Ласочка. Иллюстрация к повести Р. Роллана "Кола Брюньон". 1934-1936
| Тиль |
Иллюстрация к повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". 1943-1945
| Тиль. Иллюстрация к роману Ш. де Костера "Легенда об Уленшпигеле..." 1937-1938 |
Академик Филатов |
Евгений Кибрик и Юрий Пименов |
Евгений Адольфович КИБРИК
Николаевский художественный музей им. В.В. Верещагина
Евгений Адольфович КИБРИК - народный художник СССР, профессор, действительный член Академии художеств СССР, лауреат Государственной премии СССР, один из тех художников, кому во многом обязана своими достижениями советская графика.
Юрий Иванович Пименов, народный художник СССР, лауреат Ленинской премии, в своей статье "Современность и история" сказал о нем так: "Кибрик - художник талантливый и разнообразный, диапазон его работ широк: и в смысле материалов, которыми он пользуется, и в смысле настроений, которые он выражает, и в смысле эпох, к которым он обращается. Он рисовальщик и живописец, мастер литографии и акварели, он выражает героические чувства и нежные лирические интонации, живет в своем времени и уходит в далекое историческое прошлое".
Е. А. Кибрик - автор произведений, посвященных В.И. Ленину, историко-революционной теме. Большой вклад внес художник и в книжную графику. Его серии иллюстраций к произведениям русской, советской и зарубежной литературы являются образцами глубокого проникновения художника в творчество писателя.
Евгений Адольфович родился 21 февраля 1906 года на Украине, в небольшом городке на Южном Буге - Вознесенске. Здесь прошли его детство и отрочество. Учился Кибрик в местной мужской гимназии, увлекался чтением и рисованием.
В 1920 году в Вознесенске была установлена Советская власть. К этому же периоду относится и начало творческой биографии Кибрика - он познакомился с выпускником Харьковского художественного училища Андреем Великановым, который создал в городе кружок изоискусства, ставший первой школой будущего художника.
В 1922 году Евгений Кибрик поступает в Одесский художественный институт ИЗО (ныне художественное училище), где учится на факультете живописи в мастерской Павла Гавриловича Волокидина. Через год Е.А. Кибрик переходит в мастерскую Теофила Борисовича Фраермана, которая была центром институтской жизни: здесь выпускалась стенгазета, оформлялись празднества, студенты расписывали институтский клуб. Молодой художник много рисовал, а с конца 1922 года сотрудничал в газете Одесского обкома комсомола "Молодая гвардия".
В 1925 году Е.А. Кибрик уезжает в Ленинград, где поступает учиться в Академию художеств.
В это время в Академии был принят поточный метод преподавания в связи с недоверием к старой профессуре. Преподаватели менялись через день, отрицая друг друга, что вносило сумятицу в умы студентов.
Молодой художник искал для себя ответ на вопрос: "Каким должно быть новое искусство, связанное с передовым мировоззрением". Не найдя ответы на тревожащие его вопросы в стенах Академии, резко отрицательно относясь к применявшейся здесь педагогической системе, в 1927 году Кибрик уходит из Академии. С этого же времени он сотрудничает в качестве театрального зарисовщика с ленинградской газете "Смена".
В студенческом клубе Евгений Кибрик впервые увидел художника Павла Николаевича Филонова, выступавшего с речью об "аналитическом искусстве", Кибрик стал участником общества "Коллектив мастеров аналитическою искусства - школа Филонова". Лозунгом Филонова была "пролетаризация искусства", заключавшаяся, в его понимании, в выработке приемов, которые сделали бы искусство доступным каждому.
В эти годы Кибрик сотрудничает в молодежных журналах, делая рисунки и композиции на самостоятельные темы. Он получал заказы в разных издательствах на обложки книг и фронтисписы, заставки. В марте 1930 года директор Издательства писателей в Ленинграде предложил Е.А. Кибрику иллюстрировать повесть Ю.Н. Тынянова "Подпоручик Киже". Это было первым серьезным выступлением молодого художника в качестве иллюстратора.
Летом 1930 года Кибрик порвал со школой Филонова, считая, что путь, которым идут филоновцы, ошибочен и формалистичен. Он продолжает активно работать в газетах и журналах, делает рисунки к антирелигиозным листовкам, оформляет обложки книг на антирелигиозные темы. Конец 1920-х - начало 1930-х годов были для него временем разнообразной и напряженной работы. Кибрик организует в Москве студию Изорам - изобразительное искусство рабочей молодежи.
