Лаков Николай Андреевич
1894 (Москва) — 1970 (Москва)
График, живописец, сценограф, скульптор.
Родился в семье живописца-монументалиста. Первые художественные навыки получил под руководством отца. Еще учась в школе, выполнял обязанности помощника первого художника МХАТа В. А. Симова. В 1908 поступил в Строгановское художественно-промышленное училище, где учился у Д. А. Щербиновского, П. П. Пашкова, В. Е. Егорова.
Во время Гражданской войны вступил в Красную Армию. Работал в области агитационного искусства. При политотделе Третьей армии Восточного фронта он организовал и возглавил художественно-декоративную мастерскую, занимавшуюся изготовлением плакатов, оформлением агитпоездов и агитпунктов, а также агитационным оформлением городов к революционным праздникам.
В 1923 демобилизован, продолжил образование в студиях А. М. Родченко и Д. Н. Кардовского. Вступил в творческое объединение «Бытие». В конце 1920-х — начале 1930-х был командирован в Дагестан «для производства зарисовок и этюдов к работам по отображению социалистического строительства…» Выполнил циклы рисунков «Рыбные промыслы» (1928–1931), «Поездки по колхозам Дагестана» (1928–1931), «Гергебильстрой» (1930–1935), «Сулакстрой в ущелье Чиркей» (1933). В 1932 принял участие в выставке «15 лет советской графики», в 1939 — в выставке «Индустрия социализма» в Москве. В 1935 в Дагестане состоялась первая персональная выставка Лакова, в том же году он организовал выставку художников Северного Кавказа.
В период Великой Отечественной войны был эвакуирован на Урал, в своей графике 1942–1943 запечатлел работу оружейных заводов. В 1944–1945 работал корреспондентом Военно-Медицинского музея Советской Армии. Неоднократно выезжал на фронт, выполнив множество натурных зарисовок, позднее объединенных в серию «По дорогам войны». Был награжден медалью «За победу над Германией».
В послевоенное время занимался преимущественно сценографией, с 1948 по 1955 был главным художником Государственного ансамбля народного танца СССР под руководством И. А. Моисеева. Сотрудничал с хором им. Пятницкого, выполнил эскизы костюмов к юбилейной программе в честь 50-летия коллектива. С 1952 стал лауреатом Государственной премии СССР. Создал циклы рисунков «Танцы народов СССР» и «Танцы народов Дагестана». Работал в декоративной скульптуре, преимущественно из дерева и папье-маше.
Имя Лакова до недавнего времени было известно лишь узкому кругу специалистов, между тем он — один из наиболее одаренных и интересных рисовальщиков своего времени. Расцвет творчества художника приходится на 1920-е — 1930-е и связан с работой в области агитационного искусства и творческими командировками в Дагестан. Если агитационная графика мастера чрезвычайно редка, то рисунки конца 1920-х — первой половины 1930-х составляют основную часть его творческого наследия. Большая часть из них выполнены в свободной манере кистью и тушью, они во многом перекликаются с произведениями Н. Н. Купреянова, в особенности с его путевыми дневниками 1930–1931. Как и Купреянов, Лаков стремился в своей графике запечатлеть не только грандиозные стройки, в его альбомах и циклах нередко встречаются рисунки совершенно иного рода — изображения волов, перевозящих грузы, наброски человеческих фигур за различными занятиями, пейзажные зарисовки, жанровые сценки, портреты.
Художественное наследие Лакова достаточно велико. Произведения мастера находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее и ГМИИ им. А. С. Пушкина.
В статье использована информация сайта artinvestment.ru
Музеи: Владикавказ, Военно-морской (Санкт-Петербург), ГМИИ, ГМИНВ, ГТГ, Грозный, Махачкала, Новый Иерусалим, Пермь, Семипалатинск, Чермос Пермской обл.
Выставки:
1928 - театральная;
1929 - VII «Бытия»;
1932 - ... за 15 лет. Л. (Спр., т. I, с. 253, 292, 411);
Спр., т. II, с. 498 (указ.);
1972 - перс. М., ЦДРИ;
1994 - 20-30-е годы. Новый Иерусалим (б. к.).
Публикации:
Художник Н.А. Лаков
Книга посвящена творчеству московского художника Николая Андреевича Лакова (1894-1970). Надолго забытое, имя этого талантливого представителя отечественного искусства вновь открывается не только широкому кругу любителей, но и профессиональным искусствоведам. Выпускник Строгановского училища периода его расцвета, он продолжал свое образование у А.П. Родченко и Д.Н. Кардовского. Лаков проявил себя во многих сферах искусства: он был блестящим рисовальщиком, театральным художником, скульптором, живописцем. По некоторым сведениям, именно он научил фотографировать своего учителя Родченко. Наследие Лакова охватывает широчайший стилистический диапазон - от авангарда первых послереволюционных лет до соцреализма. В годы Гражданской войны совместно с А.А. Лабасом он занимается созданием плакатов, оформлением агитпоездов и городских улиц к революционным праздникам. В 1923 году Лаков входит в группу создателей комплекса Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки, а в послевоенное время принимет участие в создании ВСХВ. В конце 1920-х годов по направлению Всекохудожника он посетил Дагестан. С этого времени его творчество было тесно связано с этим горным краем. Весьма заметна роль Лакова в области театрального искусства. Долгое время он был Главным художником Государственного ансамбля танца Игоря Моисеева и ансамбля "Лезгинка".
Книга впервые широко знакомит читателей с многогранным творчеством художника. В нее вошли произведения Лакова из крупнейших музеев (ГТГ, ГМИИ им. А.С. Пушкина, ДМИИ им. П.С. Гамзатовой, Государственного музея Востока) и частных собраний Москвы.
Авторы вступительной статьи О. Стругова и С. Гамзатова
Составители альбома С. Гамзатова и К. Паршина.
|