| |
ШАГАЛ М. З. ______________________ SHAGAL MarkШагал Марк Захарович 1887-1985
Шагал Марк Захарович (настоящее отчество Хацкелевич). 24 июня (6 июля) 1887 (Витебск) — 28 марта 1985 (Франция, Приморские Альпы, Сен-Поль-де-Ванс)
Художник, живописец, график, театральный художник, иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства
Один из лидеров мирового авангарда XX века, шедший в то же время самобытным путем, он сумел органически соединить древние традиции иудейской культуры с остросовременным новаторством.
Родился Шагал в семье приказчика, был старшим ребенком из девяти детей. Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда), несколько лет обучался в хедере (начальной еврейской школе), а затем и в обычной школе. Талант художника проявился еще в ранней юности. В центре художественного мира Шагала, изначально автобиографичного и лирически-исповедального, — семья, дом, любимый Витебск. Этот мир проникнут духом национальной религиозной традиции, ощущением неразделимости быта и бытия, делающей образы родного дома и всего мироздания взаимозаменяемыми.
В 1906 Шагал учится в витебской художественной школе И. М. Пэна, но недолго, и в 1907 отправляется в Петербург, в школу Общества поощрения художеств (1907–1908), затем занимается в частной студии С. М. Зейденберга (1908) и школе Е. Н. Званцевой, где его наставниками становятся М. В. Добужинский и Л. С. Бакст.
Свою художническую биографию Шагал начинает с картины «Покойник (Смерть)» (1908, сейчас эта работа хранится в Национальном музее современного искусства в Париже). В 1909 пишет «Портрет моей невесты в черных перчатках» (Кунстмузеум, Базель, Швейцария), «Семья (Святое семейство)» (Национальный музей современного искусства, Париж). Все эти картины созданы еще под влиянием классической традиции и символизма, но творчество художника уже полно своеобразия и развивается в русле неопримитивистской стилистики. С первыми своими работами Шагал впервые экспонируется на выставке школы в помещении журнала «Аполлон» весной 1910.
Решив, что его ученичество окончено, в августе 1910 художник уезжает в Париж, где поселяется в артистической колонии «Улей». В первый парижский период сближается с поэтами и литераторами Г. Аполлинером, Б. Сандраром, М. Жакобом, А. Сальмоном и другими. Начинает творить в духе «сверхнатурализма» («сюрнатурализм» — такой термин употребляет по отношению к искусству Шагала Аполлинер). Экспрессионистом и сюрреалистом, по замечанию современников, художника делает некая «сновидческая» сущность его произведений, сопряженная с глубинным «человеческим измерением».
Несмотря на бурную парижскую жизнь, Шагал упорно называет себя «русским художником», подчеркивая родовую общность с российской традицией. Новаторские приемы кубизма и орфизма — геометризованная деформация и огранка объемов, ритмическая организация, условный цвет — у Шагала направлены на создание напряженной эмоциональной атмосферы. Быт на его холстах освещен вечно живыми мифами, одухотворяющими круговорот бытия — рождение, свадьба, смерть.
В 1912 Шагал впервые выставляется на Осеннем салоне; посылает свои произведения на московские выставки «Мир искусства», «Ослиный хвост», «Мишень». Центральными работами первого парижского периода становятся такие картины, как «Я и моя деревня» (1911. Музей современного искусства, Нью-Йорк), «России, ослам и другим» (1911–1912. Национальный музей современного искусства, Париж), «Автопортрет с семью пальцами» (1912. Амстердам, Нидерланды), «Голгофа» (1912. Музей современного искусства, Нью-Йорк), «Материнство. Беременная женщина», «Париж из окна» (обе — 1913), и другие. В этих картинах художник проявляет себя как мечтатель, стирающий всякие границы между зримым и воображаемым, внешним и внутренним. Отсюда ошеломляющая экспрессия цвета и формы, фантастические метаморфозы предметного мира.
Тогда же написанные полотна «Понюшка табаку» (1912. Частное собрание, Германия) и «Молящийся еврей» (1912-1913. Национальный музей, Иерусалим, Израиль) выводят Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры.
И наконец, в июне 1914 в Берлине открывается его первая персональная выставка, включившая в себя почти все созданные в Париже картины и рисунки. Они нашли большой отклик у молодых немецких живописцев, дав непосредственный импульс возникшему после войны экспрессионистскому движению в Германии.
Летом 1914 Шагал возвращается в Витебск, где его и застает Первая мировая война. Здесь в 1914–1915 художник создает серию «документов» из семидесяти с лишним работ, посвященных не только войне, но и написанных на основе натурных впечатлений (портреты, пейзажи, жанровые сцены): «Вид из окна. Витебск», «Парикмахерская», «Дом в местечке Лиозно». В них он достигает синтеза чисто поэтических приемов и точного изображения действительности.
В 1915 Шагал женится на Белле Розенфельд, и со временем в его творчестве на первый план выходит тема страстной любви: «Над городом» (1914–1918. Третьяковская галерея, Москва), «Двойной портрет со стаканом вина» (1917), «День рождения» (1915–1923) и картины цикла «любовники»: «Голубые любовники» (1914), «Зеленые любовники» (1914–1915), «Розовые любовники» (1916). В предреволюционные витебские годы художником созданы эпически монументальные типажные портреты («Продавец газет», «Зеленый еврей», «Молящийся еврей», «Красный еврей»); жанровые, портретные, пейзажные композиции: «Зеркало» (1915. Русский музей), «Портрет Беллы в белом воротничке» (1917. Национальный музей современного искусства, Париж) и др. Вещи, преображенные кистью Шагала, приобретают как бы человеческие повадки и характерные лица — «Окно в сад» (ок. 1917), «Интерьер с цветами» (1918), — а подчас вырастают до пространственно-временных символов космического масштаба («Часы», 1914).
