Марченко Татьяна Михайловна (27.11.1918, п. Ершово Саратовской обл.).
Закончила художественное училище Памяти 1905 года и 2-х летние курсы живописи у художника Н.П. Крымова (он сам отобрал ее в свою группу, частенько заходя в классы и внимательно наблюдая за учащимися).
После окончания учебы Т. Марченко уехала в Уфу, где вступила в Союз Художников Башкирии. Но вскоре снова оказалась в Москве, вступила в Московское товарищество художников (МТХ) и проработала копиистом в Комбинате живописного искусства вплоть до начала войны (1941 г.).
Во время войны работала на военном заводе, с которым эвакуировалась в Куйбышев, где продолжала работать чертежником и плакатистом в агенстве "Окна ТАСС".
В 1943 г. Татьяна Марченко вернулась в Москву и с этого момента полностью переключилась на станковую живопись, выполняя заказы Комбината и работая самостоятельно.
Т. М. Марченко - член Московского Союза Художников с 1959 года.
На протяжении большого творческого пути работала во многих регионах советского Союза: Киргизии, Узбекистане, Крыму, Центральной России.
В разные годы (с 1939 по 2001) участвовала более чем в 40 выставках в СССР и РФ.
Работы Т. М. Марченко находятся в музеях РФ, частных собра6ниях во Франции, Италии, Германии, выставляются на зарубежных аукционах с 1955 г.
В ноябре 2008 г. Татьяне Михайловне Марченко исполняется 90 лет!
Музеи: Гос. Исторический Музей, Музей Революции, Музей Большого Театра, Музей Малого Театра, Худ. музей Самары и др.
Творчество:
Портрет художника Н.М. Соловьева. 1956. Х.М. 80х60.
Портрет народной артистки РСФСР Ларисы Авдеевой. 1959. Х.М. 70х55. Худфонд РСФСР.
Будущие шахматисты. 1956. Х.М.
Перед уходом в школу. 1957. Х.М.
Чинят лодки. 1956. Х.М. 100х80.
В детском саду. 1967. К.М. 50х65.
Разбирают грибы. 1955. К.М. 24х35.
Гадание на ромашке. 1958. К.М. 70х49.
Ромашки. 1980. Х.М. 61х57.
Этюд к картине "Будущие шахматисты". 1955. Х.М. 45х36.
Детский сад на прогулке. К.М. 35х50. (Собрание Н. Варшаковой, Париж).
Герой Соц. труда В. Клюев. 1960. К.М. 70х50.
Портрет секретаря Л.Н. Толстого В. Лебрена. 1963. К.М. 70х50.
Ветеран партии С. Н. Новиков. 1983. Бум.Уголь. 52х40.
Портрет старика. 1958. Бум.М.
На пасеке (этюд). 1979. К.М.
Узбекские дети в поле. 1963. К.М. 49х70.
Ветка яблони. 1983. Х.М. 65х80.
Ставропольские степи. 1965.
Голубая ваза. Натюрморт.
Киргизские узоры. 1965. Х.М. 65х80.
Киргизский акын. 1965. К.М. 70х50.
Портрет старого киргиза. 1973.
В горах Киргизии. 1966. К.М. 50х70.
Девочка-узбечка (этюд к картине "Пейзаж с детьми"). 1969. К.М.
Май (натюрморт). 1981. К.М. 90х75.
Пейзаж с детьми. Узбекская ССР, пос. Кара-Тепэ. 1969. Х.М. 120х180.
Дом А.П. Чехова в Ялте. 1972. Х.М. 60х50.
Весной в Бахчисарае. 1972. Х.М. 65х72.
Дом А.П. Чехова в Гурзуфе. 1972. Х.М. 60х50.
Генуэзская крепость. 1972. Х.М. 65х80.
В окрестностях Бахчисарая. 1972. Х.М.
Гора Ай-Петри. 1972. Х.М.
Древние пещеры в Крыму.
Зима на Северном Кавказе. 1975. К.М. 50х80.
Портрет туркменской актрисы Рустамовой. К.М. 70х50.
Киргизская мадонна.
Старая киргизка.
Доярка.
Полевые цветы.
Труженик. 1970. К.М. 100х80.
Колхозница. 1970.
Зима. 1971. К.М. 70х54.
