| |
РАДОМАН И. В. ________________ RADOMAN IgorРадоман Игорь Владимирович 1921–1992
Радоман Игорь Владимирович 1921, Русино, БССР – 1992, Москва.
Живописец, монументалист, виртуоз реалистического портрета. Заслуженный деятель искусств РСФСР.
В 1948 блестяще окончил художественный институт им. В.И. Сурикова. Учился у И. Грабаря, П. Покаржевского, В. Фаворской - на живописном факультете, затем у А. Дейнеки - на факультете монументальной живописи.
В период 1947-1952 гг. по приглашению А. Дейнеки преподавал в МИПИДИ.
Участник выставок с 1945 г.
Известен монументальными росписями Харьковского ж/д. вокзала, станции московского метро «Киевская», Музея авиации и космонавтики, ГИТИСа и др., многофигурными панно для Советских павильонов на Международных выставках в Пекине и Лейпциге.
Выполнял государственные заказы на историко-революционные картины, портреты государственных деятелей, военачальников. Создал галерею образов творческой интеллигенции. Мастер портрета - писал «в холст», без предварительных набросков. Работал также в жанре пейзажа и натюрморта.
Музеи: ГТГ, ГИМ, ГМИ Узбекистана, ЦМ ВОВ.
|
Творчество:
Иллюстративный материал любезно предоставлен семьей художника.
Портрет Надежды Обуховой. 1954. Бум.Кар. 38х28. |
Портрет матери. 1968. Х.М. 65х55. |
Портрет Розы Мандельбраут. 1946, Х.М.
|
Эсфирь в Шир-Доре. 1942. Х.М. 79х89. |
Леночка. 1960. Х.М. 46х33. |
Герой Советского Союза, генерал авиации С. М. Крамаренко. 1988. Х.М. 70х50. |
Портрет Народной артистки РСФСР Л. В. Целиковской (ГТГ). 1946. Х.М. 121х91. |
Розы на синем фоне. 1991. Х.М. 70х50. |
Розита в зеленом бархате. 1952. Х.М. 120х90. |
На даче в Песках. 1980. Х.М. 50х35. |
Эскиз росписи аванзала советского павильона Международной ярмарки в Лейпциге (ГТГ). 1952. Бум. Темпера. 40х60. |
Эскиз росписи аванзала советской выставки в Пекине (ГТГ), 1954, К.М. 50х70.
|
Пианистка. 1955. Х.М. 99х74. |
Заслуженный художник Украинской ССР А. А. Попов. 1956. Х.М. 121х91. |
Дети на крыше, 1963, К.М. 50х70.
|
Портрет в интерьере. 1965. Х.М. 71х50. |
Скульптор Салават Щербаков. 1981. Х.М. 120х65. |
Портрет капитана дальнего плавания Е. Н. Кратинова. 1967. Х.М. 80х100.
|
Сергей Есенин. 1972-е. Х.М. 60х40. |
Народный художник СССР, скульптор Вл. Е. Цигаль. 1977. Х.М. 110х80. |
Скульптор М. И. Ласточкин в мастерской. 1986. Х.М. 70х50. |
Портрет художника Е. В. Ильина. 1972. Х.М. 81х61. |
Трижды Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации И. Н. Кожедуб. 1977. Х.М. 150х100. |
Писатель Владимир Солоухин. 1982. Х.М. 100х121. |
Высоцкий. 1986, Х.М. 40х50. |
Наездница. 1983. Х.М. 120х100. |
Художник Федор Лентулов. Пески. 1989. Х.М. 80х65. |
Дениска. 1986. Х.М. 80х65. |
Радоман И. В. Автопортрет. 1988. Х.М. 100х78.
|
Фотографии:
Верхний ряд (слева направо): Долгополов, Шеберстов, Лазарев, Никич, Пономарев, Жнакин (Жилкин), Даниличев.
