| |
ГОЛЬЦ Г. П. __________________ GOLTS GeorgyГольц Георгий Павлович 1893-1946
Гольц Георгий Павлович
4 марта 1893 (с. Болшево Московской губернии) — 27 мая 1946 (Москва)
Архитектор, график, сценограф.
Родился в семье инженера-механика Болшевской мануфактуры П. И. Гольца и пианистки, преподавателя музыки Е. А. Гольц. В 1913 окончил 9-ю Московскую классическую гимназию им. Медведниковых. В том же году поступил в МУЖВиЗ на отделение живописи, где занимался у С.-В. Ноаковского и Д. Н. Кардовского. Познакомился с М. Ф. Ларионовым, Н. С. Гончаровой, Д. Д. Бурлюком, В. В. Маяковским и другими представителями авангарда. Принял участие в съемках фильма «Драма в Кабаре футуристов № 13», являющимся единственным известным обращением футуристов к киноискусству.
В 1914 перешел на архитектурное отделение МУЖВиЗ, учился у Л. М. Браиловского. Работал помощником Гончаровой при оформлении оперы-балеты Н. А. Римского-Корсакова «Золотой петушок». Участвовал в выставках футуристов.
В 1915 призван в армию, окончил авиашколу в Петрограде, отправлен на фронт с авиационным отрядом. В 1916 из-за болезни (тяжелая форма брюшного тифа) эвакуирован в Киев. После выздоровления направлен в авиационные мастерские. В 1918 демобилизован, возвратился в Москву. Поступил на работу в Отдел охраны музеев и памятников искусства и старины Наркомпроса РСФСР. Возобновил обучение во Вторых Государственных свободных художественных мастерских. По проекту Гольца (совместно с В. Н. Третьяковым) выстроен гараж Совнаркома в Каретном ряду в Москве.
В 1919–1920 вступил в ряды Красной Армии, работал переводчиком Реввоенсовета в Москве, Таганроге и Новороссийске. В 1921 демобилизован. Возобновил обучение во ВХУТЕМАСе на архитектурном факультете у Н. А. Ладовского, занимался рисунком у В. А. Фаворского. В 1922 защитил дипломный проект, получил право на заграничную поездку (не состоялась). Недолгое время исполнял обязанности помощника главного художника 3-й студии МХТ под руководством Е. Б. Вахтангова.
В конце 1910-х — 1920-х много работал в области журнальной графики, сотрудничал с журналами «Красный перец», «Крокодил», «Огонек», «Эхо», «30 дней», «Журналист». В 1923 принял участие в проектировании павильонов ВСХВ, был помощником А. В. Щусева на строительстве Казанского вокзала в Москве. В 1923–1928 выполнил цикл рисунков «Москва двадцатых годов».
В 1924 начал работать как театральный декоратор, оформил спектакль «Находка, или Малютка Полле» Е. Я. Тараховской в Московском театре для детей. В дальнейшем создал эскизы костюмов и декораций к постановкам «Негритенок и обезьяна» Н. И. Сац и С. Г. Розанова (1927, Московский театр для детей), «Бузонада» Л. Бочина (1931, Московский театр для детей), «Тупейный художник» Н. С. Лескова (1935–1936, Калининский драматический театр), «Золушка» Т. Г. Габбе (по мотивам сказки Ш. Перро, 1944, Ленинградский кукольный театр), «Электра» Софокла (1946, Театр им. Е. Б. Вахтангова, совместно с В. И. Мухиной).
В 1924–1925 жил в Италии, работал для журналов политической картикатуры ABC, Mondo, Il Mateno. Выполнил серию рисунков «Путешествие по Италии» (1924–1925). По возвращении в Москву началу работу над графическим циклом «Капиталистический мир» (1925–1928). Вступил в конструктивистскую творческую группу «Объединение современных архитекторов» (ОСА), годом позже стал членом Московского архитектурного общества (МАО). В 1928 познакомился с Ле Корбюзье во время его первого приезда в Москву.
В 1927 принял участие в Третьей Монца-Миланской выставке декоративного искусства, где рисунки Гольца экспонировались в графической секции отдела СССР. В 1928–1936 совместно с П. В. Вильямсом и В. Ф. Рындиным работал над созданием интерьеров Московского театра для детей, выполнил эскизы декоративных панно, занавеса, росписей стен фойе и буфета.
