| |
ПЕРЕЛЬМАН В. Н._________________PERELMAN ViktorПерельман Виктор Николаевич 1892-1967
Перельман
Виктор Николаевич (1892, Липецк –1967, Москва).
Писал, главным образом, портреты и жанровые работы. Значительное место в творчестве Перельмана занимала индустриальная тематика.
Учился в Боголюбовском рисовальном училище в Саратове (1910-1912), затем в студии П.И. Келина в Москве (1914-1915), затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у А.Е. Архипова, Н.А. Касаткина, К.А. Коровина, С.В. Малютина (1915-1919).
В 1918-1922 годах в Саратове участвовал в проекте Агитационной пропаганды, был представителем ИЗО Наркомпроса и ректором Саратовского Художественно-прикладного института, затем переехал в Москву. Выступал одним из учредителей АХРР, был одним из первых действительных членов Ассоциации, занимал пост председателя. Входил в «Профсоюз художников-живописцев» (1918), «Общество художников московской школы» (1923). Был инициатором создания в 1930 году "Федерации объединения советских художников" (далее "Союз художников", входил в президиум).
С 1923г. участник всесоюзных и зарубежных выставок (в т.ч.: «Художники РСФСР за 15 лет», Венецианской биеннале 1930 года).
Музеи: ГТГ, ГРМ, региональные музеи.
|
Краткая биография из каталога худ. выставки «15 лет РККА». Москва 1933 г.
Перельман Виктор Николаевич (1892) художественное образование начал в Саратовском Боголюбовском рисовальном училище, окончив которое в 1912 г. занимался в студии П. И. Келина, а затем поступил в Московское училище живописи, окончив его в 1918 г. по классу проф. С. В. Малютина.
В училище работал в мастерских проф. Касаткина, Пастернака, Архипова и К. Коровина.
С 1918 г. по 1922 г. был на руководящей организационно-художественной работе в Саратове.
В 1922 г. переехал в Москву. Один из руководящих работников АХР с первых дней организации.
В 1927 г. организовал ОХС (Об'единение художников самоучек).
Автор многих литературных работ по вопросам изоискусства.
Участник основных, стационарных и передвижных выставок в СССР и ряда заграничных.
Имеются работы в Гос. Третяковской галлерее, Русском музее, Музее Красной армии, Музее революции и др.
Участник выставок к пятилетию и десятилетию РККА.
Один из организаторов и руководителей Московского союза советских художников.
(Картина: «Донлад М.В.Фрунзе в Военной анадемии». Масло.)
|
Творчество:
Рабкор. 1924. |
Обнаженная. 1910-e. Х.М. 80x62. |
Эскиз к картине. 1933. Х.М. 39x31. |
Синяя блуза (Частушки). 1927. |
Целлюлозно-бумажный комбинат. В цеху. Конец 1920-х гг. Холст, масло. 105х140. |
Женщины на пляже. 1928. Х.М. 30x40. |
Портрет жены. 1929. ГТГ |
Портрет писателя Н. Ляшко. 1923. ГТГ |
Печатник Козлов. 1922. Гос. муз. Рев. СССР |
Пионерка. Х.М. 55.3х37 |
За составлением стенгазеты. 1928. Центр. музей Вооруженных сил СССР |
Портрет героя труда. 1930-е. Х.М. 68x91. |
Портрет мужчины в черном. Картон масло. 26x15. |
Герой Советского Союза гринев. Х.М. 80x69. |
Церковь в Литвинове. Памятник архитектуры начала 18-го века. 1960. |
Зимние сумерки (Масловка?). 1961 |
В.И. Ленин в Бернской библиотеке. 1939. Гос. муз. Революции СССР |
Фотографии:
В столовой АХРР. Москва. 1920-е. Слева на переднем плане - В. Перельман, второй справа - Ф. Богородский
|
Президиум слета художников в Мраморном зале Моссовета. Второй слева- В. Перельман, третий слева - Ф. Богородский. 1938 г.