Зимой в деревне (Тетя Даша). 1970. Х.М. 100х80. (Со слов художника картина пропала в 1980-х г.г.).
Весна (птичий двор). 1971. Х.М. 55х85.
Портрет Героя Социалистического Труда.
Весна идет. 1972. К.М. 80х52.
Узбечка-ковровщица. 1973. К.М. 70х55.
Натюрморт с аморилисом. 1969. К.М. 75х59.5.
Узбечка-ковровщица (фрагмент).
Узбечка-ковровщица. 1973. К.М. 70х55.
Узбекские дети. 1973. К.М.
Узбекские дети в поле. 1973. К.М. 42х60.
Узбекский дворик.
Старые деревья.
В горах Тянь-Шаня. 1976. К.М. 30х70.
Юрта в горах Тянь-Шаня. 1976. К.М. 53х70.
В горах.
Метеостанция в горах.
Пограничный пост в горах. 1976. К.М. 50х70.
На заставе (этюд).
На заставе (этюд).
На заставе (этюд).
Киргизская юрта.
На заставе. 1976. К.М. 50х70.
Киргизка.
Киргизия. Доярка.
Киргизка (фрагмент).
Узбекский чай. 1975. К.М. 65х80.
Старый узбек. 1975. К.М. 80х65.
Медресе в Гиждуване. Х.М. 60x80.
Девочка-цыганка. 1976. К.М. 100х80.
Цыганка с ребенком. 1976. К.М. 100х80.
Мать-героиня Савченко (11 детей).
Герой Соц. труда председатель колхоза К. Хусенова. 1975. Х.М. 80х65.
Герой Соц. труда. Айзербайджан.
Почетный колхозник, Герой Соц. труда доярка Е.В. Кузнецова. 1977. Х.М. 80х65.
Узбекский комбайнер, Герой Соц. труда.
Герой Соц. труда.
Почетный колхозник, Герой Соц. труда доярка Е.В. Кузнецова (фрагмент).
Сирень.
Натюрморт с розами.
Дважды Герой Советского Союза, В.И. Попков.
Ветеран Гражданской войны.
Генерал-полковник артиллерии, Герой Советского Союза, Фомин.
Москва. Покровский собор и Кремль.
Собор при солнечном свете.
Почетный колхозник, Герой Социалистического Труда доярка М.В. Корнева. 1977. Х.М. 80х65.
Осенний пейзаж. 1975. Х.М. 50х70.
Летний вечер. 1979. К.М. 55х80.
Портрет Л. Н. Толстого.
Скоро весна.
Деятель культуры.
Портрет Народного артиста СССР Н.И. Рыжова.
Народная артистка СССР Л. Касаткина К.М.
Писатель Тихвинский.
На ферме.
Доярка.
На молочной ферме. Х.М.
Доярка. К.М.
На молочной ферме (групповой портрет). 1970. Х.М.
Натюрморт. Х.М.
Египтянка.
Храм на набережной.
На Черном море.
На окраине села.
Яблоня.
Летний букет.
У прокатного стана.
В прокатном цехе.
Узбекский керамист.
Ожидание.
Чемпионка мира по стрельбе из лука, Эмма Гапченко.
Узбекский комбайнер.
Солнечный день.
В окрестностях Бухары.
Дом А.П. Чехова в Ялте. 1972. Х.М. 60х50.
Соревнования по стрельбе из лука. 1978. К.М. 18х23.
Киевский вокзал.
Соборы Кремля.
В Ялтинском порту. 1983. Х.М. 50х70.
Подсолнухи. 1980. Орг.М. 80х65.
Дом А.П. Чехова в Гурзуфе. 1972. Х.М. 60х50.
Троице-Сергиева лавра.
Зима. Храм на горе.
Зимой в Крыму. 1982. К.М. 40х50.
Портрет С. Янковской. 1983. К.М. 60х42.
Закат. 1977. К.М. 35х50.
Портрет девочки. 1986.
Девочка рисует.
Японская айва 1983. Х.М. 70х65.
Фотографии:
Татьяна Марченко.
Н.П. Крымов с учениками. Слева от Крымова Татьяна Марченко, в верхнем ряду, 6-й слева, А.С. Айзенман. Художественное училище памяти 1905 года. Москва. 1930-е годы .
Татьяна Марченко. Начало 1940-х.
Т.М. Марченко с узбекской девочкой (в окрестностях Самарканда). Конец 1970-х.
