| |
ПОПКОВ Ю.Н. ________________ POPKOV YriyПопков Юрий Николаевич 1954
творчество
фотографии
выставки
литература
статьи о художнике
Попков
Юрий Николаевич. Действительный член Академии художеств Мира,
член правления Товарищества живописцев Московского союза художников,
член Международного художественного фонда, Творческого союза художников, Творческого объединения «Благодарение».
Родился в 1954 г. в г. Мытищи Московской области. Учился у В.Е. Попкова, П. Ф. Никонова, И. П. Обросова.
В 1979 г. окончил Московское художественное училище памяти 1905 года. Преподаватели - у М.М. Булгакова, О.А. Авсиян, А.М. Дубинчик, Ю.М. Карпушин.
Член СХ России с 1983 г.
Благодарность министерства культуры РФ. 2014 г. Лауреат премии «Премии имени Виктора Попкова» (1-премия и золотая медаль. 2005 г. ), лауреат премии «Вера», III фестиваля «Традиции и современность»( 2009 г.), обладатель Серебряной медали Творческого союза художников, медали МСХ. Награжден дипломами: Академии художеств России, Музея русского искусства «Солнечный остров» (г. Харбин, Китай), международного фонда «Меценаты столетия», Московского Государственного университета, Московского союза художников, выставки 1150 лет Российской государственности и др.
В 2007 г. выдвинут МСХ на звание «Заслуженный художник РФ».
Автор книг: «Художник Виктор Попков» (1998 г.), «Виктор Попков» из серии «мастера живописи ХХ века» (2006 г.), «Несколько дней и вся жизнь Серафима Алтаева» (2008 г.), «Ирина Попкова», «Алексей Соколов», «Альберт Борисов» из серии «Мастера изобразительного искусства России» (2010 г.).
Один из основателей газеты «Мир живописи» и издательства «Живопись-Инфо2010», Генеральный директор и дизайнер издательства.
Соавтор фильма «95 ступеней вверх. Ирина Витман». Москва. 2011 г.
«Хранитель». Москва. 2013 г. «Ангел творчества». Москва. 2013 г.
Общественный деятель, автор публикаций в журналах, газетах, каталогах.
Организатор выставок: «Древо Жизни» (Галерея московских живописцев), «Благодарение» (ЦДХ), персональная выставка Виктора Попкова (ЦДРИ), «Святые источники России» (Кузнецкий, 20), «На пути к истине» (ЦДРИ», «Холст как мера вечности» (Кузнецкий мост, 11), «Вход в умиротворение».
В 2003 году о художнике создан документальный фильм «Попков».
Работы художника находятся: в музее Истории Москвы, в музеях Красноярска, Томска, Омска, Новокузнецка, Ярославля, Мытищ, Алексина, Новгородской музее изобразительных искусств, Вологодской картинной галерее, Красноармейской картинной галерее, Харбинском музее русского искусства (Китай) и других музеях, галереях и частных коллекциях России, стран СНГ, США, Японии, Франции, Словении, Югославии, Италии, Германии, Южной Кореи, Англии, Испании, Дании, Голландии, Китая и др.
|
Творчество:
Гребец. 1993 г. Х., м. 50x60. |
Сад А. Чехова. 1997 г. Х., м. 80х100. |
Георгий Победоносец. 2012 г. Х., м. 90х100. |
Окно в сад. 2008 г. Х., м. 100x90. |
Одиночество.Скульптор А. Пологова. 2006 г. Х., м. 90х100. |
Вход в умиротворение. 2008 Х., м. 120х140. |
Сажающая и втыкающий. 2003 г. Х., м. 110х90. |
Фотографии:
Юрий Попков в мастерской. |
Юрий Попков в мастерской. |
Ю. Попков и Н. Богородская. |
Юрий Попков и святой Георгий предупреждают. |
И. Обросов и Ю. Попков на конкурсе «Премии В. Попкова». |
П. Никонов, Ю. Попков, А. Подшивалов. |
Ю. Попков в Харбине на открытии музея Русского искусства. |
Юрий Попков, отец Александр Егоров, А. Смирнов на выставке в галерее «Замоскворечье». |
Юрий Попков. Рождение замысла. |
Выставки:
1990 Галерея «Дю-Синь». Женева.
