Ермолаев Борис Николаевич 1903, Петербург - 1982, Ленинград. Советский художник, график.
В 1921 – 1925 учился в Петроградском художественно-промышленном техникуме (преподователи: М.И. Авилов, А.А. Рылов, В.Н. Федорович), в ленинградском ВХУТЕИНе (1925 – 1928).
Участвовал в выставках с 1928 (Община Художников, VII-я). Далее, после ликвидации художественных группировок и обществ, в большинстве ленинградских и всесоюзных выставках. Персональные выставки прошли в 1935, 1950, 1951, 1961, 1973, 1974, 1980 (все – Ленинград), 1962 (Петродворец).
Кандидат в члены СХ СССР (1932 – 1941), член СХ СССР (с 1941).
В 1928 – 1931 работал в ленинградских газетах («Ленинские искры», «Бытовая газета») и журналах («Красная панорама», «Юный пролетарий», «Резец»). Первые рисунки Ленинграда (из-за требований издательств) были выполнены в два цвета: чёрным и серым. Третьим активным цветом стал белый цвет самого листа бумаги. Рисунки графичны, скорее даже жёстки, выполнены торцевой и боковой стороной грифеля.
С образованием Союза художников (1932) прекратил работу с издательствами. Первые живописные работы: «Краснофлотец» (1932), «Семейный портрет» (1934), «Отдых у прудика» (1932), «Семейный портрет» (сер. 1930-х), «Краснофлотцы» (1934), «Комсостав краснофлота» (1934) и др. Жанровые композиции: «Отдых у дома» (1932), «Свидание» (1933), «Улица в Володарском районе» (1935, 1936), «Женщина с девочкой» (1935), «Мешок муки» (1933), «Разгрузка у Никольского рынка» (1936), «У лотка» (1936), «Хлебная машина» (1936) и др.
В 1936 побывал на юге (станица Аксайская близ Ростова-на-Дону, Бердичев) и изменил палитру. Теперь стал доминировать открытый цвет голубого неба: «Семья у самовара. Зелёный домик», «Пейзаж с жёлтым домиком», «Три дома», «Пейзаж с деревом», «На улице. Летний пейзаж с красным забором» и др. (все – между 1937 и 1938 гг.).
С октября 1941 по август 1943 (вплоть до тяжёлого ранения) служил в частях Ленинградского фронта. После госпиталя (1943) практически перестал писать маслом. Не возвращался и к созданным им в конце 1940-х – начале 1950-х акварелям в стиле «критического реализма» с их прямолинейностью и грубоватой трактовкой формы. С середины 1940-х декоративность стала главной составляющей художника.
Создавая свой язык в цветной литографии в экспериментальной литографской мастерской ленинградского Союза художников (1950-е – 1960-е), или пользуясь только цветными карандашами (1950-е – 1970-е), или фломастерами (1950-е), Борис Ермолаев был всегда узнаваем «в бесконечных возможностях простых линий и красок» (Б.Н. Ермолаев).
Музеи: Алма-Ата, Вологда, ГМИИ, ГРМ (основной фонд наследия), ГТГ, Курск, Музей современного искусства (Нью-Йорк), Музей истории С.-Петербурга, Национальная галерея (Вашингтон), Пермь, Петрозаводск.
|
Дети. 1930. К.М. 69х46.4. Тбилиси. |
Фотографии:
Выставки:
1928 – VII-я выставка Общины Художников, Л.
1930 – 1-я Общегородская выставка изобразительного искусства, Л.
1932 – Художники РСФСР за 15 лет, Л. 1933 – Выставка портрета, Л.
1933 – Выставка картин Ленинградского Областного Дома художников, Л.
1935 – Первая выставка ленинградских художников, Л.
1936 – Осенняя выставка ленинградских художников, Л.
1937 – Выставка живописи, рисунка и скульптуры, Л.
1938 – Выставка ленинградских художников, Пушкин (Ленинградской обл.)
1939 – Выставка произведений ленинградских художников, Л.
1939 – Выставка произведений графики ленинградских художников, Ереван.
1940 – VI-я выставка произведений ленинградских художников, Л.
1941 – VII-я выставка произведений ленинградских художников, Л. апрель – июнь
1945 – Третья выставка работ художников ленинградского фронта, Л.
1946 – Выставка работ ленинградских графиков, Рига
1947 – Выставка произведений ленинградских художников, Л. (Каталог, 1948)
1961 - перс. ЛОСХ (Русаков Ю. - ст. в кат.);
1978 - графика из частных собр. Л., ГМИЛ (кат, 1979);
1980 - перс. ЛОСХ (Русаков Ю. - ст. в кат.);
1982 - 50 лет ЛОСХа. Л., ЦВЗ;
новые поступления. Псков (б. к.);
1988 - 20-30-е годы, ГРМ (кат., М., 1989, с. 261).
Литература:
ББС, т. 4, кн. 1, с. 44-А5;
Мочалов Л. В. - альбом. Л., 1973;
Липович И. Н. - Веб.: Музей 7. М. 1986.
|