Внизу: директор КПМ Валентин Поляков и И. Радоман. 1943 (?).
|
М. Шац, Н. Фадейкин, И. Радоман, В. Поляков. 1940-е гг. (Из архива И.И. Радоман).
|
В Регистане (Самарканд). Впереди Цигаль, второй ряд (слева направо): Цыплаков, Руднев, Боков, Сысоев, Радоман; третий ряд: Плотнов, Опрышко, Лазарев. 1943 г. |
И. Радоман на росписи дома офицеров в Одессе. 1955 г. |
Радоман И. В. Октябрь 1946. |
Радоман И. В. 1950-е гг. |
Радоман И. В. На этюдах в Одессе. 1962. |
Радоман И. В. С женой Розитой на крыше архитектурного института во время росписи панно для Лейпцигской ярмарки. 1952. |
Радоман И. В. 1970-е гг. |
Радоман И. В. 1973 г. |
И. В. Радоман на персональной выставке в ЦДЛ. 1978 г.
|
И. В. Радоман у портрета дочери Ирины. 1985 г.
|
И. В. Радоман. 1980-е гг. |
И. В. Радоман. 1992 г. |
Выставки:
1945 г. - выставка художников Урала в г. Свердловске (ростовые портреты маршалов Советсеого Союза Г.К. Жукова и К.К. Рокоссовского).
1948 г. - всесоюзная художественная выставка ХХХ лет Вооруженным силам СССР (картина “Тов. Сталин на крейсере “Молотов”).
1948 г. - выставка дипломных работ на Кузнецком мосту, 11 (Триптих «Парад Победы» и фрагмент внатуру. )
1950 г. - всесоюзная художественная выставка, ГТГ (картина «Песнь Мира – поет Поль
Робсон»).
1952 г. - выставка молодых художников, ЦДРИ (женский п-т, п-т Л.В. Целиковской ).
1954 г. - осенняя выставка московских художников, Кузнецкий мост,11 ( п-т рабочего, женский п-т, п-т художницы Кузнецовой).
1954 г. - выставка 300-летия воссоединения Украины с Россией, Исторический музей (панно «Дружба народов», с Горпенко А.А. и Опрышко Г.И.).
1962 г. - выставка ХХХ лет МОССХ (п-т художника Божия, п-т Бучацкого, женский п-т, п-т сестры художника).
1964 г. - выставка «Москва – столица СССР», Манеж (картина «Рождение герба, В.И. Ленин утверждает герб РСФСР»).
1967 г. - всесоюзная художественная выставка, Манеж (картина «В.И. Ленин на 3 съезде Комсомола»).
1969 г. - персональная выставка в к/т «Темп».
1970 г. - всесоюзная выставка посвященная 100-летию со дня рождения В.И. Ленина (п-т генерала Циферова, п-т дочери).
1973 г. - осенняя выставка московских художников ( п-т капитана дальнего плавания Кратинова Е.П., п-т генералов Циферова и Ташаева за работой).
1974 г. - осенняя выставка московских художников, Беговая 7-9 ( п-т Анаит).
1975 г. - всесоюзная выставка, посвященная 30-летию Победы, Манеж (п-т заслуженного летчика ГДР Минаева, заслуженного летчика СССР Никифорова, летчика ВВС, полковника ВоробьеваН., летчика ВМВ полковника Михеева М.Д.).
1978 г. - персональная выставка в ЦДРИ.
1978 г. - выставка «Земля Тюменская», Кузнецкий мост, 11 (картина «Брежнев среди молодых рабочих») .
1978 г. - всесоюзная выставка «Советский портрет», Манеж (картина «Брежнев на ЗИЛе»).
1979 г. - осенняя выставка московских художников ( п-т скульптора Цигаля В.Е., п-т трижды героя СССР генерал-полковника авиации Кожедуба И.Н.).
1980 г. - осенняя выставка московских художников (п-т Нади Крамаренко).
1981 г. - всесоюзная художественная выставка «40 лет битвы под Москвой» (п-т Л.И. Брежнева в форме маршала СССР, п-т героя Советского Союза генерала Крамаренко С.М., п-т генерала Жукова В.В.).
1981 г. - персональная выставка в ЦДЛ.
2004 г. - персональная выставка в Государственном музее востока.