Международная ярмарка современного искусства. Лос-Анджелес.
Галерея «Сооling». Лондон.
1991 Международная ярмарка современного искусства. Токио.
Международная ярмарка современного искусства. Лондон.
Галерея «Union». Сеул.
1992 Международная ярмарка современного искусства. Токио.
1992 Персональная выставка. Москва.
Персональная выставка. Троицк.
1993 Персональная выставка. Москва.
1995 Персональная выставка совместно с В. Попковым. Москва.
1996 Персональная выставка. Москва.
1997 Персональная выставка в театре А. Джигарханяна. Москва.
1998 Персональная выставка. Хернинг. Дания.
1998 «Арт-салон». Москва.
«Арт-манеж». Москва.
1999 «Арт-салон». Москва.
«Москва-Петербург». Москва.
1999 Персональная выставка. Москва.
2000 «Всемирный фестиваль искусств - «За мир». Сеул. Ю. Корея.
2001 «Петербург-Москва». Петербург.
2001 Персональная выставка. Красноармейск.
2002 Персональная выставка. Москва.
2002 «Мир живописи». Москва.
Персональная выставка. Москва.
20 московских художников.
70 лет Московскому Союзу художников.
2003 Персональная выставка. Галерея «Замоскворечье». Москва.
2004 Персональная выставка. Художественный музей. Мытищи.
Выставка современного русского искусства. Харбин (Китай).
Выставка «Премии В. Попкова». Москва.
Выставка русских художников. Красноярск.
2005 Персональная выставка. Москва.
2006 Персональная выставка. Москва.
2007 Персональная выставка. Москва. ЦДРИ
Международный художественный фестиваль «Традиции и современность». Москва.
Манеж
75 лет Московскому Союзу художников
2008 Персональная выставка. Москва.
Международный художественный фестиваль «Традиции и современность». Москва.
Манеж
2009 Персональная выставка. Москва.
Персональная выставка фотографии «Художники в эпоху перемен». Москва, галерея
«Замоскворечье».
Мир живописи. Москва.
2010 Персональная выставка. Москва. Кузнецкий мост, 20
Персональная выставка в рамках Московского международного художественного
салона ЦДХ. 2010
Проект «Наброски памяти».
Мир живописи. Москва.
Международный художественный фестиваль «Традиции и современность». Москва.
Манеж
Выставка журнала «Антураж» «Связь времен».
Литература:
Видения Юрия Попкова
Главный герой картин Юрия Попкова – свет. Яркий с резкими тенями, с контрастами холодных и теплых красок. Иногда кажется, что увиденное художником случилось при сильной вспышке молнии, когда предельно выявляются объемы предметов и заворажи-вающие красоты пейзажного пространства, какие-то приснившиеся пейзажи с цветами, с людьми и ангелами. «Серенький ситец небес» картинам художника практически неведом. Да и обыкновенный ли это свет нисходит с них на «райские кущи», где среди цветов и кипа-рисов бродят красавицы в длинных платьях и без оных, святые отроки и лани?..
Квалифицировать произведения Попкова с искусствоведческой скрупулезностью как тра-диционные «тематические картины» было бы не совсем верно, потому что это не просто «картины», а видения. И сколько бы ни убеждал нас художник, что он «придумывать не уме-ет», это не так или не совсем так. Здесь в пору употребить не бытовой глагол «увиделось», а песенное – «ой, да во сне привиделось».