Экспозиция работ Татьяны Михайловны Марченко в ЦДЛ. Москва, Март 1979 г.
Татьяна Михайловна Марченко в своей мастерской на Масловке. 30 марта 2008 г.
Татьяна Михайловна Марченко на своей юбилейной (к 90-летию) выставке 27 января 2009 г.
Выставки:
1939 - Выставка «Художники Башкирии за 20 лет». Уфа. 1943 - Областная художественная выставка «Куйбышевская область в дни Отечественной войны». Куйбышев 1952 - Выставка произведений женщин-художниц Москвы. Москва 1954 - Выставка живописи группы московских художников. Москва 1954-1987 - Весенние и осенние выставки произведений московских
художников. Москва 1956 - Вторая выставка произведений молодых художников Москвы и Московской области. Москва
Живопись и графика московских художников. Москва Выставка произведений женщин-художниц. Москва 1957 - Выставка «Москва социалистическая в произведениях московских художников». Москва 1958 - Художественная выставка «40 лет Советских Вооруженных Сил». Москва 1959 - Выставка произведений московских художников, посвященная XXI съезду КПСС. Москва 1960 - Выставка произведений женщин-художниц к 50-летию Международного женского дня. Москва 1961 - Выставка «15 лет со дня Победы». Москва 1962 - Выставка «Физкультура и спорт в изобразительном искусстве». Москва 1963 - Всесоюзная художественная выставка «Физкультура и спорт в изобразительном искусстве». Москва 1966 - Выставка живописи московских художников, посвященная XXIII съезду КПСС. Москва 1967 - Выставка «Художники Москвы - 50-летию Октября». Москва 1968 - Выставка «50 лет Вооруженных Сил СССР». Норильск Выставка «На страже границ СССР». К 50-летию пограничных войск. Москва 1969 - Выставка произведений женщин-художниц Москвы, посвященная Всемирному конгрессу женщин. Москва Выставка «Женщины в изобразительном искусстве». Из коллекции норильского коллекционера И. В. Рехлова 1970 - Всесоюзная художественная выставка, посвященная 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Москва 1971 - Выставка «Они сражались за Родину». Шушенское 1972 - Всесоюзная художественная выставка «СССР — наша Родина», посвященная 50-летию образования СССР. Москва 1974-1977 - Передвижная выставка произведений художников СССР
«Великой Победе посвящается» из Шушенской народной картинной галереи 1975 - Выставка «Московские художники — 30-летию Великой
Победы». Москва
Выставка «Женщины-художники Москвы — Всемирному конгрессу женщин», посвященному Международному году женщины. Москва, Минск, Ялта
Выставка произведений московских художников, выполненных на Коммунистическом субботнике 19 апреля 1975. Москва 1976 - Выставка «Мастера искусств ГАБТ в изобразительном искусстве» к 200-летию ГАБТ СССР. Москва
Выставка живописи и графики к Международному женскому дню 8 Марта. Москва
Отчетная выставка по Коммунистическому субботнику. Москва 1977 - Выставка «Земля и люди». Москва
Выставка произведений московских художников, посвященная 60-летию Великого Октября. Москва Передвижная выставка из Шушенской народной картинной галереи, посвященная 60-летию Великого Октября. Красноярский край, ГДР 1978 - Выставка живописи и графики к Международному женскому дню 8 Марта 1979 - IV Всесоюзная художественная выставка «Физкультура и спорт в изобразительном искусстве». Москва. Выставка «Московские художники — Спартакиаде народов СССР». Москва 1980 - Республиканская художественная выставка «Анималисты России». Москва
Выставка «Московские художники — 35-летию Великой Победы». Москва
Коммунистический субботник—1980. Москва. «Московские художники — пограничникам». Москва 1981 - Выставка произведений московских художников «40 лет
Победы под Москвой». Москва
Всесоюзная художественная выставка «Земля и люди».