Статьи о художнике :
1. Н. Иванов. Игорь Радоман. Живопись. Каталог. «Советский художник», Москва, 1978
2. Н. Иванов. Игорь Владимирович Радоман. Живопись. Каталог выставки, Советский художник, Москва, 1980
3. Н. Иванов. «И.В. Радоман / Каталог живописи и графики» к выставке в ГМВ, Москва, 2004
4. Н. Данилевич. “Бывают такие встречи”. М., Культура, декабрь 1991
5. К. Покровская. “Краски жизни”. М., “Неделя”, 47/1982
6. Н. Беговых. “Портрет – и снова портрет”. М., Юный художник, 12/1991
7. Е. Павлова. “Главная мысль лица”, М., Работница, 3/1983
8. Н. Беговых. “Встреча с современнтком”, М., “Московский художник”, 19/1981
9. О. Кучкина, М.,”Комсомольская правда”, 2004/20
10. В. Малолетков, «Мгновения жизни», М., РАХ, 2005, стр. 170-171
11. Н. Аникина «Обаяние мастерства», М., «Московский художник», 2004/4
«Московский художник», № 6–7, июнь - июль 2004 г
Обаяние мастерства (к выставке в ГМ Востока)
10 июня в залах Государственного музея Востока открылась выставка живописи и графических работ Игоря Владимировича Радомана (1921 – 1992 гг.), одного из самых ярких представителей российской реалистической школы второй половины ХХ века.
В экспозиции представлено 78 произведений художника. Работы И.В. Радомана – портреты, натюрморты, пейзажи – широко известны, служат образцом высокого профессионализма и пламенной любви к искусству.
В 1938 году Радоман поступил в Московский художественный институт имени В.И.Сурикова на живописный факультет. Учителями художника были П. Покаржевский, В. Фаворская, И. Грабарь. Художник окончил институт по классу монументальной живописи. Мастерскую вел А.Дейнека, прививший ученику одержимость искусством, любовь к различным материалам и техникам живописи, интерес к изучению старых мастеров, понимание задач и принципов монументального искусства в современном градостроительстве.
Как монументалист, И.В. Радоман известен по росписям архитектурных интерьеров Московского метро (станция «Киевская»), ГИТИСа имени А.В. Луначарского, Музея авиации и космонавтики, Харьковского железнодорожного вокзала, павильонов международной ярмарки в Лейпциге и многих других объектов.
Но, конечно, в первую очередь, И Радоман известен своей портретной живописью. Необыкновенное умение передать портретное сходство вкупе с визуальным чувством колорита и виртуозное владение всем арсеналом реалистической живописи сделали Игоря Радомана одной из центральных фигур в искусстве портрета 1960 – 1980-х гг. Блестящий классический рисовальщик, он не знал чисто технических проблем с воплощением образов как исторических деятелей, так и своих современников. Психологическое постижение характера и нахождение адекватного ему живописного образа шли рука об руку в полной гармонии на холсте.
Недаром сам И.В. Радоман говорил: «Рождается портрет. Я могу быть недоволен им потом. Могу переписывать, пробовать другой формат, придумывать более естественную позу для модели. Но я всегда наслаждаюсь, даже когда что-то не ладится и не поддается сразу. Портрет и снова портрет! Один покидает мою мастерскую, другой на время воцаряется в ней. В этом вся моя жизнь…»
И.В. Радоман был, наверное, плодовит как портретист. Десятки, сотни портретов: от В.И. Ленина до случайно попавшейся на глаза китайской девушки. И почти во всех портретах одно великолепное мастерство, ювелирная работа кисти, стройная композиция, могучий темперамент живописца. И никакого разделения на коммерческие, заказные картины и т.н. «творческие», для выставок, для показа. И.В. Радоман говорил: «Я не могу для души работы делать на очень высоком уровне, а вещь для продажи – как придется». То же он внушал своим ученикам, которых у него было немало.
Ему завидовали, им восхищались, у него учились беззаветной преданности искусству, постоянному стренмлению к совершенству. Ученик и восприемник И.Грабаря, он не хотел да и не смог бы, наверное, при своих взглядах перешагнуть за пороги реалистической школы, усвоившей черты русского варианта импрессионизма. Но на своей территории, в рамках избранного стиля И.В. Радоман был истинный король живописи. Таким он и остается в своих лучших произведениях. Смотреть на работу большого мастера всегда приятно и поучительно. Зрителям живописи и графики ИВ. Радомана повезло. Его роскошные царственные постановочные портреты, его рисунки, натюрморты и пейзажи – поистине образцовые произведения «московской школы живописи» и такими уже останутся навсегда.
Наталья Аникина
Игорь Радоман – виртуоз реалистического портрета
Более десяти лет нет с нами художника Игоря Радомана – срок немалый для того, чтобы притупилось чувство потери, и срок достаточный для того, чтобы обострилось понимание значения и масштаба этой творческой личности, его места и роли
в художественной культуре 2-й половины
ХХ века.