|
Выставки:
1918 г. Москва: 1-я ВЫСТАВКА КАРТИН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЮЗА ХУДОЖНИКОВ В МОСКВЕ
1922 г. Москва: ВЫСТАВКА КАРТИН, ЭТЮДОВ, ЭСКИЗОВ, РИСУНКОВ, ГРАФИКИ И СКУЛЬПТУРЫ «ЖИЗНЬ И БЫТ РАБОЧИХ» (АХРР)
1923 г. Москва: ВЫСТАВКА КАРТИН ОБЩЕСТВА ХУДОЖНИКОВ МОСКОВСКОЙ ШКОЛЫ
1924 г. Москва: VI ВЫСТАВКА АССОЦИАЦИИ ХУДОЖНИКОВ РЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ «РЕВОЛЮЦИЯ, БЫТ И ТРУД»
1925 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА КАРТИН СОВРЕМЕННЫХ МОСКОВСКИХ И МЕСТНЫХ ХУДОЖНИКОВ
1925 г. Москва: VII ВЫСТАВКА АССОЦИАЦИИ ХУДОЖНИКОВ РЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ «РЕВОЛЮЦИЯ, БЫТ И ТРУД»
1926 г. Ленинград: VIII ВЫСТАВКА АХРР «ЖИЗНЬ И БЫТ НАРОДОВ СССР»
1926 г. Москва: VIII ВЫСТАВКА АХРР «ЖИЗНЬ И БЫТ НАРОДОВ СССР»
1927 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ВЫСТАВКА КАРТИН РЯЗАНСКОГО ФИЛИАЛА АХРР С УЧАСТИЕМ ХУДОЖНИКОВ МОСКОВСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ АХРР «ЖИЗНЬ, БЫТ И РЕВОЛЮЦИЯ НАРОДОВ СССР»
1928 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: 2-яВЫСТАВКА КАРТИН ОМСКОГО ФИЛИАЛААХРР
1928 г. Москва: X ВЫСТАВКА АХРР (К ДЕСЯТИЛЕТИЮ РККА)
1929 г. Выставки за границей: ВЫСТАВКА ХУДОЖНИКОВ АХР ОТДЕЛ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА НА ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ВЫСТАВКЕ
1929 г. Москва: XI ВЫСТАВКА АХР «ИСКУССТВО В МАССЫ»
1930 г. Выставки за границей: ВЫСТАВКА СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА
1930 г. Москва: ВЫСТАВКА ПРИОБРЕТЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОМИССИИ ПО ПРИОБРЕТЕНИЯМ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ ЗА 1928—1929 гг.
1931 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: 3-я ВЫСТАВКА АХР КОЛОМЕНСКОГО ФИЛИАЛА СОВМЕСТНО С СЕКТОРОМ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
1931 г. Выставки за границей: ВЫСТАВКА СОВЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
1931 г. Москва: ВЫСТАВКА ОТЧЕТНЫХ РАБОТ ХУДОЖНИКОВ, КОМАНДИРОВАННЫХ В РАЙОНЫ ИНДУСТРИАЛЬНОГО И КОЛХОЗНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
1932 г. Выставки за границей: ВЫСТАВКА СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА
1932 г. Ленинград: ЮБИЛЕЙНАЯ ВЫСТАВКА «ХУДОЖНИКИ РСФСР ЗА 15 ЛЕТ»
1932 г. Москва: ВЫСТАВКА РАБОТ БРИГАДЫ ХУДОЖНИКОВ ЧЛЕНОВ АХР НА КОЛОМЕНСКОМ ЗАВОДЕ
1933 г. Выставки за границей: ВЫСТАВКА СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА
1933 г. Москва: ВЫСТАВКА «ХУДОЖНИКИ РСФСР ЗА XV ЛЕТ» (1917—1932). Живопись
1934 г. Москва: ОТЧЕТНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖНИКОВ, КОМАНДИРОВАННЫХ СОВНАРКОМОМ РСФСР, НАРКОМПРОСОМ, «ВСЕКОХУДОЖНИКОМ» И МОССХ ПО СССР В 1933 ГОДУ
1935 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ВЫСТАВКА «МОСКОВСКИЕ ХУДОЖНИКИ — ПОДШЕФНОМУ ГОРЬКОВСКОМУ АВТОМОБИЛЬНОМУ ЗАВОДУ»
1935 г. Москва: ВЕСЕННЯЯ ВЫСТАВКА МОСКОВСКИХ ЖИВОПИСЦЕВ
1936 г. Москва: ВЫСТАВКА «МОСКВА В ЖИВОПИСИ И ГРАФИКЕ»
1936 г. Украинская ССР: ВЫСТАВКА КАРТИН МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1937 г. Украинская ССР: ВЫСТАВКА ЭТЮДОВ ХУДОЖНИКОВ УКРАИНЫ И МОЛДАВИИ
1938 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖНИКОВ ЗАГОРСКА
1938 г. Ленинград: ВЫСТАВКА «20 ЛЕТ РККА И ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПЛАКАТЕ И МАССОВОЙ КАРТИНЕ»
1938 г. Москва: ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ, СКУЛЬПТУРЫ И ГРАФИКИ ХУДОЖНИКОВ-КОНТРАКТАНТОВ 1937 ГОДА
1939 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: КИСЛОВОДСКАЯ ВЫСТАВКА КАРТИН, АКВАРЕЛИ И ГРАФИКИ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1939 г. Москва: ВСЕСОЮЗНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА «ИНДУСТРИЯ СОЦИАЛИЗМА»
1940 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ЧЕТВЕРТАЯ САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИ, ГРАФИКИ, СКУЛЬПТУРЫ И АРХИТЕКТУРЫ
1940 г. Белорусская ССР: ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ, АКВАРЕЛИ И ГРАФИКИ МОСКОВСКИХ И ЛЕНИНГРАДСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1941 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ
1946 г. Москва: ВСЕСОЮЗНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА
1947 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ВЫСТАВКА СОВЕТСКОЙ ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ
1947 г. Москва: МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА, ПОСВЯЩЕННАЯ 30-ЛЕТИЮ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
1949 г. Москва: ВСЕСОЮЗНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА 1949 ГОДА
1955 г. Автономные республики, края и области: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ГРУППЫ МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ, ЖИВШИХ ИЛИ УЧИВШИХСЯ В САРАТОВЕ
Персональные выставки
1934 г. Персональные выставки. ПЕРЕЛЬМАН В.Н.