Именно в этот период Кибрик много читает В.И. Ленина, а когда познакомился со статьей Владимира Ильича "О пролетарской культуре", почувствовал себя окрыленным - в его руки попала нить, дающая правильное направление в жизни и творчестве.
В 1932 году художник оставляет работу в Изораме, вновь занимается журнальной и книжной графикой. В это время выходят книги с его иллюстрациями: "Тяжелый дивизион" А.Г. Лебеденко, "Невская повесть" Д.М. Лаврухина, "Падение Кимас-озера" Г.С. Фиша, иллюстрации к "Сказкам" А.С.Пушкина, к рассказам Б.А. Лавренева. Мастер избирает технику литографии.
С 1934 года Е.А. Кибрик начал работать над иллюстрациями к повести французского писателя Ромена Роллана "Кола Брюньон", а с 1937 года - над серией иллюстраций к роману бельгийского писателя Шарля де Костера "Легенда о Тиле Уленшпигеле".
В 1938 году Издательство писателей в Ленинграде предложило художнику иллюстрировать сборник избранных рассказов М.М. Зощенко "Уважаемые граждане". Новая тема его увлекла. В маленьких, карманного типа, альбомчиках появились наброски, сделанные Кибриком в поездах, трамваях, в театре, на улице.
В 1940 голу на выставке произведений советских художников на темы истории партии была представлена работа Е.А. Кибрика "Халтурин и Обнорский" - первое произведение Евгения Адольфовича на историко-революционную тему. Оно вошло в число наиболее значительных произведений советской графики в предвоенный период.
В этом же 1940 году художник вновь обращается к творчеству Р. Роллана, начал иллюстрировать его роман "Очарованная душа". Это было время, когда нацисты вторглись во Францию и имя Р. Роллана - носителя славы французской культуры, зазвучало с новой силой как имя антифашиста, сторонника движения Сопротивления. Но работу прервала Великая Отечественная война, последний рисунок серии был закончен утром 22 июня 1941 года.
Летом 1942 года Е.А. Кибрик уезжает в Самарканд, а через год выполняет серии рисунков "Земля Узбекистана" и "Фархад-строй". В сентябре 1943 года художника вызвали в Москву в Комитет по делам искусств и командировали в Сталинград. Увиденное произвело на него неизгладимое впечатление, отразившееся в серии графических листов "Сталинград".
В 1944-1945 годах художник обращается к творчеству Н.В. Гоголя и создает серию иллюстраций к его повести "Тарас Бульба".
Неисчерпаем для художника мир идей, мыслей, рожденных Великим Октябрем. Его всегда волновала тема "Человек и революция", нашедшая свое воплощение в образе В.И. Ленина. Кибрик создал серию из семи станковых листов "В.И. Ленин в 1917 году" (станковое искусство - произведения живописи, скульптуры, графики, имеющие самостоятельный характер и не предназначенные для какого-либо сооружения, издания). Здесь он по-новому подошел к раскрытию темы и в выборе сюжетов, и в трактовке характера, смело нарушая художественные традиции в изображении вождя. Эта работа графика вошла в золотой фонд советской изобразительной Ленинианы.
С 1946 по 1972 год художник постоянно возвращается к теме революции. В 1972 году он закончил четыре живописные картины, объединенные в серию "1917 год", - "Накануне", "Восстание", "Победа", "Жертвы".
В этот же период Кибрик выполнил несколько графических портретов В. И. Ленина.
Большое значение в творчестве мастера имеют иллюстрации к сборнику "Героические былины" (1948-1950). В образах русских богатырей Кибрик выразил силу духа народа.
Тема гражданской войны нашла отражение в серии иллюстраций к роману Н.А. Островского "Как закалялась сталь" (1953-1956).
С 1954 года художник увлекся красками: маслом и акварелью. Он создает серии рисунков и акварелей, связанных с его зарубежными поездками, - "По Франции", "По Италии", пишет маслом и акварелью пейзажи Подмосковья, натюрморты со скульптурой.
В конце 50-х годов Е.А. Кибрик обращается к историческому прошлому нашей Родины, иллюстрируя драму А.С. Пушкина "Борис Годунов" (1959-1964). Чувство тревоги, мятежных страстей рождает созданный мастером образ книги, отвечающий ее трагедийному содержанию. Это талантливый перевод искусства слова на язык графики.
Последняя законченная работа художника - иллюстрации к повести Н. В. Гоголя "Портрет" (1973-1977). Тема книги, ее идея были близки Кибрику, отвечали его раздумьям о жизни, искусстве, о подвижническом труде, без которого нет искусства.