Дистанция в 10 лет, тем более проходящая через рубеж двух столетий, позволяет выявить наиболее ценное и сущностное качество этого художника
в контексте метаний, поисков, сомнений
и противоречий современного изобразительного искусства. И ценное качество живописи Игоря Радомана заключается в том, что наперекор актуальным, но часто бесплодным новациям, всяческим эффектным «имиджевым» позам и коммерческим ухищрениям единственная актуальность живописи этого мастера состоит в том, что она не перестает быть собственно живописью, не утрачивает своих первородных корней, не вторит модным кривляньям и пользуется неизменным успехом у тех, кто чтит профессионализм
и мастерство непосредственно в искусстве,
а не в «раскрутке», не в идеологических противопоставлениях и сугубо формалистических экспериментах.
Основные эксперименты в творческой биографии Игоря Радомана состояли
в выборе им своей приоритетной темы, своего главного жанра, своей уникальной стилевой системы.
И эти эксперименты не слишком затянулись, а как-то целенаправленно и последовательно привели художника к тому, что в конечном результате составило его особенность, его самобытность, его заповедную зону в искусстве. А творческое становление в этом конкретном направлении началось довольно рано, еще в годы учебы.
Игорь Радоман окончил среднюю школу
в Свердловске, где занимался в изостудии
и, по отзывам одноклассников, много
и хорошо рисовал, ни у преподавателей,
ни у соучеников не вызывая сомнений
в будущем призвании. В 1938 году он поступил в Московский художественный институт имени В.И. Сурикова
на живописный факультет. С большой теплотой и благодарностью вспоминал Радоман своих педагогов И. Чекмазова,
В. Фаворскую и П. Покаржевского,
у которых учился первые два курса,
И. Грабаря, который на первых порах дал молодому художнику краски, устроил его
в общежитие, не раз помогал советом и делом. Сам пример Игоря Эммануиловича как прекрасного портретиста невольно способствовал будущему выбору ученика. Но окончил институт Радоман по мастерской монументальной живописи. Мастерскую вел А. Дейнека, прививший ученику одержимость искусством, любовь
к разным материалам и техникам живописи, интерес к изучению старых мастеров,
а также к новому пониманию задач
и принципов монументального искусства
в современном градостроительстве.
Дипломная работа И. Радомана получила оценку «отлично», а сам он – звание художника-живописца. Но еще задолго до окончания института состоялся его выставочный дебют:
в 1945 году он участвовал в смотре сил художников Урала двумя портретами, заслужившими благоприятную оценку профессионалов и зрителей и положившими начало многолетнему портретному творчеству мастера.
Начиная с дипломного триптиха «Парад Победы», Радоман выполнил ряд росписей
для архитектурных интерьеров. Эти работы художника отражали определенный этап советского монументального искусства
40-50-х годов. Художник с нарастающим мастерством работал в этой сфере творчества. Им были выполнены росписи для Государственного института театрального искусства имени А.В. Луначарского, Центрального Дома авиации
и космонавтики имени М.В. Фрунзе, Московского планетария, железнодорожного вокзала в Харькове, Одесского дома офицеров, станции московского метро «Киевская» и другие. Некоторые из них
и поныне украшают помещения общественных зданий. И каждое из них укрепило и развило художественные способности мастера, подготовило его
к более углубленной и самостоятельной деятельности, где уже не было обязательных соавторов (архитекторов, строителей, исполнителей), а приходилось оставаться один на один с чистым холстом, со своим индивидуальным творческим багажом.
Монументальное искусство в 60-е годы
ХХ века призвало новых мастеров с новым типом отношения к градостроительным перспективам, шла острая полемика
о пресловутом, но так и не осуществленном «синтезе искусств». В этой переходной ситуации Игорь Радоман перестал заниматься монументальной живописью,
по его словам, потому, что изменившийся стиль архитектуры поставил перед художниками совершенно иные задачи. Определенную роль сыграл здесь и субъективный фактор – тяга к станковым формам искусства и первые успехи в этой области. Но напряженная работа художника-монументалиста не прошла бесследно: она обострила композиционное чутье, дала хороший навык обращения
с материалом, заложила основы мастерства в жанре сюжетно-тематической картины.