Москва
Выставка «Памятники истории и культуры нашей Родины
в произведениях московских художников». Москва 1982 - Выставка «На страже рубежей Родины». Москва 1984 Выставка произведений московских художников «Земля и люди». Москва 1985 - Выставка произведений московских художников, посвященная XXVII съезду КПСС. Москва
Выставка произведений московских художников «40 лет Великой Победы. 1945—1985». Москва 1986 - Выставка «25 лет военно-шефской работы Московской
организации Союза художников РСФСР». Москва 1988 - Персональная выставка. 1989 - Искусство, труд, город. 1992 - Жанровая картина. 1995 - к 850-летию г. Москвы. 1999 - Выставка портрета. 2000 - Выставка московских художников. 2001 - Весенняя выставка. Перечень основных работ Живопись:
1954
Аленка X., м. 50X50
За чтением X., м. 60X40
На пасеке X., м. 30X40
1955
Будущие шахматисты X., м. 110X90
1956
Портрет художника Н. М. Соловьева X., м. 80X60
1957
Портрет писателя А. Югова X., м. 80X65
Натюрморт с лилиями X., м. 65X50
1959
Портрет народной артистки РСФСР
Ларисы Авдеевой
X., м. 70X55
Военные музыканты на занятиях
X., м. 80X65
Шушенская народная картинная галерея
Сталевар завода «Серп и молот»
Я. С. Алпатов
К., м. 70X50
1960
Прокатчик завода «Серп и молот»
Савельев за работой
X., м. 70X50
Дирекция выставок
Художественного фонда РСФСР
Лыжник
X., м. 100X80
Герой Социалистического Труда
В. Клюев
К., м. 70X50
1963
Портрет народного артиста СССР солиста ГАБТ СССР А. Кривчени X., м. 97X83
Музей Большого театра СССР
Портрет секретаря Л. Н. Толстого B. Лебрена К., м. 70X50
Пасека
X., м. 40X53
1965
Киргизские узоры X., м. 65X80
Киргизские дети у юрты X., м. 65X80
Киргизский акын К., м. 70X50
1966
Портрет киргизского колхозника Эшимхана Иманова X., м. 80X65 Кирсановский краеведческий музей
В горах Киргизии К., м. 50X70
1968
Февральский день
X., м. 90X60
1969
Портрет азербайджанской колхозницы Героя Социалистического Труда
C. Мусоевой X., м. 100X70
Портрет ударницы коммунистического труда прессовщицы Комбината твердых сплавов В. Борисовой X., м. 120X95 Музей Комбината твердых сплавов Москва
1970
Труженик К., м. 100X80
Зимой в деревне (Тетя Даша) X., м. 100X80
Собор в Торжке К., м. 50X70
Майский вечер К., м. 50X80
1971
Весна (Птичий двор) X., м. 55X85 Портрет Ю. А. Бычкова
К., м. 50X40
Портрет туркменской актрисы
К., м. 70X50
1972
Мать-героиня К. П. Савченко
X., м. 100X80
Портрет девочки
X., м. 83X65
Дом А. П. Чехова в Ялте
X., м. 60X50
Бахчисарай осенью
X., м. 65X72
Зимой на Черном море
К., м. 50X70
Зима на Северном Кавказе
К., м. 50X80
1973
Делегат Международного конгресса сторонников мира туркменский хлебороб М. Байназарова К., м. 60X45
1974
У прокатного стана. Завод «Серп и молот» X., м. 50X70
Герой Социалистического Труда доярка В. П. Щербатых
К., м. 70X55
Герой Социалистического Труда
А. Петухов за работой
К., м. 70X50
Государственный Исторический музей
Москва
Укрощение металла
К., м. 50X70
Государственный Исторический музей
Москва
1975
Герой Социалистического Труда
председатель колхоза К. Хусенова
X., м. 80X65
Узбекская ковровщица
X., м. 80X60
Старый узбек
К., м. 80X65
В старой Бухаре
К., м. 50X70
Бухара. Чашма-Аюб
К., м. 50X70
Бухарская стена
К., м. 50X70
Узбекский чай
К., м. 65X80
Осенний пейзаж
X., м. 50X70
1976
На Тянь-Шане
К., м. 53X70
В горах Тянь-Шаня
К., м. 50X70
На заставе
К., м. 50X70
В часы досуга. За шахматами
К., м. 50X70
Веселые мелодии
К., м. 50X70
Цыганка с ребенком
К., м. 100X80
Девочка-цыганка
К., м. 100X80
1977
Портрет дважды Героя Социалистического Труда
председателя колхоза П. А. Малининой
X., м. 80X65
Почетный колхозник,
Герой Социалистического Труда
доярка М. В. Корнева
X., м. 80X65