В конце 1920-х и в 1930-х работал преимущественно как архитектор, сначала в составе творческой группы МАО (Гольц, М. П. Парусников, И. Н. Соболев), затем самостоятельно. По его проектам были построены прядильная фабрика в Ивантеевке (1929), котельная КиевГРЭС (1929), принадлежащие к крупнейшим памятникам позднего конструктивизма, Дворец Культуры Пролетарского района Москвы (1930), Изокомбинат (1933–1938), Большой Устьинский мост (1936–1938), шлюз на Яузе (1939, самая известная работа Гольца), жилой дом на Большой Калужской улице (ныне — Ленинский проспект), за который автор был удостоен Сталинской премии.
В 1932 принял участие в конкурсе на проект Дворца Советов в Москве в составе творческой группы МАО (проект получил 3-ю премию), а также в качества помощника И. В. Жолтовского (удостоен 1-й премии).
Большая часть созданных за этот период проектов не были реализована, среди них проекты водной станции в ЦПКиО им. Горького (1931–1932), театра Мейерхольда, театра ВЦСПС (оба — 1933), проекты реконструкции Камерного театра, Оперного театра им. Станиславского, ипподрома в Москве (все — 1934), проекты станции 1-й очереди Московского метрополитена «Мясницкие ворота» (1934), посольства Турции, жилого дома ИТР (1937), павильона Московской области и павильона Совхозов на ВСХВ (1937–1938), Второго дома Совнаркома в Зарядье (1940) в Москве и многие другие.
Руководил Третьей планировочной мастерской Моссовета (с 1935), затем Первой архитектурно-проектной мастерской Моссовета (с 1938), кафедрой проектирования в Институте аспирантуры Академии архитектуры СССР. В 1939 избран действительным членом Академии архитектуры.
В начале Великой Отечественной войны эвакуирован с Академией архитектуры СССР в Чимкент. Принял участие в товарищеском соревновании на создание проектов-эскизов монументов, посвященных войне (1942). Выполнил в эвакуации серию рисунков и акварелей (Чимкент, Самарканд, Бухара).
В 1943 возвратился в Москву, работал над проектами послевоенного восстановления Сталинграда, Киева, Смоленска (не осуществлены). В 1945 вошел в состав Государственного архитектурного совета. В 1946 состоялась персональная выставка Гольца в Доме архитектора в Москве.
В 1946 трагически погиб, сбитый автомобилем на Большой Садовой улице в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Мемориальные выставки Гольца прошли в 1947, 1948, 1951, 1963, 1968, 1973, 1984, 1986, 1993 в Доме архитектора и Музее архитектуры им. А. В. Щусева в Москве. В 2006 в ГМИИ им. А. С. Пушкина была организована ретроспективная выставка произведений Гольца.
Гольц принадлежит к крупнейшим представителям советской архитектуры 1920-х — 1940-х годов. Его творческого наследие достаточно велико. В 1910-х — 1920-х он работал преимущественно в области журнальной и станковой графики, сумев в своих рисунках очень точно передать дух времени, будь то футуристические архитектурные фантазии 1910-х или рисунки 1920-х, в которых запечатлена эпоха НЭПа. Главной темой его произведений являлся город: повседневная жизнь улиц, беспрестанное движение трамваев и автомобилей, вывески магазинов, отблески фонарей, толпы спешащих людей (серия «Москва двадцатых годов»), «оборотная» сторона жизни города («Капиталистический мир»), выразительность архитектуры («Путешествие по Италии»). В конце 1920-х он почти перестал заниматься станковой графикой, обратившись снова к ней лишь в эвакуации в 1942–1943.
Проекты Гольца, в особенности работы 1940-х, часто относят к так называемой «бумажной архитектуре», благодаря утопичности замысла производящих впечатление монументальных архитектурных фантазий.
Наиболее значительными коллекциями работ Гольца обладают ГМИИ им. А. С. Пушкина и Музей архитектуры им. А. В. Щусева.
В статье использована информация сайта artinvestment.ru
|
Copyright © МАСЛОВКА - художники, картины, биографии, фотографии. Живопись, рисунок, скульптура. 20-й век Все права защищены. Опубликовано: 2008-11-23 (15260 Прочтено) [ Назад ] |
|
|