1935 г. Персональные выставки.
Литература:
Виктор Николаевич Перельман
Когда начинаешь знакомиться с творчеством Виктора Николаевича Перельмана ощущаешь прежде всего вдумчивое, серьезное отношение художника к объекту изображения, поэтичность и правдивость целого ряда его картин.
Организованная в 1962 году персональная выставка произведений В. Перельмана познакомила зрителей с творчеством семидесятилетнего художника. Картины художника, написанные в разные годы, занимают по праву место в Третьяковской галерее, Русском музее, Музее Революции и других картинных галереях страны.
Виктор Перельман принадлежит к старшему поколению советских художников: он родился в Липецке в 1892 году, окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества в те годы, когда в нем преподавали замечательные русские мастера — Константин Коровин, Абрам Архипов и Николай Касаткин.
Профессиональная школа, которую прошел Виктор Перельман, учась у этих художников, обладает особенностями, имеющими принципиальное значение для развития традиций русской демократической живописи конца XIX — начала XX века.
К поискам выражения, к борьбе за правду и выразительность художественного языка Коровин, Архипов и Касаткин подходили как сторонники реалистического направления. Они были приверженцами колористической системы, лаконизма и обобщенности формы, проповедниками любовного и внимательного отношения к натуре.
У нас еще до сей поры немного написано о Константине Коровине — необыкновенном человеке и тончайшем художнике. Вот что рассказывает Виктор Перельман о своем учителе: «Мне он (Коровин) казался баловнем судьбы, в сорок лет это был признанный мастер, слава и популярность которого в ту пору вышли уже за пределы России. Коровин редко показывался в своей мастерской, но когда он приходил, его тотчас же окружала толпа учеников и начиналась вдохновенная беседа о служении красоте, о способности видеть и подмечать эту красоту в окружающей природе.
Коровин в Училище живописи, ваяния и зодчества был своеобразным мостом между классическим искусством, звавшим к содержанию, и художниками нового поколения, выше всего ставившими чистую живописность. Молодежь тянулась к Коровину, потому что он в своем искусстве избегал крайностей.
Мне импонировал сам облик Коровина — человека на редкость жизнерадостного. Нравилась и его живопись — мерцающие темно-фиолетовые, ярко-ультрамариновые тона переходили на его полотнах в сверкание изумрудно-зеленых, в пламенеющие огненно-красные, лимонные и оранжевые — и все это замирало в еле уловимых оттенках.
Как-то, когда Коровин вошел в класс и его по обыкновению окружили ученики, я продолжал работать у мольберта, прислушиваясь к разговору. Вдруг Коровин прервал свою беседу и загремел на весь класс:
— Не нюхайте холста, Перельман. Не нюхайте! Держитесь подальше от него, а не то я закажу вам метровые кисти.
Он раскатисто засмеялся и с ударением добавил:
— Будете холст нюхать, потеряете «общее». А это гибельно для художника. Подальше! Подальше,— гремел он,— шире берите мазок, шире, сочнее!»
А вот еще одно воспоминание Перельмана — об Ар-хипове: «Помню, писал я этюд обнаженной фигуры, выделявшейся силуэтом на фоне светлого окна. Задача была трудная, и я никак не мог взять силы отношений, которые были в натуре. Вдруг слышу за спиной характерный шепоток Архипова: «Не то, не то. Надо работать так, чтобы быть, как туго натянутая струна. Струна звучит только тогда, когда она хорошо натянута. Так-с... Только очень струны не натягивайте. Может лопнуть. Запомните это!»
