творчество
фотографии
выставки
литература
статьи о художнике
Кудряшев
Владимир Владимирович
родился 25 июля (12 июля по старому стилю) 1902г. в селе Малые Яльчики Тетюшинского уезда Казанской губернии в семье столяра-краснодеревщика. В 1907 г. семья переехала в город Цивильск. Во время учения в местной школе у Владимира проявились способности к рисованию.
В 14 лет он поступает в Казанскую Художественную школу (КХШ), где учится на выделенную городом персональную стипендию. Среди учителей школы были Н.И. Фешин, П.П. Беньков, П.М. Дульский и другие яркие личности, что определяло высокий уровень образования.
После Октябрьской революции 1917 г. школа преобразуется в Свободные государственные художественные мастерские (позже АРХУМАС). Стипендия отменена, и нужно зарабатывать на жизнь. Возможности обучения ограничены, но В. Кудряшев не теряет связи со школой. В возрасте 18-19 лет он участвует в выставках казанских художников наряду с известными мастерами.
В 1919 г. его призывают в РККА, и он начинает работать в ИЗО-мастерских как плакатист. Сюда привлекали многих казанских художников, приезжал Дени и другие мастера. Самый известный плакат В. Кудряшева «Могучим ударом труда мы уничтожим оковы разрухи», 1921 г.
В 1922 г. В. Кудряшев выпускает альбом офортов «Казанский Кремль», который относят к числу лучших послереволюционных серий гравюры. В те же годы он начинает работать как скульптор. В деревянных скульптурах (высотой 40-60см) точно переданы типы крестьян, нищих, послушника, а также образы известных персонажей театральных спектаклей и женские классические образы. Известны также его работы в других материалах: «Атлет с шаром» и «Обнажённая» отлиты в гипсе. В 1923 г. В. Кудряшев переводится в Москву и поступает во ВХУТЕМАС в класс скульптора И.С. Ефимова.
В 1927 г. он создает крупномасштабную скульптуру «Голова рабочего». Это произведение можно отнести к проявившимся ещё в Казани авангардным поискам художника. Во время посещения ВХУТЕМАС-а на эту работу обращает внимание А. В. Луначарский, и в газетах появляются статьи о ней. Скульптура была приобретена государством, и автору предложили облицевать её металлическими пластинами. Позже художник использует тот же принцип для сооружения объёмных праздничных композиций и в кинорекламе.
В 1930 г. В. Кудряшев заканчивает ВХУТЕИН как скульптор-монументалист. Его дипломной работой была деревянная скульптура «Уставшая», представленная на 11 выставке АХР. В том же году он женится на Анне Николаевне Вильям - младшей представительнице семьи, принадлежащей к московской творческой интеллигенции. В последующее десятилетие она заняла особое место в его творчестве.
После окончания института он начинает сотрудничать с ИЗОГИЗ-ом. Выпускает совместно с Д.Н. Бабиченко несколько десятков плакатов. По договору со скульптурным отделом выполняет тематические заказы: «Парижская Коммуна»-барельеф в терракоте, «Китайская Красная армия»-майолика и проч. В это же время он создает крупномасштабные кинорекламные композиции и скульптурную группу (кинорежиссер, оператор со съёмочной камерой) для оформления Арбатской площади.
В 1932 г. В. Кудряшев становится членом МОССХ-а. С 1929 по 1940 гг. участвует в выставках. С середины 30-х годов в его творчестве определяются две линии. Официально он работает над декоративно-монументальной скульптурой, реализуясь, в основном, в неоклассическом стиле. Там, где требуется участие архитекторов, чаще сотрудничает с М.В. Серовым и А.Л. Пастернаком. Среди скульптур этого периода «Атлет», «Прокатчик» (совместно с Д.П. Шварцем), фонтаны «Отдых», «Играющие дети» и др.
В эти же годы В. Кудряшев начинает работать над темой «Материнство». Он делает зарисовки с натуры жены и детей, появляются их пастельные портреты и сине-голубая трехфигурная пастельная композиция.
Оргкомитет Международной выставки в Нью-Йорке заказывает «Материнство» в бронзе. В просмотре экспозиции участвует В.М. Молотов. Он исключает её, т.к. по его мнению, советская женщина не может быть босой. После экспонирования на выставке скульптуры МОСХ-а в 1940г. «Материнство» тиражируется в гипсе для установки в парках и скверах, где она гармонично вписывается в садово-парковые ансамбли.
С 1936 г. художник увлечён темой А. С. Пушкина. Пушкинские пастельные портреты оставались неизвестными почти семьдесят лет. Это самые значительные произведения в серии больших пастельных листов, созданных В. Кудряшевым перед войной в завершающий период творчества. Они не были предназначены для показа, и впервые демонстрировались на персональной выставке художника в Галеев-Галерее в 2006 г., к открытию которой была выпущена книга о нём.
С началом Великой Отечественной войны В. Кудряшев работает по маскировке различных московских объектов. В октябре 1941 г. в рядах ополчения уходит на фронт. В 1942 г. работает клубным военным художником. Через год его переводят в политотдел 10 армии Западного фронта. Он успевает сделать несколько листовок и плакатов, но в августе 1943 г. надолго попадает в госпиталь, и после выписки возвращается домой.
В. В. Кудряшев скончался в Москве 9 ноября 1944 г., и похоронен на Введенском кладбище
.
Музеи: Плакаты 1920-1921 г.г. входят в коллекции РГБ и ГЦМСИР (подробнее см. 9).
«Танец» набросок росписи, 1921 хранится в ГМИИ РТ (Казань).
Альбом офортов «Казанский кремль», 1922 представлен в коллекциях ГМИИ им. А. С. Пушкина (Москва),
ГТГ (Москва), ГРМ (Санкт-Петербург), ГМИИ РТ (Казань), в Кабинете гравюры Дрезденского музея (Германия), в трёх личных коллекциях.
13 древесных скульптурных композиций входят в собрание НМ РТ, 2 мужских портрета-в коллекцию ГМИИ РТ (Казань).
7 рисунков (карандаш, тушь) хранятся в собрании ВХУТЕМАС-а в Музее МАРХИ (Москва).
Статуя «Китайская Красноватая Армия» (майолика) и 35 плакатов (вместе с Д. Н. Бабиченко) входят в коллекцию ГЦМСИР (Москва).
Статуи Столичного периода 30-х годов известны по фотографиям из архива художника. Гипсовый набросок головы малыша к скульптуре «Материнство» находится в семье художника.
Графика (пастель, карандаш, тушь, сангина) и две картины (масло) хранятся в семейном архиве и в личных коллекциях.
|