Почетный колхозник,
Герой Социалистического Труда
доярка Е. В. Кузнецова
X., м. 80X65
Вечер
К., м. 35X50
1978
Портрет Героя Социалистического Труда
стерженщицы завода «Динамо»
А. И. Петровичевой
X., м. 100X85
Пожарные
(Портрет начальника ВПЧ лейтенанта
Е. Жукова)
X., м. 110X90
Троице-Сергиева лавра
К., м. 50X70
Пещерный город Эски-Кермен
К., м. 50X73
Майский день
К., м. 78X40
Май (Натюрморт)
К., м. 90X75
1979
Герой Социалистического Труда
доярка совхоза «Караваево»
Г. Д. Смирнова
К., м. 55X70
Портрет заслуженной артистки РСФСР
солистки ГАБТ Галины Борисовой
X., м. 90X60
Поэт Василий Казин
К., м. 50X35
Журналистка Т. Шебашева
К., м. 50X35
Летний вечер
К., м. 55X80
Слушаем сказку
Оргалит, м. 60X45
Маки
Оргалит, м. 70X50
1980
Портрет Героя Советского Союза
генерала армии А. А. Лучинского
X., м. 90X75
Художественный фонд РСФСР. Москва
Портрет Героя Советского Союза
генерал-полковника И. А. Кузовкина
X., м. 90X75
Отдел культуры Мосгорисполкома
Портрет Героя Советского Союза
генерал-полковника артиллерии
Н. С. Фомина
X., м. 85X75
Портрет народной артистки СССР
А. П. Зуевой
К., м. 55X77
Бородинский мост ночью
К., м. 60X50
Подсолнухи
Оргалит, м. 80X65
1981
Портрет защитника Москвы
генерал-майора П. Ш. Шношвили
X., м. 70X95
Портрет олимпийской чемпионки
по стрельбе из лука Эммы Гапченко
X., м. 100X80
Писатель Иван Стаднюк
К., м. 50X35
В кузнечном цехе ЗИЛ
К., м. 44X55
В литейном цехе ЗИЛ
К., м. 44X55
Соревнования по стрельбе из лука
К., м. 18X23
Весной в саду
Оргалит, м. 65X80
1982
Народная артистка СССР Л. Касаткина
К., м. 60X45
Писатель В. Тихвинский
Оргалит, м. 70X55
Портрет
лауреата Государственной премии СССР
кузнеца завода ЗИЛ В. Е. Сапожникова
К., м. 70X55
Кузнецы завода ЗИЛ
К., м. 50X70
1983
Портрет заслуженной артистки РСФСР
С. Янковской
К., м. 58X41
Крым. Чуфут-Кале
X., м. 50X80
Дом А. П. Чехова в Ялте
X., м. 70X60
Крым. Генуэзская крепость
X., м. 60X70
Весна в Гурзуфе
X., м. 70X65
Цветут персики
X., м. 80X65
Японская айва
X., м. 70X65
1984
Портрет Героя Социалистического
Труда сборщицы часового завода
А. М. Похмельновой
Оргалит, м. 70X55
Девочка на солнце
Оргалит, м. 65X50
Михайловское. Дом Пушкина
К., м. 42X57
Михайловское. Весна
К., м. 44X55
Натюрморт с рябиной
Оргалит, м. 65X80
1985
Портрет
Героя Социалистического Труда
народного артиста СССР М. И. Царева
X., м. 95X80
Музей Малого театра. Москва
Портрет народного артиста СССР Н. И. Рыжова
X., м. 90X75
1986
Портрет
лауреата Государственной премии СССР,
доктора геолого-минералогических наук,
профессора Е. Д. Заклинской
К., м. 60X42
Графика:
1970
Из серии «Болгария. Несебр» (13) Б., акв~ 22X25 (9); 25X22 (4)
1973
Из серии
«Всемирный конгресс миролюбивых сил в Москве»
Заседает комиссия по Чили. Выступает
аргентинский писатель Альфредо Варела
Б., фломастер. 28X38
Члены индийской делегации на заседании
Б., кар. 28X38
Индийский писатель Рам Чандра Шукла
Б., кар. 28X38
Делегаты Гвинеи на заседании
Б., кар. 28X38
Делегаты Сенегала
Б., смеш. техника. 28X37
Делегаты из Африки
Б., смеш. техника. 28X37
1975
Писатель В. Г. Лидин Б., кар. 37X25 Узбекская девочка Б., кар. 38X28
1976
Писатель Л. П. Василевский
Б., кар. 38X27
Ветеран труда завода «Серп и молот»
В. Нестеров
Б., кар. 55X40
Ветеран труда завода «Серп и молот»
калибровщица С. Нестерова
Б., кар. 55X40
1977
Художник Н. А. Мацедонский Б., кар. 50X36
1978
Американский художник, сотрудник газеты
«Дейли Уоркер» Андреас Булв
Б., кар. 38X28
Поэтесса Людмила Щипахина
Б., кар. 38X28
Журналист Василий Песков Б., соус. 37X27
1980
Народный артист РСФСР иллюзионист А. Акопян
В., уголь. 55X40
Композитор Ян Френкель
Б., уголь. 30X20
Поэтесса Л. Татьяничева