До 60-х годов Радоман делал в области портрета уже достаточно зрелые и успешные попытки, но наблюдался еще некоторый разброс профессиональных увлечений. Разносторонни интересы и направления творческой деятельности Игоря Радомана. Особенно это относится к первым десятилетиям его самостоятельного творческого пути. С 1948 по 1952 год он,
по приглашению А. Дейнеки, занимался педагогической работой в Московском институте прикладного и декоративного искусства. Параллельно, с 1948 и до последнего времени, выполнял заказы Живописного комбината Художественного фонда РСФСР. С 1952 года художник работал по заказам Всесоюзной Торговой палаты, оформляя советские выставки для зарубежных зрителей; занимался литографией – пять тиражей выдержали его графические портреты К. Маркса
и Ф. Энгельса.
Постепенно творческий диапазон Радомана, его заветные художественные интересы и предпочтения фокусируются на двух направлениях. С самого начала творческой деятельности Игорь Владимирович успешно и увлеченно занимается станковой живописью, систематически участвует в выставках. Незаурядный живописный темперамент, умение извлекать из многообразия натуры необходимые художнику сюжетные ситуации, увлеченность историческим материалом
и интерес к пластическому существу и психологическому состоянию личности – все эти качества Радомана-станковиста находили воплощение в двух основных жанрах – в жанре сюжетно-тематической картины и в жанре портрета.
В композиционной картине художник трансформировал и творчески применял опыт монументальных росписей. В качестве примера можно вспомнить большое полотно «Песнь мира», посвященное Полю Робсону, созданное в начале 50-х годов в соавторстве с В. Поляковым и Э. Шацем. Эта работа особенно примечательна и интересна тем, что сегодня опыт «большой картины», многофигурного и многоярусного полотна почти утрачен и совершенно невостребован. Картинщиков уровня Игоря Радомана осталось мало, и в нынешнем XXI веке перспективы этого жанра смутны и сомнительны.
Многие замечательные художники советского периода работали в так называемом «жанре вождя», пафосно это направление в искусстве называлось изобразительной Ленинианой. Отдал дань Лениниане и вообще портретной галерее советских государственных деятелей
и Игорь Радоман. Частично из соображений хорошего по тем временам заработка, частично из понимания общественного статуса художника, а главным образом – из любви к своей профессии, какие бы трудные или напрасные задачи перед ней не стояли. И надо признать, работы Игоря Радомана в осмеянном и ниспровергнутом ныне «жанре» художественно достоверны, продуманы и подготовлены обязательной стадией работы с документами, мемуарной литературой. Это картины 60-х годов, посвященные В.И. Ленину: «В.И. Ленин на закладке памятника К. Марксу», «В.И. Ленин утверждает Герб РСФСР», «Выступление В.И. Ленина на III съезде комсомола», а также картина 1973 года – «Первый приезд В.И. Ленина в Кремль 13 марта 1918 года».
Быть может, вся эта художественная продукция сегодня никому не нужна
по причине девальвации образа «героя» советских времен, но отнюдь не по причине невысокого профессионального уровня этих картин. Автор умел не только блестяще закомпоновать воображаемую историческую сцену, но и создать безупречные портретные характеристики, представить персонаж во всей портретной объемности и сложности.
Выше отмечалось, что еще в годы студенчества И. Радоман серьезно начинает заниматься портретной живописью. Своеобразная черта этого художника – его мало интересовал пейзаж, природа как один из главнейших объектов живописи на протяжении всей истории искусства. Образ человека являлся самым сильным магнитом для его творчества. Хотя и в пейзаже сделано пусть количественно немного, но качественно, впечатляюще, поэтично – особенно хороши южные пейзажи раннего периода и поздние пейзажные композиции, созданные в великолепном дачном местечке Пески, близ древней Коломны.
Более чем за 40 лет созданы сотни портретов, которые можно было бы разделить на три группы, отличающиеся друг от друга принципиальными задачами воплощения образа, выразительными средствами, характером модели, формой воздействия на зрителя. Хотя классификация эта во многом условна, но она помогает ориентироваться в многообразии портретных работ живописца. Одна из групп как бы логически примыкает
к представительности и исторической ответственности «советской картины», к портретированию деятеля, известного лица, человека, сыгравшего свою важную общественную роль в нашем государстве.
Это группа, так называемых, репрезентативных портретов.
