| |
ВИЛЬЯМС П.В. ________________ VILIAMS PeterВильямс Пётр Владимирович 1902-1947
творчество
фотографии
выставки
литература
статьи о художнике
Вильямс Пётр Владимирович
17 апреля 1902 (Москва) — 1 декабря 1947 (Москва).
Живописец, график, сценограф.
Родился в семье американского ученого-технолога В. Р. Вильямса, принявшего в 1896 русское подданство. С 1909 посещал частную школу-студию В. Н. Мешкова. В 1918 поступил на медицинский факультет Московского университета. В том же году оставил его, чтобы целиком посвятить себя искусству. В 1918–1924 учился во Вторых Государственных свободных художественных мастерских (созданы на базе МУЖВиЗ), затем — во ВХУТЕМАСе у К. А. Коровина, И. И. Машкова, Д. П. Штеренберга, П. П. Кончаловского, В. В. Кандинского, А. В. Шевченко. В 1922 участвовал в создании экспериментального Музея живописной культуры, в 1922–1923 занимал пост директора Музея.
В 1924 вошел в группу «Конкретивисты». В 1925 стал одним из основателей и активных участников Общества художников-станковистов (ОСТ), которое в своем уставе провозгласило «революционную современность и ясность в выборе сюжета», «стремление к законченной картине». В Общество, помимо Вильямса, вошли также А. А. Дейнека, Ю. И. Пименов, А. Д. Гончаров, А. А. Лабас, Д. П. Штеренберг, Н. Ф. Денисовский и другие. После распада ОСТа в 1931, вошел в творческое объединение «Изобригада», члены которого выдвинули принцип «политического реализма».
С 1929 начал работать как театральный художник. Оформил спектакли «Реклама» М. Уоткинса (1930), «Пиквикский клуб» по Ч. Диккенсу (1934), «Тартюф» Ж.-Б. Мольера (1939), «Последние дни (Пушкин) «М. А Булгакова (1943) во МХАТ, «Травиата» Дж. Верди (1934), «Чио-Чио-Сан» Дж. Пуччини (1935) в Музыкальном театре им. В. И. Немировича-Данченко, «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева в Ленинградском театре оперы и балета им. С. М. Кирова (1940), «Дон-Кихот» по М. Сервантесу в Театре им. Е. Б. Вахтангова (1941).
С 1937 работал художником в Большом театре, с 1941 — главный художник Большого театра. Создал костюмы и декорации к операм «Поднятая целина» И. И. Дзержинского (1937), «Иван Сусанин» М. И. Глинки (1939), «Валькирия» Р. Вагнера (1940), «Травиата» Верди, «Севильский цирюльник» Дж. Россини (обе — 1942), «Евгений Онегин» П. И. Чайковского (1944), балетам «Кавказский пленник» Б. В. Асафьева (1938), «Лебединое озеро» Чайковского (1941), Алые паруса» В. М. Юровского (1942) и другим. Трижды был награжден Государственной премией СССР: в 1943 за оформление оперы «Вильгельм Телль» Россини, в 1946 и 1947 за балеты Прокофьева «Золушка» и «Ромео и Джульетта» (все — в Большом театре).
В 1944 был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1946–1947 преподавал в Московском институте прикладного и декоративного искусства, профессор.
Похоронен на Введенском кладбище в Москве.
Вильямс — один из ведущих мастеров советского искусства первой половины ХХ века. В творчестве художника 1920-х в полной мере воплотились идеи и художественные принципы ОСТа, для его работ этого времени характерны монументальность композиций, экспрессивность письма, динамичный ритм, любовь к резким ракурсам, подчеркнутая предметность, яркость, контрастность цветовых решений («Портрет В. Э. Мейерхольда, 1925; «Акробатка», 1926; «Человек в лодке», 1927).
В 1930-х сосредоточился на театрально-декорационном искусстве. В первое время в театральных работах Вильямса преобладали живописные тенденции, ярко и динамично дополнявшие сценическое действо. В конце 1930-х стиль художника изменился, на смену экспериментам конца 1920-х — начала 1930-х пришли классические архитектурные декорации с портальным обрамлением.
Произведения Вильямса находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном Центральном театральном музее им. А. А. Бахрушина и других.
В статье использована информация сайта artinvestment.ru
|
Краткая биография из каталога худ. выставки «15 лет РККА». Москва 1933 г.
Вильямс Петр Владимирович (1902) после окончания школы 2-й ступени в 1919 г. учился в Московском университете и одновременно поступил в Высшие свободные Гос. Художественные мастерские, где работал последние годы под руководством Д.П. Штеренберга.
Постоянный участник всех выставок ОСТ. Один из организаторов художественного объединения «Изобригада». Участвовал на выставках за границей.
В 1928 г. был в заграничной командировке (Германия и Италия).
Участник выставки к десятилетию РККА.