После окончания работы над повестью Н.В. Гоголя "Портрет" Е.А. Кибрик решил сразу приняться за следующую книгу, обуславливая это тем, что возраст заставляет торопиться. После ряда поисков, колебаний художник остановился на "Отелло" В. Шекспира. Он сделал подготовительные рисунки. Но работа была прервана внезапной кончиной художника 16 июля 1978 года.
Е.А. Кибрик вел большую общественную работу, занимался педагогической деятельностью. В 1949 году его избрали членом-корреспондентом Академии художеств СССР, в 1954-м - утвердили в звании профессора Московского художественного института имени В.И. Сурикова, с 1962 года он академик, член Президиума Академии художеств СССР.
С 1958 года В.А. Кибрик руководил творческой мастерской графики Академии художеств СССР, одновременно являясь профессором Государственного художественного института имени В.И. Сурикова, а также мастерской станковой графики, заведовал кафедрой. Внимательный и требовательный педагог, страстный и увлеченный человек, он много работал с творческой молодежью.
Труд Е.А. Кибрика высоко отмечен Родиной. В 1948 году за работы, отображающие образ В.И. Ленина, художник удостоен звания лауреата Государственной премии СССР. За серии книжных иллюстраций награжден Золотой и Серебряной медалями Академии художеств СССР, дипломами и медалями различных выставок как у нас в стране, так и за рубежом. В 1956 году Е.Л. Кибрик был награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 1976 году - орденом Ленина. В 1967 году ему присвоено высокое звание народного художника СССР.
Московской телестудией создан фильм о творчестве художника, Киностудией "Ленфильм" снята документальная кинолента "Художник Евгений Кибрик".
В конце 50-х - начале 60-х годов редактор Вознесенской районной газеты "Радянська правда", член Союза писателей СССР Б.И. Слободянюк начал переписку с художником. В 1964 году Е.А. Кибрик приехал в Вознесенск после сорокалетнего перерыва и с тех пор до конца своей жизни не терял с городом связи.
В 1978 году городской комитет партии обратился к Евгению Адольфовичу с просьбой подарить Вознесенску несколько своих работ, на что художник ответил согласием, пообещав передать в дар городу около двухсот своих произведений, а также завешать принадлежащую ему коллекцию художественных произведений других художников. Скоропостижная смерть помешала Е.А. Кибрику выполнить свое обещание. В начале 80-х годов вдова художника Ирина Александровна Кибрик передала в дар Вознесенску более двух тысяч экспонатов - работы Е.А. Кибрика, его личные вещи, художественную коллекцию.
Город с благодарностью принял дар и в октябре 1985 года здесь был открыт Вознесенский художественный музей Е.А. Кибрика - отдел Николаевского художественного музея имени В.В. Верещагина.
Двухэтажное здание музея находится в центре Вознесенска, по улице Ленина, 14. Его строительство велось с 1982 по 1984 годы по специальному проекту, предусматривающему особенности хранения произведений графики.
На первом этаже расположен выставочный зал, при необходимости выполняющий функции лекционного, библиотека, в фонд которой И.Л. Кибрик передала книги, написанные Е.А. Кибриком, каталоги его выставок, литературу о нем и его учениках, а также о художниках, чье творчество связано с творчеством Евгении Адольфовича.
В восьми залах второго этажа развернута постоянная экспозиция, включающая произведения Е.А. Кибрика, мемориальную часть и произведения живописи, графики и скульптуры советских и зарубежных художников, подаренные мастеру.
Большую работу по созданию музея провели его сотрудники, значительную помощь в построении экспозиции оказали сотрудники Академии художеств СССР и Николаевского художественного музея имени В.В. Верещагина.
Много сделала для увековечения памяти Е.А. Кибрика Ирина Александровна Кибрик. При ее участии был создан кинофильм "Художник Евгений Кибрик", выпущена книга "Работа и мысли художника". Она часто приезжала в Вознесенск для оказания практической помощи научным сотрудникам музея, встречалась с молодежью, школьниками, рабочими предприятий, интеллигенцией города. 15 февраля 1990 года Ирины Александровны не стало.
В ознесенский художественный музей Е.А. Кибрика - явление уникальное не только для нашей республики, но и для всей страны. Здесь отражен весь творческий путь художника-графика, его становление.
Музей является центром художественной мысли и пропаганды изобразительного искусства в крае. С. 1985 года по настоящее время около 100 тысяч человек познакомились с музейной экспозицией. Большое внимание уделяется здесь выставочной и лекционной работе. В музее экспонировались выставки, посвященные русскому классическому и советскому многонациональному искусству. Делу пропаганды эстетических знаний способствуют постоянно действующие лектории: "Азбука искусств", "Содружество муз", клуб юного искусствоведа, организуется чтение лекций на предприятиях, в учебных заведениях, хозяйствах района.