Главным учителем Юрия в молодые годы был его родной дядя – Виктор Попков, творчество которого одним «суровым стилем» никак не исчерпывается. Начиная со второй половины 1960-х годов и вплоть до трагической гибели в 1974 году Виктор Попков совершал поступательное движение к высокой романтике и пластической метафоричности. И, разумеется, его пример служения искусству не прошел для Юрия даром. Кроме того есть основания полагать, что опосредовано повлияли на него и другие художники ближнего и дальнего «сурового» круга. В частности, Игорь Обросов с его живописной светотеневой графичностью. Единственное, что не проявилось в творчестве Юрия напрямую и чего было в избытке у его учителей и старших товарищей, так это то, что среди «шестидесятников», включая поэтов того времени, значилось, как «гражданская лирика». У лирики и романтики Юрия другой пафос и другая эстетика.
В большинстве произведений Юрия никакого активного действия практически не происходит. За малыми исключениями он изображает некие предстояния на фоне залитых солнечным светом пейзажей или в пространстве не менее светоемких интерьеров. Композиционная крепость его картин достигается в основном с помощью графических средств и четкого деления холста на затененные и освещенные участки. В какой-то мере это своеобразный «театр теней», где силуэты человеческих фигур или контр ажурное изображение предметов создают необходимое общее напряжение. Например, в картине «Стакан молока» (1990) мирная семейная сцена смотрится как монументальная композиция. Строгие вертикальные и горизонтальные линии мебели, отчетливые силуэты фигур, сидящих за столом на фоне окна, наводят на размышления о чем-то большем, чем простая жанровая сценка. Впрочем, тут лучше обуздать зрительскую фантазию и не навязывать художнику обилие собственных ассоциаций или, как писал *Блок, не «вносить в свободную игру красок и линий грубое изнурительное понимание».
*А. Блок «Краски и слова». М. «Искусство». 1980. С. 243
Сохраняя основополагающий принцип контрастного видения, Попков обращается в разные годы к теме православия. Освободившись от сковывающих идеологических уз «со-циалистического реализма», художники разных поколений и стилистических направлений возвращаются в последние десятилетия к вечной для российского и мирового искусства религиозной тематике. Для кого-то это обращение глубоко внутреннего свойства, для кого-то, увы, дань моде или, того пуще – коммерческая стезя. Попкова в грехах подобного рода обвинить невозможно. «Смиренный путь» (1994), «Моление(1995), «Благословение» (2000), «Ангел в городе» (2008) и т.д. – это не просто отдельные свободные импровизации на заданную тему. Прежде всего, это путь духовного постижения себя и своего человеческого и художнического предназначения. «Автопортрет с праздничным столом», (1990) и «Автопортрет 1225 года» (1991) – все о том же, о самоуглубленном персонифицированном постижении себя во времени и бесконечном историческом пространстве. В более раннем «Автопортрете» Попков ненавязчиво «рифмует круглую светлую поверхность стола и все на нем стоящее - букет цветов, тарелку с куличом, спелый плод граната и даже отражение золотящихся куполов. Вообще символ «круга» проходит сквозным мотивом во всем его творчестве. Арки, купола, подстриженные кроны деревьев и купы кустов, круглящиеся облака, выпуклости и округлости предметов – во всем этом есть определенное стремление отразить плавную структуру гармонического мира, в котором преобладают не острые горные изломы, а высокое Горнее начало. Важен для понимания сущности художественного видения и упомянутый «Автопортрет 1225 года», являющийся своеобразной живописной реинкарнацией, погружением в далекое прошлое. Об этом же было когда-то мечтание ушедшего в молодые годы поэта Леонида Губанова: «Меняю я трехкомнатную грусть на однокомнатную радость и век ХХ я меняю, Русь, на век XIII, где сладость». Праздники идиллического райского мира очевидны – ручная лань, которую можно погладить, птицы в небесах и кронах деревьев, журчащий ручей и цветы под ногами… Цветовая палитра, как всегда у Попкова, очень сдержана. Преобладают зеленые тона разнотравья и прочей растительности. Сам же художник, облаченный в светлые строгие одежды, еще один пример спокойного пред стояния. Лишь волосы развеваются по ветру и это, кстати, тоже характерный «знак» повторяющийся в разных картинах и портретах.