В этих отрывках воспоминаний ярко виден метод обучения в Училище; из них можно составить себе представление и об учителях. Виктор Перельман в начале своего творческого пути проявил себя последовательным учеником Коровина и больше всего работал над тем, чтобы добиться углубленности и эмоциональности образа, чтобы не утрачивать знаменитого коровинского «общего».
Картину «Копка свеклы», написанную художником коровинской школы в 1930 году, по праву можно считать одной из лучших работ Перельмана, и она не случайно попала в Русский музей. В 1962 году она была экспонирована на юбилейной выставке «30 лет МОСХа».
В картине как бы три плана: на переднем — четыре женские фигуры. Для каждой из них художник находит свой ракурс, ни одна не повторяет движений другой. Мерцающий свет обтекает фигуры, но они не ускользают от зрителя, а напротив, чем дальше отходишь от картины, тем рельефней становится каждая фигура. Лошади, тележки, серебристые и желтые стога, подернутые розоватой дымкой дали и бледное небо — все дышит и движется. Это подлинная живопись.
В 1923 году Виктор Перельман участвовал в последней выставке передвижников. Написанный в том же году портрет писателя Николая Ляшко — поистине великолепное по обобщенности образа произведение. Тридцатилетний художник пользуется темной гаммой красок и в духе своих учителей с поразительной точностью разрешает в картине проблемы света, цвета и воздуха.
С портрета устремлен пристальный взгляд умных, добрых человеческих глаз, волевое и мужественное лицо писателя как бы освещено изнутри светом трудолюбия, благородной цельности характера. В этом произведении чувствуется сила и убежденность подлинного художника.
В ранних картинах Виктора Перельмана, когда он тяготел к портретному жанру, особенно привлекает свободный легкий мазок, лиризм, тонкое чувство тона.
Виктор Перельман был одним из создателей Ассоциации художников революционной России — организации, сыгравшей в первый период своего существования положительную роль в становлении молодого советского изобразительного искусства. В Ассоциацию вступили такие замечательные мастера, как Архипов, Малютин, Кустодиев, Юон, Машков. Они внесли в Ассоциацию новые силы, принесли много бодрых, ярких, насыщенных густыми соками жизни произведений. Именно тогда работы В. Н. Перельмана получили признание, они были показаны на тематических, всесоюзных выставках, и о них писал А. В. Луначарский.
В таких работах художника, как «Печатник Козлов», «Синяя блуза», «За составлением стенгазеты», «Костромская кустарница», «Коммунист Гильман», привлекает новый социальный типаж, большое чувство любви к людям.
Помимо портретов, на персональной выставке Виктора Перельмана было представлено много пейзажей и натюрмортов. О них могут дать представление помещенные в этом комплекте работы, такие, как «Пушкинская аллея», «Мимозы», «Зимние сумерки», «Церковь в Литвинове». Глядя на них, убеждаешься в том, что Перель¬ман в своей живописи остался верен заветам старых мастеров, которые говорили, что картины должны за¬ставлять зрителя любить, надеяться, трепетать, жить.
Особенно ярко дарование Виктора Перельмана проявилось в его пейзажах. В своих жанровых карти¬нах, таких, как «Синяя блуза», «Крестьянка-рабфаков¬ка», художник чистосердечно следовал требованиям времени; в пейзажах Виктора Перельмана подкупа ет его нежная влюбленность в русскую природу.
Идешь ли в зимний день по хрусткому снежку или плещешься в стылой осенней речке — ты знаешь, что такой снежок и такая речка есть только в России. Так и на картинах Перельмана узнаешь ее — нашу родную землю: вот солнце упало на прохладную влажную рощу молодых берез, вот белая кипень цветущих яблонь разлилась по саду, а там вырвалось на волю золотое пламя орешника, тронутая осенью, поникла завязь шиповника, или разошлась изумрудными пятнами озерная гладь.
Художник передает живую трепетность природы и лиловым полыханием сирени, и серебристым туманом в Абрамцеве, и серым зимним утром Подмосковья, и опрокинутой над морем синевой южного неба в Мисхо-ре. Эта красота и влюбленность в природу воплощены художником в полотнах задушевных, эмоционально впечатляющих.
Время отбирает в творчестве каждого художника наиболее ценное и значительное. Несмотря на то что Виктор Перельман много сил отдал общественной деятельности, увлеченно занимался журналистикой, может быть, даже вопреки всему этому он создал отличные по живописи вещи. Время отбирает среди его картин лучшие — те, что согреты живым человеческим чувством, наполнены правдой искусства, поэзией души и талантливой живописной красотой.
Григорий Анисимов
|
Copyright © МАСЛОВКА - художники, картины, биографии, фотографии. Живопись, рисунок, скульптура. 20-й век Все права защищены. Опубликовано: 2007-06-26 (14875 Прочтено) [ Назад ] |
|
|