Евгений Адольфович Кибрик
(из книги А.БЕРЕЗИНА "Вороново. Художественная галерея". 1978 г.)
Выдающийся советский график, действительный член Академии художеств СССР, народный художник СССР, лауреат Государственной премии СССР, профессор Е.А.Кибрик родился в 1906 году в небольшом украинском городе Вознесенске.
Детство Кибрика проходило в трудные годы гражданской войны. «Мальчиком 11-13 лет, - вспоминал художник, - я был очевидцем того, как в жестоких боях рушился старый мир. Я помню гайдамаков, петлюровцев, деникинцев, жестокий налет банды Тютюнника, кулацкое восстание, бесконечные бои рядом, у меня на глазах и, главное, вихрь новых идей, смешение всех старых понятий, взглядов, осязаемое ощущение ломки старого мира. Я видел и на всю жизнь запомнил, как бурно и иногда причудливо раскрывались человеческие характеры и как драматически складывались судьбы людей, втянутых в водоворот революции».
По случайному стечению обстоятельств в городе обосновался бывший ученик Харьковской художественной школы А.В.Великанов, который пробудил в подростке любовь к искусству, привил ему первые навыки художественного мастерства.
Несмотря на различные жизненные трудности, характерные для того времени, юный Кибрик твердо решил: «Кончится гражданская война, изгонят отовсюду беляков, и я непременно стану художником».
В 1922 году Кибрик становится студентом Одесского института ИЗО. «Шли первые годы Советской власти на Украине, - вспоминает художник, - каждый день приносил нечто новое. Все, что оставалось от прошлого – площади, улицы, Театры, музеи – переименовывалось. Мы формировались в атмосфере беспрерывного революционного творчества, невиданного еще в истории и нас захватывала романтика эпохи. Студенческие демонстрации сопровождались ритмичным чтение громовых строк Маяковского: «Кто там шагает правой» - «Левой, левой, левой!» - хором подхватывал наш строй, и нам казалось, что в эту минуту мы идем в ногу с революцией.
Студент Евгений Кибрик сотрудничает в одесской газете «Молодая гвардия», пишет вывески, занимается оформительской работой. С 1925 по 1927 год учится во Всероссийской академии художеств в Ленинграде.
В Ленинграде Кибрик продолжает работать в печати, исполняет журнальные рисунки, обложки, книжные иллюстрации. Антирелигиозные листовки, плакаты.
Он принадлежит к тем художникам, которые, в совершенстве владея мастерством книжной иллюстрации, с успехом выступают и в области станковой графики. Станковые произведения Кибрика – это графические картины, решенные как монументальные произведения искусства, полные глубокого идейного содержания и высокого профессионального мастерства.
И еще очень важное обстоятельство: Кибрик блестяще владеет графикой в материале. Правда, за последние годы он ограничивается чистыми рисунками. Но ведь мы отлично помним, сколь успешно художник выступал с произведениями, исполненными на литографском камне. «Кола Брюньона» Ромена Роллана Е.А.Кибрик иллюстрировал тоновыми автолитографиями, а «Легенду об Уленшпигеле» Шарля де Костера – двухцветными литографиями. Иллюстрации художника а «Очарованной душе» Ромена Роллана, к «Тарасу Бульбе» Н.В.Гоголя, к сборнику «Героических былин» также выполнены на литографском камне.
Огромную популярность завоевали иллюстрации Кибрика к повести Ромена Роллана «Кола Брюньон» (1934 – 1936).
Великий французский писатель тщательно следил за работой художника, помогал ему советом и вместе с ним радовался его успехам.
Обаятельный образ Кола Брюньона – выходца из народа, доброго и мудрого мастера-резчика, жизнерадостного, несмотря на беды и невзгоды, никогда не унывающего, получил в иллюстрациях Кибрика верное и точное художественное воплощение. Такими же правдивыми являются и образы веселой и лукавой Ласочки, толстого и добродушного кюре. Кибрик сумел глубоко проникнуть в идейный смысл повести писателя-гуманиста и средствами своего искусства рассказать о его героях. Но даже самый убедительный изобразительный пересказ фактов и событий не является еще произведением искусства – важно дать свое образное понимание явлений, по-своему их увидеть, интерпретировать. В этом смысле художник должен стать соавтором писателя.
И когда Кибрик показал свои рисунки к «Кола Брюньону» Ромену Роллану, тот сказал: «Я себе все это представлял иначе, но так могло быть. Вы обновили Кола. Я в него верю».