Возвращаясь к излюбленным мотивам Попковым контрастам света и тени, позволим себе далекое сравнение его метода с религиозными картинами старых европейских мастеров, к творчеству которых подошел бы эпиграф: «И свет во тьме светит». Вспоминаются, прежде всего, испанцы - Рибейра, Сурбаран, которыми и ограничимся, хотя прием свечения и выделения светом характерен для многих мастеров разных веков, обращавшихся к образам сияющей святости. В данном случае цветовые колористические качества отступают на второй план, и изображение иногда приближается к гризайли. До полной монохромности Попков свои холсты не доводит, ограничиваясь сдержанной цветовой гаммой. Даже в крымских и средиземноморских пейзажах – «Каникулы в Крыму» (1991), «Сад А. Чехова» (1995), «Симеиз» (2005), «Парк в Ницце» (2003), «Город в Провансе» (2007) – он не позволяет себе цветового изобилия и какой бы то ни было импрессионистической или пост импрессионистической пестро ряди.
Особо хочется выделить две работы 2008 года, в которых светотеневые контрасты све-дены к минимуму. «Облако из белокаменной Москвы» и «Вход в умиротворение» - это два свободных световоздушных выдоха или вздоха. При взгляде на эти картины зрителя словно обволакивает мягкая тишина. Изобразительный ряд минимален, равно как и строго отмеренное количество красок. Белое кучевое облако в одном случае и белые монастырские стены в другом преобладают. Перед нами два образа спокойствия и умиротворения. В проем ворот хочется войти вслед за невидимым гостем, оставившим у входа деревянный посошок. А на формы облака, плывущего из белокаменной, остается только любоваться и провидеть в его глубинах черты ныне почти неведомого исчезающего града, который за последние полвека бурных перемен и перестроек практически исчез.
«Обнаженная в чужом доме» (1992), «Меланхолия» (1993), «Одиночество» (1993), «Одиноче-ство невест» (1995), «Прикосновение» (2003) – о чем эти многозначительные и чуть ли не мета-физические картины-видения? Что их породило? Можно, конечно, замучить автора вопро-сами вроде классического: «Что Вы хотели этим сказать?» Но лучше всмотреться в назван-ные молчаливые работы и прислушаться к себе, вспоминая собственные «полеты во сне и на яву».
Бытовые предметы в картинах Попкова встречаются редко. Чаще всего он изображает человека в пейзаже или интерьере среди цветов и растений. Свет, падающий с беспощадной чистотой, создает атмосферу ирреальности и общего напряжения. «Природа всегда красива, - говорит художник, - а человек – это драма». И соответственно показывает такую драму, как, например, в картине «Смятение» (1997), где множество обнаженных и полуобнаженных женщин хаотично движутся в разных направлениях на фоне городского пейзажа. Еще больший контраст между людьми и роскошным приморским пейзажем в картине «Бегущие, сломя голову» (2003). Иногда к контрасту между природой и человеком Попков добавляет абсурдность человеческих действий, как в картине «Сажающая и втыкающая» (2003). В последнем случае это скорее притча о разумном и не разумном поведении, о созидании и разрушении.
Любопытно, что бы ни писал художник, он почти всегда переносит нас в пространство Средиземноморья, юга Франции, Крыма и тому подобных райских мест. Даже когда на заднем плане видны купола российских церквей – «Прогулка по Смоленску» (1993), «Одиночество невест», «Остожье» (2007) и т.д. – впечатление «курортной среды» не исчезает. Стройные темные кипарисы, постриженные шаровидные кусты, обилие цветов, а самое главное яркий солнечный свет и глубокие тени – все заставляет зрителя предполагать, что где-то поблизости во-вот покажется голубая морская гладь, как в пейзаже «Парк в Ницце» или в фантастической композиции «Прогулка с пейзажами» (2004).