Еще в 1945 году художник показал на выставке два портрета прославленных военачальников-маршалов Г.К. Жукова
и К.К. Рокоссовского. К образу мужественного, по преимуществу военного человека, И. Радоман обращался много раз
в своем творчестве. В последние зрелые годы им написаны портреты летчика гражданской авиации СССР, заслуженного летчика ГДР П. Минаева, заслуженного пилота СССР К. П. Сапелкина, полковника авиации Героя Советского Союза С. Крамаренко, трижды Героя Советского Союза И. Кожедуба. Эти работы и аналогичные им составляют группу портретов, в которых образ человека характеризуется минимумом бытовых подробностей, сдержанностью фона, торжественностью ситуации.
Подобно тому, как Грабарь-портретист в свое время написал ряд живописных полотен, посвященных деятелям русской культуры и искусства, его ученик также преуспел в создании галереи образов творческих личностей. Начал художник собирать эту уникальную галерею еще в самом начале пути. В 1944 году И. Радоман выполнил портрет писателя А. Серафимовича, положивший начало острому, внимательному интересу художника к людям высокого духовного строя – деятелям культуры и искусства. Группу этих портретов отличают свобода, раскованность поз портретируемых, акцентировка психологического состояния, разнообразие композиционных приемов. Среди них портрет студенческих лет, запечатлевший молодую актрису
Л. Целиковскую, портрет выдающегося русского авиатора К. Арцеулова – внука И. Айвазовского. К этой же группе следует отнести и портрет товарища по искусству Вл. Цигаля на фоне деревянной скульптуры, выполненный за несколько сеансов, портрет скульптора А. Посядо, изящной фигуркой лошадки подчеркивающий принадлежность модели к мастерам анималистического жанра.
Вспомним созданные в разные годы и объединенные между собой неподдельным интересом к личности творца такие красиво
и основательно сделанные работы, как «Поэт Леонид Дербенев», «Писатель Вл. Солоухин», «Композитор И. Бриль»... И целая галерея художников, старших и младших современников, – А. Попова, А. Морозова, Е. Ильина, Ф. Малаева, М. Ласточкина, С. Щербакова, Ф. Лентулова. Но, пожалуй, одними из лучших в этом ряду произведений можно назвать портрет скульптора Валентины Шатуновской и портрет живописца Татьяны Радимовой, с которой автора связывала творческая дружба. Эти женские портреты перекидывают мостик к наиболее плодотворному пласту портретного искусства художника.
Вот и третий, самый многочисленный и самый обаятельный раздел «портретной галереи» Игоря Радомана: женские и детские портреты, портреты друзей и близких, отмеченные простотой и душевностью, яркие по цвету, порой неожиданные по композиции, почти всегда дающие зрителю момент глубокого эмоционального общения с изображенным человеком. Эти портреты создавались художником живо, импульсивно – по первой потребности писать лицо близкого, любимого человека.
В разные годы неоднократно обращается И. Радоман к образу жены, воплощая его в портретах, тонких по передаче чувств и настроений. Меняются освещение, цветовая доминанта, манера письма, но ни на йоту не отступает портретист от высшей художественной правды в трактовке модели. Незаурядными живописными достоинствами обладают портреты дочери, внучки, ряд детских портретов и многие другие.
Особенно интересен для изучения, да и просто неторопливого созерцания, пластический феномен художника, создавшего свою живописную песнь на тему «Три возраста женщины, три ипостаси красоты», воплощенную в целой сюите портретов жены, дочери и внучки.
Игорь Радоман жил и пользовался мастерской в доме на Беговой улице, где обитали многие художники, интересные люди творческих профессий, где друг друга знали, общались, поддерживали знакомство в течение многих лет. У художника не было недостатка в моделях. А когда круг знакомых исчерпывался, он приглашал в мастерскую новое лицо, очередной привлекательный для портретирования объект.
Поэтому в этой большой группе камерных портретов живописца соседствовали поименованные в этикетках и безымянные персонажи. И все они были написаны магической кистью, в раскованной импровизированной манере.
Полотна камерного цикла свидетельствуют о душевном здоровье и жизнерадостном восприятии художника, находящего глубокий смысл, непреходящую красоту и чистую гармонию в нежном взгляде женщины, в беззащитной улыбке ребенка, в уверенной позе мужских рук, в бесконечной ценности и загадочности человеческого лица. А когда у мастера отсутствовал нужный объект, было настроение раздумий и уединения, он писал автопортреты, подкреплял ими тесную галерею семьи, самого близкого круга людей.
И в автопортретах Радомана очевидны приметы живописного священнодейства, а не штудийного тренажа.
