ПИМЕНОВ ЮРИЙ ИВАНОВИЧ (1903–1977), русский художник, один из наиболее самобытных мастеров круга «Общества станковистов» (ОСТ).
Родился в Москве 13 (26) ноября 1903 в семье юриста. Учился во Вхутемасе (Высшие художественно-технические мастерские, 1920–1925) у С.В.Малютина, В.А.Фаворского и В.Д.Фалилеева. Был одним из членов учредителей ОСТа (1925). Жил в Москве.
В ранний период испытал большое влияние немецкого экспрессионизма, что во многом объясняет надрывно-драматическую остроту лучших его вещей этих лет (Инвалиды войны, 1926, Русский музей; Даешь тяжелую индустрию!, 1927; Солдаты переходят на сторону революции, 1932; обе – в Третьяковской галерее). С годами перешел к обновленному импрессионизму, исповедуя творческий принцип «прекрасного мгновения», легкого и артистичного образа-впечатления.
То, что у иного его коллеги могло стать помпезным Выездом жены наркома, у Пименова превратилось в Новую Москву (1937, там же)
– с прекрасной незнакомкой, ведущей свой открытый автомобиль по центру столицы. Замечательно удавались красочно-феерические театральные мотивы (Актриса, 1935, там же), поэтому закономерно, что Пименов стал одним из значительных русских сценографов середины 20 в.: он работал для Малого (Волки и овцы А.Н.Островского, 1941), Ленкома (Сирано де Бержерак Э.Ростана, 1943) и других театров. Черты «Пименова-экспрессиониста» вновь, хотя и в значительно смягченной форме, проступили в его тревожных полотнах военных лет (Следы шин, 1944; там же; и др.). За свои театральные работы был удостоен Сталинских премий 1947 и 1950.
К наиболее известным послевоенным живописным циклам художника принадлежат натюрморты Вещи каждого дня (1959) и в особенности Новые кварталы (1963–1967; Ленинская премия 1967) – мажорно-лирические и в то же время не лишенные тонкой сценической условности картины-новеллы, ярко отразившие настроения политической «оттепели». Издал ряд живых очерковых книг, которые, впрочем, кажутся наивно-прекраснодушными в сравнении с его картинами (Искусство жизни или «Искусство ничего»,1960; Необыкновенность обыкновенного, 1964; Новые кварталы, 1968; и др.).
Умер Пименов в Москве 6 сентября 1977.
|
Краткая биография из каталога худ. выставки «15 лет РККА». Москва 1933 г.
Пименов Юрий Иванович (1903) по окончании средней школы поступил в Московский Вхутемас, где работал у Шемякина; Малютина, Фалилеева и Фаворского.
Участник Первой дискуссионной выставки революционного искусства в 1924 г.
Один из организаторов ОСТ, на выставках которого участвовал до перехода в образовавшееся в 1931 г. худож. об'единение „Изобригада".
Работы имеются в Гос. Третьяковской галлерее, Гос. Русском музее.
Участник ряда заграничных выставок.
Участвовал на выставке к десятилетию РККА.
(Работа: «Солдаты переходят на сторону революции». Масло.)
|
Творчество:
Пианист. 1926. Холст, масло. 66.5х45 |
Утреннее молоко. |
У решётки |
Божества |
Пенелопа. |
Сбор картошки |
В гостях |
Концерт |
Душа Техаса |
Черёмуха и незабудки. |
Портрет Натальи Константиновны Пименовой, жены художника |
Портрет Вали Терешкевич. 1937. Х.М. Костромской художественный музей. |
Эскиз декораций к спектаклю "Меркурий". 1934.
|
Война. Городские окраины. Москва. 1941. |
Колонны ЦТКА. (Центральный Театр Красной Армии). 1945. Фан.М. 34х42 см. |
Вишневый сад. |
Гаев |
Луна-парк |
Широкие пути. 1951 | Новая Москва. Х.М. 140х170 см. Третьяковская галерея |
Рабочая бригада, 1968 |
Чашки |
Пышка. 1955. |
Шляпы |
Похищение Европы |
Любовь к апельсинам. |
Индия |
Корзина цветов. |
Болгарский этюд |
Задумчивая девушка. 1965 | Хризантемы. 1967. Б., акв. 63,5х48,5 см.
|
Стюардесса. 1974. Холст, масло |
Обнаженная. |
Ночь в городе |
Гримерная в "Большом". 1972. Холст, масло. 87х81 |
Фотографии:
Московский гимназист Юра Пименов. 1915. | Московский гимназист Юра Пименов. 1915. |
Слева направо: Георгий Ряжский, Юрий Пименов, Фёдор Богородский, Александр Дейнека. |
Юрий Пименов с женой Натальей Константиновной Пименовой |
Евгений Кибрик и Юрий Пименов |
Ю. Пименов в Италии |
Юрий Пименов в мастерской |
Юрий Иванович Пименов в мастерской.1970-е гг. |
Юрий Иванович Пименов, Пески, 15 сентября 1974 г. |
Выставки:
Каневский В.А.
Художники Масловки. Биографические зарисовки
Пименов очень любил натурные работы, но все, что делалось на натуре, было подготовительным для работы в мастерской. Хотя благодаря таланту все его натурные работы - законченные, завершенные; в этом уровень его мастерства.
Расскажу, каким впервые его запомнил.
Мы вернулись зимой сорок третьего в Москву из эвакуации - я, еще совсем маленький, сестра и мать. И появился большой человек, Юрий Иванович Пименов, молча принес печку-буржуйку, поставил, сходил за трубой, установил ее и сказал:”Будете топить - будет тепло”. Потом мне довелось у него немного учиться.
|