После революции Шагал становится комиссаром искусств губернского отдела народного образования в Витебске и оформляет город к революционным праздникам. Но постоянные идейные споры с местным руководством вынуждают его переехать в Москву. Здесь он пробует себя в качестве театрального художника, некоторое время преподает рисование в подмосковной колонии беспризорников. В 1920–1922 он делает первый значительный шаг к монументальному искусству: пишет ряд больших настенных панно для Еврейского Камерного театра, где в 1921 проходит его персональная выставка, а в 1922 — совместная с Н. И. Альтманом и Д. П. Штеренбергом.
Выехав в 1922 в Берлин, с 1923 Шагал обосновывается во Франции. С тех пор постоянно живет в Париже или на юге страны, которую покидает на несколько лет только с началом войны, 1941–1947 художник проводит в Нью-Йорке. Наезжает в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз бывает и в Израиле.
Со временем живописная манера Шагала становится все легче и раскованнее. Не только главные герои, но и все элементы образа взмывают верх, образуя композиции цветных видений.
В 1930–1931 начинается сотрудничество Шагала с издателем А. Волларом. По его заказу художник выполняет иллюстрации к Библии (свыше 105), что предопределяет главную тему его позднего творчества — библейскую. В 1955 начинается работа над так называемой «Библией Шагала» — огромным циклом живописных полотен, рисунков, эскизов, раскрывающих мир прародителей еврейского народа в удивительно эмоциональной и яркой, наивно-мудрой форме. По заказу того же Воллара Шагал выполняет в технике черно-белого рисунка островыразительные иллюстрации к «Мертвым душам» Н. В. Гоголя и «Басням» Ж. де Лафонтена.
В 1933 в Базеле (Швейцария) проходит грандиозная выставка работ Шагала, которая закрепляет его известность в Европе. В этом же году в Мангейме по приказу Геббельса произведения мастера публично сжигают. Гонения на евреев в фашистской Германии, предчувствие приближающейся катастрофы окрашивают полотна Шагала предвоенных лет в апокалипсические тона: одной из ведущих тем его искусства становится распятие: «Белое распятие» (1938. Чикагский институт искусства, США), «Распятый художник» (1938–1940), «Мученик» (1940), «Желтый Христос» (1941).
В 1942 Шагал создает костюмы и декорации к балету «Алеко» на музыку П. И. Чайковского, поставленному Леонидом Мясиным, а через три года, в 1945, создает костюмы, эскизы занавеса и декораций к балету И. Ф. Стравинского «Жар-птица».
Типичной работой Нью-йоркского периода творчества Шагала — периода Второй мировой войны — становится его картина «Перья и цветы» (1943). В 1944 умирает жена художника — и с этих пор ностальгический её образ часто появляется в творчестве Шагала: «Вокруг неё» (1945), «Свадебные свечи» (1945), «Ноктюрн» (1947).
В 1952 для шестидесятипятилетнего художника, тяжело переживавшего потерю Беллы, началась вторая молодость. Брак с Валентиной (Вавой) Бродской и счастливая семейная жизнь не могли не дать толчок к созданию новых произведений, вдохновленных к тому же путешествием по Средиземноморью. Шагал приступает к исполнению обширных циклов цветных литографий, станковых и книжных работ — из них большую известность в 1960–1962 приобретают иллюстрации к буколическому роману Лонга «Дафнис и Хлоя».
В последний этап своей жизни Шагал все больше и больше работает в монументальных видах искусства, занимался мозаикой, керамикой, шпалерами, скульптурой. В начале 1960-х создает по заказу правительства Израиля мозаики и гобелен для здания парламента в Иерусалиме. На протяжении 1960-х — 1970-х им изготовлены многочисленные витражи для старинных католических костелов, лютеранских храмов, синагог, общественных зданий Европы, Америки, Израиля. Это и керамическое панно, и витражи капеллы в Асси (Савой), и витражи собора в Меце, и в синагоге медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, и в церкви Фраумюнстер в Цюрихе, и в соборах Реймса, Майнца (Санкт-Штефан) и многих других. Эти произведения вкупе со светскими декоративными композициями Шагала — росписями плафона парижской Оперы (1964) и театра «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке (1965), мозаикой «Четыре времени года» на здании Национального банка в Чикаго (1972) — радикально обновляют язык современного монументального искусства, обогатив его мощным красочным лиризмом.
В 1973 Шагал посещает Москву и Ленинград в связи с выставкой своих работ в Третьяковской галерее. В июле этого же года в Ницце в задуманном Шагалом здании был открыт музей работ художника «Библейское послание». Правительство Франции придало этому своеобразному шагаловскому «храму» статус национального музея.
В 1977 художника награждают высшей наградой Франции — Большим крестом Почетного легиона. В октябре 1977 — январе 1978 в Лувре, в отступление от правил, запрещающих чествовать здравствующих художников, устраивается выставка по случаю 90-летнего юбилея Шагала.
Подробную биографию Марка Шагала, написанную его внучкой Мерет Мейер, можно найти здесь.
(В статье использована информация сайта artinvestment.ru)
|
Copyright © МАСЛОВКА - художники, картины, биографии, фотографии. Живопись, рисунок, скульптура. 20-й век Все права защищены. Опубликовано: 2008-02-29 (14965 Прочтено) [ Назад ] |
|
|