Впечатляют живописные фоны в портретах мастера, они как бы несут отсвет модели, символизируют своей экспрессивной массой особое психологическое состояние. Они никогда не бывают декоративными «обоями», а всегда являют собой часть плотного живописного пространства.
Когда Игорь Радоман переключался с портрета на натюрморт с цветами,
тонкая нюансировка черт уступала место обобщенным ударам кисти, буйству красок, игре рефлексов, богатству оттенков и декоративных сочетаний. В подобные мгновения очарованности природой, букетами цветов, пиршеством красок, очевидно, автору этих великолепных букетов вспоминалась вдохновенная исповедь Грабаря: «Я писал с таким увлечением и азартом, что швырял краски на холст, как в исступлении, не слишком раздумывая и взвешивая, стараясь только передать ослепительное впечатление этой жизнерадостной мажорной фанфары».
Раздумья и взвешивания были свойственны, однако, всей подготовительной работе И. Радомана. Наблюдать, анализировать, жадно впитывать аромат натуры художник никогда не уставал. Эта большая внутренняя работа и давала его последующим готовым произведениям впечатление легкости, красоты и свободы.
Писать сразу «в холст» могут лишь немногие виртуозы. Свои портретные произведения, как правило, художник создавал без предварительных набросков и подготовительных этюдов.
Только к монументальным росписям и сложным композиционным произведениям И. Радоман делал этюды в красках. Многие портреты возникали в два-три сеанса, их тона чистые, живые, легкие. Однако, добиться такого ощущения полета и артистизма невозможно без постоянного изучения натуры с карандашом или кистью в руках.
В небольшой толстой папке – карандашные портреты жены, сестры, дочери, наброски, сделанные в больнице с того или иного заинтересовавшего художника лица.
Эти зарисовки, как и все живописные произведения Игоря Владимировича Радомана, говорят о принятом им методе познания действительности искусством, который заключается в верности натуре –
не как примитивной сумме предметов и явлений, а как живому источнику
и священному образцу всякого настоящего искусства.
И историю своей жизни И. Радоман мог бы завершить признанием любимого учителя: «Свою благословенную профессию мы должны любить страстно и нежно,
до самозабвения, как лучшую и единственную на свете». Это самая точная эпитафия к творчеству Игоря Радомана, потому что ее правоту и достоинство он подтвердил всей своей жизнью, десятками созданных произведений.
Никита ИВАНОВ
Валерий Малолетков. Из книги “Мгновения жизни”.
(Российская Академия художеств, Москва, 2005, стр. 170. Память сердца)
Незабываемый Радоман
Живопись Игоря Радомана – это поразительный сплав таланта, темперамента, мастерства и высочайшего колористического дара. Его волшебная кисть создавала на поверхности холстов светлый мир Красоты, Добра и Гармонии.
Подобно Моцарту, творил Радоман легко, без видимого творческого пота и усилий. Художник прекрасно владел всеми жанрами современного изобразительного искусства. Он блестящий портретист, автор великолепных пейзажей, натюрмортов и многофигурных композиций.
Но главное - он живописец Божьей Милостью, один из немногих истинных продолжателей высших достижений русской живописной культуры в “московской школе” второй половины ХХ века.
Для меня искусство Радомана соответствует корневому определению понятия “живопись”. Колористическое совершенство, абсолютная цветовая гармония и генетический вкус его творений не вызывают желания спорить и “ломать копья” по поводу проблем истинной живописи. Все эти проблемы стары, как мир, а их решение оказалось по плечу немногим мастерам. За всю историю отечественной культуры в живописи наберется не более двух десятков художников счастливо обладавших выдающимся даром колориста, чьи творения - синонимы абсолютного живописного видения. Думаю, что московский живописец И.Радоман в полной мере относится к их числу.
Как это часто бывает, он не получил при жизни того высочайшего признания, которого был достоин. Но высший суд творца - это Время. Прошедшие с момента ухода художника из жизни годы наглядно подтвердили, что судьба подарила нам счастливую возможность жить рядом с выдающимся русским художником Игорем Радоманом. Его полнокровной, талантливой подлинной живописи так не хватает всем нам, живущим ныне, на больших московских художественных выставках. Земной ему поклон и благодарность потомков.
|
Copyright © МАСЛОВКА - художники, картины, биографии, фотографии. Живопись, рисунок, скульптура. 20-й век Все права защищены. Опубликовано: 2007-11-08 (33738 Прочтено) [ Назад ] |
|
|