Ряд работ имеется в Гос. Третьяковской галлерее, Музее революции, Музее РККА и др.
(Картина: «Гамбургские баррикады». 1923 г. Масло.)
|
Творчество:
Автопробег. 1930. Х.М. 151х213. ГТГ. |
У окна. 1930 |
Автопортрет |
Эскиз декорации к опере М.П. Мусорского «Борис Годунов». 1948 г. Х.М. 53,5х89. Государственный центральный театральный музей |
Портрет К.С. Станиславского. Государственный Русский музей |
Портрет балерины Марины Семеновой. 1945 |
Фотографии:
П.В. Вильямс |
На обороте фотографии надпись и подпись П.В. Вильямса: "1925 год. Мисхор. Хулиган Вильямс Пётр." |
«Суд». Сцена из спектакля МХАТа «Пиквикский клуб» (по Ч. Диккенсу). 1934. |
Выставки:
• 1924 г. Москва: 1-я ДИСКУССИОННАЯ ВЫСТАВКА ОБЪЕДИНЕНИЙ АКТИВНОГО РЕВОЛЮЦИОННОГО ИСКУССТВА
• 1925 г. Москва: ПЕРВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА КАРТИН
• 1926 г. Выставки за границей: МЕЖДУНАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА
• 1926 г. Москва: ВТОРАЯ ВЫСТАВКА МОСКОВСКОГО ОБЩЕСТВА ХУДОЖНИКОВ-СТАНКОВИСТОВ (ОСТ)
• 1927 г. Москва: 3-Я ВЫСТАВКА КАРТИН, РИСУНКОВ, СКУЛЬПТУРЫ МОСКОВСКОГО ОБЩЕСТВА ХУДОЖНИКОВ-СТАНКОВИСТОВ (ОСТ)
• 1928 г. Выставки за границей: ВЫСТАВКА НЕМЕЦКИХ ХУДОЖНИКОВ
• 1928 г. Москва: X ВЫСТАВКА АХРР (К ДЕСЯТИЛЕТИЮ РККА)
• 1929 г. Выставки за границей: ХУДОЖЕСТВЕННО-КУСТАРНАЯ ВЫСТАВКД СССР (выставка-базар) 1930 г. Выставки за границей: СОВРЕМЕННОЕ РУССКОЕ ИСКУССТВО
• 1930 г. Москва: ВЫСТАВКА ПРИОБРЕТЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОМИССИИ ПО ПРИОБРЕТЕНИЯМ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ ЗА 1928—1929 гг.
• 1931 г. Выставки за границей: ВЫСТАВКА СОВЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
• 1931 г. Москва: АНТИИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ВЫСТАВКА, ПОСВЯЩЕННАЯ МЕЖДУНАРОДНОМУ КРАСНОМУ ДНЮ
• 1932 г. Выставки за границей: XVIII МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА ИСКУССТВ
• 1932 г. Ленинград: ЮБИЛЕЙНАЯ ВЫСТАВКА «ХУДОЖНИКИ РСФСР ЗА 15 ЛЕТ»
• 1933 г. Выставки за границей: ВЫСТАВКА СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА
• 1933 г. Москва: ВЫСТАВКА «ХУДОЖНИКИ РСФСР ЗА XV ЛЕТ» (1917—1932). Живопись
• 1934 г. Выставки за границей: XIX МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА ИСКУССТВ
• 1934 г. Ленинград: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА «XV ЛЕТ РККА» (Живопись, скульптура, графика)
• 1934 г. Украинская ССР: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА «15 ЛЕТ РККА»
• 1935 г. Выставки за границей: МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА СОВРЕМЕННОЙ ЖИВОПИСИ
• 1935 г. Москва: ВЫСТАВКА «ХУДОЖНИКИ СОВЕТСКОГО ТЕАТРА ЗА XVII ЛЕТ» (1917-1934)
• 1935 г. Украинская ССР: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА «15 ЛЕТ РККА»
• 1936 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ
• 1936 г. Москва: ВЫСТАВКА «СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЕ»
• 1937 г. Выставки за границей: МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА «ИСКУССТВО И ТЕХНИКА В СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ»
• 1937 г. Москва: ВЫСТАВКА «ТЕАТРЫ МОСКВЫ ЗА ДВАДЦАТЬ ЛЕТ» (1917—1937)
• 1943 г. Москва: «ГЕРОИЧЕСКИЙ ФРОНТ И ТЫЛ». ВСЕСОЮЗНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА
• 1945 г. Москва: ВЫСТАВКА-КОНФЕРЕНЦИЯ "МОСКОВСКИЕ ХУДОЖНИКИ В СПЕКТАКЛЯХ 1941-1945 гг."
