творчество
фотографии
выставки
литература
статьи о художнике
Вязьменский
Лев Пейсахович 1901, Велиж Витебской губ. — 1938, Москва
Представитель кругов радикально левой молодежи конца 1920-х - начала 1930-х,
политически ангажированного крыла реализма, почти полностью уничтоженного во
время сталинских чисток. Родился в еврейской семье в черте оседлости. В 1923-30
учился в московском Вхутемасе-Вхутеине у известнейших русских модернистов
Павла Кузнецова, Владимира Фаворского. В 1928-30 член Ассоциации художников
революции [АХР], приобретает в ней значительное влияние и пропагандирует идеи
создания нового производственного искусства. В соответствии со своими политическими взглядами ориентировался на монументальные росписи для массовой аудитории, картины-плакаты и коллективный бригадный труд. Один из организаторов радикально левой художественной организации РАПХ [Российская ассоциация пролетарских художников], выступал за объединение художников на основе политической ангажированности, публично критиковал искусство ОСТ как реакционное и даже фашистское. В 1930 единогласно избран Генеральным секретарем вновь образован
ной Федерации обьединений советских художников пространственных искусств. Член
ВКП(б). Арестован в феврале1938 года по обвинению в принадлежности к контрреволюционной троцкистской террористической организации, расстрелян 27 апреля 1938 в Москве. Место захоронения: Бутово. Посмертно реабилитирован в 1956 году.
|
Музеи: ...
Краткая биография из каталога худ. выставки «15 лет РККА». Москва 1933 г.
Вязьменский Лев Пейсахович (1901) после демобилизации из Красной армии поступил в Московский Вхутеин, который окончил по монументальному отделению живописного факультета.
Состоял в объединениях ОМАХР, АХР, один из организаторов РАПХ, вел большую общественно-художественную работу, участвовал на выставках.
Участник монументальных росписей клуба дивизии Осназа ОГПУ им. Дзержинского и клуба завода „Пролетарий".
Член ВКП(б).
(Картина: «Второй съезд советов». Масло.)
|
Творчество:
Подписание социалистического договора. Нач. 1930-х. Х.М. 198х249. РОСИЗО. |
Фотографии:
Выставки:
1930 г. Выставки за границей: ВЫСТАВКА ГРАФИКИ, РИСУНКА, ПЛАКАТА И КНИГ
1931 г. Москва: АНТИИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ВЫСТАВКА, ПОСВЯЩЕННАЯ МЕЖДУНАРОДНОМУ КРАСНОМУ ДНЮ
1932 г. Москва: ВЫСТАВКА «ПЛАКАТ НА СЛУЖБЕ ПЯТИЛЕТКИ» (ПЕРВАЯ ВСЕСОЮЗНАЯ ВЫСТАВКА ПЛАКАТА)
1933 г. Москва: ВЫСТАВКА «ХУДОЖНИКИ РСФСР ЗА XV ЛЕТ» (1917—1932). Живопись
1935 г. Москва: ВЕСЕННЯЯ ВЫСТАВКА МОСКОВСКИХ ЖИВОПИСЦЕВ
1935 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ВЫСТАВКА КАРТИН «УРАЛО-КУЗБАСС»
1935 г. Москва: ОСЕННЯЯ ВЫСТАВ-КА МОСКОВСКИХ ЖИВОПИСЦЕВ
1936 г. Москва: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ В ПОЛЬЗУ ФОНДА ОБЩЕСТВЕННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ И ЖЕНЩИНАМ ГЕРОИЧЕСКОЙ ИСПАНИИ
Литература:
Об одной антисоветской провокации
23 января 1935 г.
