Василий Алексеевич Ватагин (1883/1884–1969) - русский художник, скульптор, анималист, представитель символизма. Родился в Москве 20 декабря 1883 (1 января 1884) в семье преподавателя гимназии. Учился на естественном отделении Московского университета (1902–1907), попутно посещая студии Н.А.Мартынова (с 1899) и К.Ф.Юона (1904–1906). Работал также в студии К.Ф.Капштейна в Берлине (1910). Скульптурой занимался самостоятельно (с 1909). В 1903–1913 путешествовал по Западной Европе; совершил поездки в Индию и на Цейлон. Испытал влияние древнеегипетской и древнеиндийской культуры. Выезжал на север России, Кавказ, Среднюю Азию, Дальний Восток, дважды (в 1927 и 1961) писал наброски в заповеднике Аскания-Нова.
Лучший анималист в русском искусстве 20 в. (имея в виду тех художников, что целиком посвятили себя этому жанру), проявил в своих произведениях по-своему мистическую убежденность в тайной мудрости природы, наглядно раскрывающейся в фауне. Тема «переселения душ», наделяющая его зверей почти человеческой характерностью, служит мифологическим фоном всего ватагинского творчества. Стиль мастера вполне может быть определен как символизм, включающий немало ориентальных мотивов, в особенности в раннем творчестве (Сидящий слон, крашеное дерево, 1915, частное собрание, Москва). Виртуозно работал в разных техниках и материалах, варьируя фактурные эффекты применительно к разным биологическим видам (Моржи, дерево, 1909; Тигр, бронза, 1925–1926; оба – в Третьяковской галерее, Москва; Кот-манул, керамика, 1957, Русский музей, Петербург). Едва ли не самыми любимыми его «героями» были обезьяны (Обезьяний шкаф, 1908–1909, частное собрание, Москва; две «головы орангов», 1927, Третьяковская галерея; все работы – дерево). Успешно выступал как график (альбом литографий Индия, 1922) и художник книги (цикл литографий к Маугли Р.Киплинга, 1926).
Наряду с литературными сочинениями о животных (текстами того же Киплинга, а также Л.Н.Толстого, Дж.Лондона, Э.Сетон-Томпсона) проиллюстрировал немало научных изданий. Из его «естественнонаучных» вещей (всю жизнь он ощущал себя как бы в пограничье между зоологией и искусством, что обеспечивало, впрочем, известную независимость) наиболее значительны картины, написанные в 1930–1950-х годах для Дарвиновского и Зоологического музеев; лучшие из них представляют собой вполне самоценные художественные панно в стиле модерн. Оформил входы в Московский зоопарк (1931–1932; не сохранились, разобраны при перестройке 1980-х годов). С 1919 много работал и как педагог – в Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас) и других институтах. В 1957 опубликовал учебно-очерковую книгу Изображение животного. Записки анималиста. Умер Ватагин в Москве 31 мая 1969.
|
| Иллюстрация к повести Р. Киплинга "Маугли". Тушь. 1921-1922. |
Играющие пантеры. |
Голова львицы. |
|
Верблюд. 1925. б. кар. акв. 36х22,8 см. |
Косуля. 1925. б. кар. тушь. 24,5х37 см. |
Лиса. 1926. б. кар. тушь. 24,5х30 см. |
Тигр. Бронза. 1925—1926. Третьяковская галерея, Москва |
|
Фотографии:
Василий Алексеевич Ватагин за работой. |
В.А. Ватагин с вороной. |
Макс Бирштейн «Василий Алексеевич Ватагин»
Я очень благодарен судьбе, столкнувшей меня с таким чудесным, чистейшим человеком и художником, как Василий Алексеевич Ватагин, патриарх советской школы анималистов.
В молодости Василий Алексеевич окончил с отличием Школу живописи, ваяния и зодчества и, получив заграничную поездку, вместе с Алексеем Ильичом Кравченко поехал в Индию. Ее удивителыные храмы, священные животные произвели на Ватагина неизгладимое впечатление.
И вот я у него в мастерской, у него в мастерской порядок — индианки, негритянки, забавные обезьяны, мудрые слоны, благородные львы знают свое место и оставляют в центре мастерской свободное место, где мастер, в неизменной черной тюбетейке с раннего утра рубит из послушного де-рева очередную работу. Василий Алексеевич в отличие от большинства скульпторов все делает сам, не пользуясь трудом помощников.
Я пишу прямо у него в мастерской большую работу, состоящую из 4 частей: сверху, как бы фриз, где на полке стоят в центре индийский раскрашенный бык, индийский слон, фигурка обнаженной девушки, тут же декоративные рыбы, еще какие-то звери; в правой части изображена большая негритянка, кенгуру, обезьянки, в центральной части — сам Василий Алексеевич в синем халате, в руках стамеска — киянка, деревянный молоток, с которым он работал всю жизнь. Работает над большой деревянной скульптурой — Маугли обнимает Багиру. В левой части — большой орел, над ним — медведь и голова тигра. А над ним красивая знаменитая скульптура обезьяны, направо внизу кабан. Правая часть — большой орел, над ним на задние лапы встал медведь, сзади большая голова львицы.
Эта большая композиция (183х240), написанная в 1962 году, была экспонирована на знаменитой, столь скандально известной по посещению Хрущевым выставки " 30 лет МОСХа". Сейчас эта композиция находится в муэее Иркутска и мне говорили, что очень удачно под ней стоит скульптура Ватагина "Маугли и Багира".
|