• 1947 г. Москва: ВЫСТАВКА РАБОТ МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ К 800-ЛЕТИЮ МОСКВЫ
• 1948 г. Москва: ВЫСТАВКА "РУССКИЙ БАЛЕТ В ЖИВОПИСИ, ГРАФИКЕ И СКУЛЬПТУРЕ"
Литература:
Сыркина Ф., Пётр Владимирович Вильямс, М., 1953;
Клюева Т., Пётр Владимирович Вильямс, М., 1956.
Работа в театре
• 1935 — «Пиквикский клуб» по Ч. Диккенсу — ГАДТ имени Е. Б. Вахтангова
• 1935 — «Чио-Чио-Сан» Дж. Пуччини — МАМТ имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко
• 1936 — «Лестница славы» («Искусство карьеры») Э. Скриба (Московский театр Революции). Постановка М. М. Штрауха, режиссёры Ю. С. Глизер, В. П. Ключарев, С. В. Шервинский, художник П. В. Вильямс, музыка В. Я. Шебалина[1]
• 1939 — «Тартюф» Ж. Б. Мольера — МХАТ имени М. Горького
• 1939 — «Ревизор» Н. В. Гоголя, режиссер Б. Е. Захава, театр Вахтангова
• 1939 и 1945 — Иван Сусанин М. И. Глинки — ГАБТ
• 1941 — «Дон Кихот» по М. Сервантесу — ГАДТ имени Е. Б. Вахтангова
• 1943 — «Вильгельм Телль» Дж. Россини — ГАБТ
• 1943 — Последние дни (Пушкин) М. А. Булгакова — МХАТ имени М. Горького
• 1944 — «Евгений Онегин» П. И. Чайковского — ГАБТ
• 1945 — «Золушка» С. С. Прокофьева — ГАБТ
• 1940 и 1946 — «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева — ЛАТОБ имени С. М. Кирова и ГАБТ
• 1947 — «Победители» Б. Ф. Чирскова — МХАТ имени М. Горького
Награды и премии
• Сталинская премия первой степени (1943) — за оформление оперного спектакля «Вильгель Телль» Дж. Россини (1942)
• Сталинская премия первой степени (1946) — за оформление балетного спектакля «Золушка» С. С. Прокофьева (1945)
• Сталинская премия первой степени (1947) — за оформление балетного спектакля «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева (1946)
• орден Трудового Красного Знамени
• заслуженный деятель искусств РСФСР (1944)
Александр Аркадьевич Лабас Петр Вильямс
Насколько я помню, первая встреча, с Петей Вильямсом была во дворе ВХУТЕМАСа на Рождественке. Мы, учащиеся, большой группой стояли во дворе, а наш профессор А.В.Шевченко с исключительным остроумием рассказывал нам что-то очень интересное. Я помню, мы очень смеялись. В самый разгар нашей беседы к нему подошла женщина. Он с ней поздоровался, на полуслове прервав разговор с нами. Женщина была с мальчиком в коротких штанишках, с большой тетрадью для рисования в руках. А.В.Шевченко был очень внимателен к этой женщине. Я слышал, как он попросил мальчика показать рисунки, стал медленно перелистывать тетрадь и одобрительно кивнул несколько раз головой, затем задал какие-то вопросы. По тому, как он держался при разговоре с профессором Шевченко, видно было, что мальчик хорошо воспитан, и хотя стоял навытяжку, все же не терялся и твердо отвечал на вопросы. Он мне почему-то очень понравился. Рисунки издали тоже показались интересными. Это был Петя Вильямс, с которым в дальнейшем я познакомился и подружился. Он глубоко и прочно вошел в мою жизнь.
Петр Вильямс. Я его ценил как очень талантливого художника и дружил с ним. Он умер рано, в разгар новых замыслов, творческих поисков и замечательных достижений.
Вероятно, ему было 18-19 лет, когда я с ним опять встретился. Высокий, худой, стройный, подтянутый юноша. Своеобразно красивый, с выразительным движением рук - во всем чувствовалась артистическая натура. При внешне холодноватой внешности он был человеком горячим. Вильямс имел хорошую подготовку по живописи и рисунку, чувство меры, смелость, размах. Не так просто молодому художнику в 23-24 года поставить большой холст и с натуры широко написать портреты Мейерхольда, Охлопкова, Мартинсона, а позже Станиславского. Мы с ним охотно показывали друг другу свои картины на всех стадиях работы. Нам было всегда интересно поговорить о живописи. Мы много работали в жюри выставкомов. Нас также сблизило время и обстановка. Когда мы работали для Советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 г., Вильямс писал панно "Танцы народов мира", мое панно было посвящено авиации СССР. Мы работали в помещении Московского Университета и с утра до позднего вечера были вместе.
Петр Вильямс в последние десятилетия его жизни очень успешно работал в театре.
|
Copyright © МАСЛОВКА - художники, картины, биографии, фотографии. Живопись, рисунок, скульптура. 20-й век Все права защищены. Опубликовано: 2007-04-05 (16504 Прочтено) [ Назад ] |
|
|