопоставлены графически заостренному силуэту орла.
Керамические композиции Муравина на вечные темы искусства по своей стилистике можно разделить на две группы. В одних — преобладают лаконич-ные, монументализированные, сведенные к геометрике формы. Другие реше-ны более свободно, живописно.
Поиски конструктивности, характерные для творчества Муравина послед-них лет, обрели в керамике последовательность и смелость. В скульптуре «Троянский конь» (1973) тяжеловесная статика объема подчеркнута изобра-жением своего рода ниши с фигурами воинов. Используя четкие геометри-ческие формулы, Муравин гротескно выявляет неправдоподобность этого создания, а добродушно опущенные голова и хвост, коротенькие ангельские крылья не столько скрывают, сколько выявляют тот коварный замысел, ради которого и был создан этот «конь».
Как уже говорилось, работа в керамике была для Муравина стилистически многопланова. Прихотливую пластику некоторых его сочинений можно назвать барочной. В «Фаэтоне» (1972) мотив, впервые воплощенный в скульптуре, не-ожиданно трактуется в безостановочном нагнетании ритма. Бешеная скачка, вздыбленные лошади, падающие вниз тела... Как отличается все это от благо-получных фронтальных построений скульптора на рубеже 40—50-х годов.
Интерес Муравина к античным мотивам по-своему закономерен. Как вдум-чивый художник он видел в античном искусстве не только высокую культуру пластического мастерства, но и особый поэтический мир. Ему была очень близ-ка обаятельная теплота танагрской скульптуры. Отсюда во многом пошло обращение скульптора к изображению бытовых сцен, камерному портрету.
Обратившись к керамике, Муравин дал свободу своим поэтическим на-строениям. С молодых лет он и сам писал литературные вариации на античные темы, читал античных философов. Поиски в новом материале способствовали появлению множества интересных замыслов.
Работая над пластическими миниатюрами, Муравин не отошел от граж-данской темы. Скульптурная группа «Люди из легенды. Подвиг милиционеров Владивостока» (1972) привлекла внимание сложным ритмом, характерностью изображения фигур, их движений. Острые ракурсы позволяют почувствовать динамическое напряжение пластики, имеющей большое эмоциональное со-держание — это единство участников борьбы, память о погибших героях, горечь утраты.
Показанные на выставке работы 70-х годов свидетельствуют о том, что уход из жизни мастера прервал новый этап творческих поисков скульптора.
Произведения Муравина, различные по стилю и характеру, были связаны с развитием советской скульптуры, по-своему отражая ее подъемы, спады и противоречия. Подлинных побед он достигал, когда давал выход своему тем-пераменту, искал, экспериментировал, работал раскованно, без оглядки. Он находил в себе силы для решительных поворотов и плодотворных пере-мен в своем творчестве.
Copyright © МАСЛОВКА - художники, картины, биографии, фотографии. Живопись, рисунок, скульптура. 20-й век Все права защищены. Опубликовано: 2006-07-24 (30087 Прочтено) [ Назад ] |
|
|