D 1936 году в предисловии для второго издания «Кола Брюньона» Ромен Роллан писал: «Я приветствую Кибрика, мастера жизни и юмора, а также, в свои добрые часы, и мастера красоты. Я приношу ему благодарность моей Бургундии. Как великий садовник Мичурин, он пересадил лозу Шабли на холмы СССР».
Следующей этапной работой Кибрика явились его иллюстрации к книге Шарля де Костера «Легенда о Тиле Уленшпигеле». Хорошо изучив уже по предыдущей работе дух времени, историческую действительность, художник сумел с еще большей тщательностью передать обстановку, в которой развивались события периода Нидерландской революции XVI века, и дать живую характеристику героев литературного произведения.
В последние предвоенные годы Кибрик работает над иллюстрациями к роману Ромена Роллана «Очарованная душа» и исполняет большой станковый лист «Халтурин и Обнорский за работой над программой Северного союза русских рабочих», ставший важным этапом в его работе над историко-революционной темой.
В годы Великой Отечественной войны Кибрик создает серию цветных литографий к «Тарасу Бульбе» Н.В.Гоголя (1945). В ней художник прежде всего стремится создать достоверную историческую среду, в которой действуют герои бессмертной гоголевской повести. И здесь художника привлекает связь героев со своим временем, с народными массами. В листах «Казнь Остапа» и «Смерть Тараса» автор с большой эпической силой рисует образы героев повести, полные несокрушимой воли, героизма и мужества.
От богатырского образа Тараса Бульбы Кибрик органично переходит к эпическим былинным русским сказаниям, в которых с большим мастерством воспевается могучая сила народа-исполина. С таким же проникновением в суть изображаемых явлений подошел художник в серии иллюстраций к роману Н.А.Островского «Как закалялась сталь».
Кибрик – автор блестящих иллюстраций к драме А.С.Пушкина «Борис Годунов» (1954-1964). Б.Иогансон, восторженно отзываясь об этой великолепной работе Кибрика, утверждал, что художник дал драме Пушкина свое, новое прочтение.
Особенно большого успеха Е.А.Кибрик добился в своей исторической серии «В.И.Ленин в 1917 году». В этих графических произведениях широко раскрываются знаменательные исторические события периода подготовки и проведения Великой Октябрьской социалистической революции. Эта работа Е.А.Кибрика получила широкое общественное признание и удостоена Государственной премии СССР.
Художник беседует с людьми, знавшими Ленина, ищет необходимые свидетельства, которые помогли бы ему в работе над образом вождя. Тщательно изучает обстановку того времени: чтобы воспроизвести, скажем, сцену пребывания Ленина в подполье перед самым Октябрьским переворотом, Кибрик зимой 1946 года едет в Ленинград и посещает бывшую квартиру С.Я.Аллилуева, где в июльские дня 1917-го скрывался Ленин до переезда в Разлив.
«Ленинград, - писал художник, - еще не оправился от последствий блокады: в доме было холодно, плохо горел свет Никого из посетителей не было. Я зажег лампу на столе, за которым много лет назад работал Ленин, и, попросив сопровождавшего меня товарища сесть за стол, отошел к двери. Сразу мне представилась ночь, тишина. Ленин за столом, а слово «подполье» сделало обыкновенную скромную комнату уединенным убежищем, за стенами которого – враги».
Кибрику удалось создать правдивый образ вождя, погруженного в работу, целеустремленного и волевого.
И так каждый лист этой серии требовал огромной и всепоглощающей работы, множества предварительных эскизов, набросков…
Работа Е.А.Кибрика над графической Ленинианой продолжается. На последних художественных выставках посетители увидели новые работы этого замечательного художника, посвященные Ленину.
Продолжает работать Кибрик и над историко-революционной темой. Так, на десятой академической выставке 1971 года он показал листы, посвященные Октябрю: «Накануне», «Восстание», «Жертва», «Победа» - превосходные композиции, в которых убедительно рассказано о великих событиях, перевернувших мир.
В последнее время Кибрик вновь возвращается к излюбленной им технике – автолитографии. В этой тезнике исполнены им великолепные иллюстрации к «Портрету» Н.В.Гоголя, а также он работает над новыми иллюстрациями а «Кола Брюньону» Р.Роллана.
О широте творческого диапазона мастера, о больших его художественных достижениях свидетельствовала развернутая в 1976 году в залах Академии художеств СССР экспозиция произведений художника, посвященная 70-летию со дня его рождения. На ней было представлено не только огромное число иллюстраций, станковых графических произведений, но и пейзажи, натюрморты, портреты.
|