Б., пастель. 55X40
1982
Испанский поэт Хулио Матеу Б., смеш. техника. 54X40
1983
Ветеран партии С. Н. Новиков Б., уголь. 52X40
1984
Преподаватель Университета
им. Патриса Лумумбы
Воля Брэндоу
Б., цв. кар. 53X36
Поэт Евгений Долматовский
Б., пастель. 53X41
1985
Заслуженная артистка РСФСР Н. В. Ткачева
Б., пастель. 55X44
Поэт Александр Николаев
К., пастель. 53X40
1986
Дважды Герой Советского Союза
летчик В. И. Попков
Б., уголь. 60X40 Литература:
Статьи о художнике:
Е. А. Лисенкова. Вступительная статья к каталогу Т. М. Марченко. МОСХ, 1988 г.
В мастерской у художницы Татьяны Михайловны Марченко сотни ра бот. Вместе с ней мы выбираем несколько для репродуцирования. Волнуюсь, боюсь ошибиться, ведь по отобранному будут судить о твор ческом лице автора и после того, как закроется выставка. И еще одна проблема — фотопортрет художника. Татьяна Михайловна на всех фо тографиях разная. Позировать перед камерой профессионала не уме ет. И мы выбираем любительскую фотографию 1960-х годов, на кото рой она улыбается, радостно принимая жизнь.
Формирование Татьяны Марченко как художника началось еще в годы учебы. Художница вспоминает: «Мне посчастливилось быть ученицей прекрасного пейзажиста, вдумчивого, оригинального педагога и очень интересного человека — Николая Петровича Крымова. Крымов пользо вался огромным уважением и непререкаемым авторитетом. Он создал стройную теорию светосильных отношений, которая давала возмож ность с почти научной точностью находить общий тон». Как писал живо писец, его открытие «...позволяет художнику без излишней детализации точно расставлять предметы в пространстве, убедительно передавать их материал, то есть передавать на полотне подлинную жизнь»*. Его беседы о живописи восхищали студентов и остались в памяти Татья ны Михайловны на всю жизнь. В своей работе она всегда придержива лась тех принципов, которые благодаря Н. П. Крымову сформирова лись в ее творчестве еще в годы учебы.
На занятиях, вспоминает Марченко, Крымов весь искрился остроумием, подбирая яркие сравнения, меткие характеристики, и в то же время ни когда не оказывал давления на студентов, ценил в них индивидуаль ность, радовался успехам каждого, поддерживал при неудачах. О том, как складывалась творческая судьба Татьяны Марченко после окончания вуза, читаю в ее автобиографии:
«...Закончив учебу, по направлению Министерства культуры уехала в Уфу. Там сразу же начала творчески работать, принимала участие в вы ставках, наиболее крупная из них «Художники Башкирии за 20 лет» (1939). Все складывалось довольно удачно. Но началась война...» В оценке произведений искусства действует неумолимый закон: об их достоинствах в конечном счете судят без скидок на судьбу автора. Мы не можем повернуть время вспять. Сложно сделать даже умозритель ную прикидку, каким было бы искусство отдельного художника и цело го поколения, не будь четырех лет войны и тяжелого послевоенного периода. Как бы поясняя период спада в творческой работе, Марченко пишет: «...Годы войны. Я вернулась в Москву, поступила на завод чер тежником-конструктором. Позднее эвакуировалась в Куйбышев, где продолжала работать на заводе, а затем перешла в Куйбышевское от деление «Окна ТАСС». В это же время вновь начала заниматься живо писью, ездила в колхоз, писала портреты, сцены полевой работы. При няла участие в выставке 1943 года «Куйбышевская область в дни Оте чественной войны». «Портрет трактористки Казаковой» с этой выставки был приобретен Куйбышевским областным художественным музеем. Вскоре вернулась в Москву. Творчески работать в это время не было возможности. Возобновить занятия живописью удалось только в 1950-е годы».