В Политбюро ЦК ВКП(б)
Докладная записка о картине художника Н.И.Михайлова на тему похорон С.М.Кирова
Сегодня с утра была собрана партгруппа правления Московского Союза художников по поводу контрреволюционной картины Михайлова (Вольтер, Богородский, Ряжский, Львов, Лехт, Вязьменский и проч.). Затем были вызваны крупнейшие художники Юон, Машков, Герасимов С., Герасимов А., Кузнецов П., Лентулов, Кацман, Моор, Фаворский, Перельман. Я и т.Бубнов говорили с ними. Юон, который является крупнейшим знатоком живописи и раньше картину Михайлова не видел, сразу сам обратил внимание на скелет и дал, как специалист, детальный анализ, заявив, что это ни в коем случае не может быть "случайным", что это определенный замысел. К такому же выводу пришли и другие крупнейшие специалисты, обратив наше внимание и на другие детали фигуры смерти, которая дана в картине: на то, что детали ног ея, суставы и проч. даны иными красками и пятнами, что никак не вяжется с пологом, что самые складки противоестественны, что на голове этой смерти подчеркнут блеск и цвет твердой части черепа и что это не может быть человеческой головой; затем выведен отчетливо позвоночный хребет. Юон далее сказал, что эта картина сделана специально для фотографии, т.к. самый выбор красок построен на том, чтобы фигура смерти наиболее отчетливо выделилась при фотографировании и помещении в печать. Затем состоялось заседание Правления Союза в составе 40 человек художников. Был вызван Михайлов. Сами художники его допрашивали и по поводу всех деталей картины и по поводу его биографии. Михайлов вначале держался вызывающе и нахально, заявляя, что в картине ничего плохого он не видит, что это эскиз, и угрожал застрелиться. Под перекрестным допросом специалистов, особенно Юона, Лентулова, Герасимова, Мора и др., он в конце заявил, что скелет у него действительно получился в результате его увлечения мистикой и что впредь это для него будет уроком. Опрос художниками Михайлова с точки зрения его биографии выяснил, что отец его был военным интендантом в гор.Казани, что он сам в 1918 году отправился вместе с белыми из Казани на Восток. Дошел с ними до Владивостока, получил там польский паспорт якобы от художника Шабель-Табулевича (который сейчас тоже находится в Москве и которого обязательно надо проверить - А.С.), отправился с этим паспортом в Харбин, где работал как театральный художник, далее был в Китае. Вернулся в СССР в 1923 году. На правлении выступали - после сообщения тов.Вольтера - Перельман, Ряжский (ком.), Богородский (ком.), Лентулов, Машков, Кацман, Герасимовы С. и А., Нюренберг, Львов (ком.), Белянин, Радимов и проч., а всего 20 человек, которые вскрыли картину, как контрреволюционную, и клеймили ее автора, требуя исключения его из союза. После выступлений была принята единогласно под аплодисменты прилагаемая при сем резолюция. Необходимо добавить, что в картине расстрела парижских коммунаров этого же Михайлова за группой расстреливаемых коммунаров виден череп. Считаю, что ввиду выяснившихся обстоятельств дела Михайлова, его необходимо арестовать и провести у него тщательный обыск. Прошу разрешения дать соответствующие указания НКВНудел.
Зав.отделом культуры и пропаганды ленинизма ЦК ВКП(б) А.Стецкий
Резолюции на докладной записке: Молотову, Ворошилову, Кагановичу. И.Сталин Нужно арестовать этого Михайлова. К.Ворошилов Согласен. Каганович
ДАЛЬНЕЙШИЕ СОБЫТИЯ. Художник Н.И.Михайлов был в 1935 году арестован и в 1937 году расстрелян. Партийный функционер А.И.Стецкий был арестован и расстрелян в 1938 г.
ИЗ ИНСТРУКЦИИ ГЛАВЛИТА (1935): "Главлитом обнаружены вылазки классового врага. Как замаскированная контрреволюционная вылазка квалифицирована символическая картина художника Н. Михайлова "У гроба Кирова", где посредством сочетания света и теней и красок были даны очертания скелета. То же обнаружено сейчас на выпущенных Снабтехиздатом этикетках для консервных банок (вместо куска мяса в бобах - голова человека).
Андрей Мальгин
|