После войны Марченко вновь оказалась среди друзей. С 1950-х годов она много пишет. Добрый интерес к людям с их разными судьбами по-прежнему остался наиболее важной чертой ее характера. Одно лишь перечисление имен портретируемых говорит само за себя: художник Н. М. Соловьев (1956), сталевар завода «Серп и молот» Герой Социали стического Труда В. Клюев (1960), секретарь Льва Толстого В. Лебрен (1963), олимпийская чемпионка Э. Гапченко (1981), писатель В. Тихвин ский (1982).
Художник пишет: «Больше всего меня интересует портрет, изображе ние человека как неповторимой личности. Не ищу оригинальную манеру исполнения, не считаю это главным. Не стремлюсь к замысловатости, зашифрованное™. Предпочитаю простые средства выражения. Компо зиционное решение портрета диктует сама натура. Хочу выразить внут ренний мир моего современника, передать его состояние. Меня волнует цельность образа, а не поиск формы. И, конечно, внешнее сходство, без которого не может быть портрета. Считаю, что при любой манере ис полнения необходимы условия: жизненная основа и художественное обобщение».
Художника Н.М.Соловьева мне довелось увидеть вначале на портрете, сделанном Марченко в 1956 году. Когда же действительно встретилась с ним, я сразу узнала его, хотя прошло почти тридцать лет после напи сания портрета. Как добивается верного сходства Марченко? Еще в сту денческие годы она прошла хорошую академическую выучку, которая при врожденной зоркости глаза позволяет ей добиться, как говорят ху дожники, «крепкого», точного рисунка, благодаря чему так похожи на себя портретируемые. И именно такой рисунок отличает и карандашный портрет ветерана партии С.Н.Новикова (1983). Возникшие в нашем искусстве конца 1950-х — начала 1960-х годов тенденции, получившие в критике название «сурового стиля», захватили и Марченко.
«...Я чувствую напряженный ритм нашей трудовой жизни,— писала она,— и, конечно, в своем творчестве не могу пройти мимо этого. Был период, когда я часто работала в горячих цехах заводов «Серп и молот», ЗИЛ, «Динамо». Меня завораживала атмосфера трудового ритма и больше всего влекло именно в литейный, кузнечный, прокатный цеха, где все горит и громыхает. Хотелось писать рабочих, когда они, как боги, в гро хоте управляют стихиями огня и раскаленного металла». Но верная своему широкому восприятию жизни, Татьяна Михайловна замечает, что как бы по контрасту с людьми столь мужественной про фессии, подчас героического труда, требующего железной воли, она очень любит писать детей. Ребенок не может позировать как взрослый, и тем труднее, но интереснее передать его облик и непосредственность. В 1970-х годах Т. М. Марченко выполнила серию портретов колхозни ков, Героев Социалистического Труда. Такой портрет сложен тем, что художник может быть связан выработавшимся стереотипом образа че ловека, целеустремленно идущего по прямой, преодолевающего все трудности на жизненном пути. За этим расхожим клише часто живой, неповторимый человек уже не виден. Однако Марченко сумела твор чески подойти к поставленной задаче. И серия этих портретов стала большой удачей автора. К примеру, два женских образа, два разных характера. Мягкая, добрая, с затаенной горечью во взгляде — такова доярка М.В.Корнева (1977); и совсем иная — жизнерадостная, остроум ная, с неисчерпанным задором юности Е. В. Кузнецова (1977). И только руки, натруженные, огрубевшие от тяжелой работы, у них одинаковые. Все, кто занимался портретом, знают, что выразительные руки порой сложнее написать, чем лицо. Вернемся к портрету художника Н. М. Со ловьева, который изображен делающим наброски. В одной руке у него карандаш, другая держит блокнот. Эти руки запоминаются: с тонкими запястьями, длинными пальцами, нервными, быстрыми и точными дви жениями.
В мастерской Татьяны Михайловны передо мной прошли работы разных жанров: пейзажи, сюжетные композиции, портреты. Пожалуй, послед них было больше всего. Сразу стало ясно, что автор — человек много гранный, увлеченный. Поразительно широк круг изображенных ею лю дей. Столь же многообразны и пейзажи. В них нет повторения какого-то излюбленного мотива или состояния природы. Подмосковье, Средняя Азия, Крым, Тянь-Шань — все интересно живописцу. Останавливаемся на «Осеннем пейзаже» 1975 года. Как точно передает он атмосферу ветреного дня с быстро плывущими по небу облаками и рябью на по верхности реки! Последние листья удержались лишь на верхушках де ревьев, и сквозь голые ветви виден темнеющий на горизонте лес. В этой работе прослеживается связь с традициями пейзажной живописи, идущими от Левитана, Серова, Крымова. В другом полотне — «Летний вечер» (1979) — изображение деревни на берегу реки, отражающейся в воде,— прекрасный повод применить на практике учение о тоне. В этой, одной из лучших работ художника, чувствуется, что годы учени чества уже давно позади и перед нами зрелый мастер. «Всегда любу юсь природой,— говорит Т. М. Марченко,— гармонией архитектуры с пейзажем, стараюсь выразить свое очарование увиденным и донести его до зрителей».
Полотно «Бухара. Чашма-Аюб» (1975) передает увлечение художника Востоком, ее восприятие облика и атмосферы города с многовековой историей. Пейзаж безлюден. На горизонте силуэт древнего памятника. Причудливые очертания пустынной растительности как бы вторят фор мам архитектуры мавзолея. И все окутано знойным маревом. Выполненная в это же время работа «Крым. Пещерный город Эски-Кер-мен» (1978) совсем иная. Земля обнажила свои древние пласты, обра зующие причудливые фантастические формы. В них своя напряженная пластика, веками создаваемая «архитектура». В этом пейзаже есть что-то напоминающее творчество Н. Рериха.
Мы говорим с Татьяной Михайловной об искусстве. Она замечает: «Боль ше смотрю не в себя, а вокруг себя, наблюдаю жизнь и восхищаюсь ею. Своими работами я выражаю протест против нависшей угрозы уничто жения жизни».
Я задумываюсь, в каком произведении эта программа воплотилась с наибольшей очевидностью? И вновь разглядываю пейзажи, вместе с ху дожником путешествуя по стране, всматриваюсь в лица портретируе мых, в которых проявилась и их индивидуальность, и то общее, что пе реросло в понятие советский человек...
Увидев работу «Подсолнухи» (1980), вдруг поняла: это именно то, что я ищу. Желтые диски цветов на фоне синего неба, как флюгер, в тече ние суток поворачивающиеся к солнцу, перерастают в символ стойкости и жизнелюбия. Они были написаны не той улыбающейся с фотографии молодой женщиной, а позднее — уже возмужавшим, прошедшим нелег кий жизненный путь мастером. Всегда к солнцу, к радости — мировоз зренческий принцип творчества Марченко, и в каждой работе художни ка— его конкретное воплощение. Е. Лисенкова
* Н. П. Крымов — художник и педагог. Статьи и воспоминания. М., 1960, с. 60.
Сайт Масловка – это виртуальный музей с картинами и биографиями художников советского времени. В данном разделе представлено советское искусство – живопись, рисунок и акварели ( графика ), скульптура, гравюра, книжная иллюстрация, плакат, статьи о художниках, биография и фотоархив художников советского периода, чьи картины ( пейзажи, натюрморты, портреты ) экспонирует Третьяковская галерея, каждый региональный музей и галереи в РФ, собравшие в советский период и хранящие памятники советского творчества – романтический и социалистический реализм, как часть истории культуры страны. Скульпторы, графики, живописцы … - любого из представленных на сайте художников, будь то пейзажист, портретист, анималист, маринист, карикатурист или баталист, объединяет классическая художественная школа . Прежде чем приступать к картине они учились рисовать, осваивали эскиз и этюды, изучали репродукции великих мастеров. Их художественные произведения – романтические, традиционный русский реализм, символические или агитационные - это огромное многожанровое культурное наследие, и каждый жанр это классика по уровню исполнения. Советская живопись и в целом изобразительное искусство - это и школа, и биография, и история, и культура нашего недавнего времени.