Но, разумеется, не только видения Прованса и Южного Крыма посещают Попкова. Классические и вполне реалистические пейзажи и натюрморты также входят в круг его ин-тересов – «Венеция» (2005), «Валаам. Святой остров» (2006), «7 ноября 1991 года», «Расформиро-ванное яблоко» (2005). Не является исключением в этом традиционном ряду и портрет. В ча-стности, в 2008 году Попковым созданы такие обобщенные портретные образы, как «Юность» и «Москвичка», а также конкретные персонажи московской художественной жизни _ «Белая чашка черного кофе» (искусствовед Нелли Климова). (2007) и «Белый луч на красном фоне». На последнем портрете изображен известный график и живописец Илларион Голицын, величественная фигура которого была долгие годы неотъемлемой частью столичных вернисажей, обсуждений и клубных вечеров. Попков написал Голицына на нейтральном красном фоне, который символично прорезает яркий луч света, ассоциировавшийся для многих с образом «серебряного Иллариона».
И все же, как бы ни были убедительны и крепки по композиционному строю и живо-писной пластике пейзажи, натюрморты и портреты Попкова, главное русло творчества на протяжении многих лет составляют тематические и, как правило, сложносочиненные кар-тины-видения. Тут он и впрямь наследник по прямой той высокой традиции, которой сле-довал и которую развивал Виктор Попков.
Достаточно вспомнить несколько знаменитых его картин («Северная песня», «Воспо-минание. Вдовы», «Хороший человек была бабка Анисья», чтобы проследить эту связь.
«Прежде чем писать картину, нужно немного помечтать», - говорит Юрий. Некоторые из его мечтаний, как и полагается мечтам, иногда скрадывает светлая розово-голубая дымка – «Игра ангелов с лоскутным одеялом» (2004), «Обремененный ангел» (2005). Само по себе это выглядит достаточно неожиданно на фоне основных его произведений, интенсивных по тону и цвету. Но, в конце концов, художник всегда может позволить себе «сменить руку» и поработать в иной колористической манере. В область мечтаний попадает и отчасти осуществленный ряд работ из серии «Русские праздники». По этим авторским названием Попков готовит будущую выставку. Подступами к ней видятся такие программные произведения 2012 года, как Масленица», а также отчасти близкие по стилистике картины «Чудо святого Василия Блаженного» и «Преображение. И. Грозный и В. Блаженный». Названные картины отличаются активным красным цветом, преобладающим к тому же и по площади на каждом холсте. Красный цвет в данном случае, разумеется, символичен. В «Толковом словаре» В. Даля старинному слову «красный» посвящен один из самых больших разделов. Главное его толкование – «красный», «прекрасный». Там же у Даля можно найти подходящий эпиграф к картине Попкова «Масленица»: «Наша весна красным красна». В центре композиции огромная фигура чучела ряженой «масленицы», за которой видны белоголубые снежные просторы и толпы гуляющих. Дохристианский праздник представлен художником с языческим размахом и красочной пестротой. Очевидно, что основу живописных поисков художника составляет русское народное искусство. Он декларирует это просто и открыто. Праздничная красота патриархального русского быта, как ее понимал, например, Борис Кустодиев, пока что остается на периферии внимания Попкова. Его больше влекут менее материальные субстанции. В упомянутом «Чуде святого Василия Блаженного», например, образ главного героя почти бестелесен. Его обнаженная худая фигура на фоне светло-синего снега это не столько тело, сколько символ, знак святости. Картину можно принять как капитально проработанный проект для будущей фрески на стенах храма. Но это не обновленный церковный канон, а нечто близкое пластике декоративно-монументального искусства.
Многолетняя история творчества Юрия Попкова – это история постоянных духовных исканий, где этика, эстетика и религия соединяются в одно неразделимое целое. Это искусство художника, навсегда связанного со своей Родиной любовью, молитвой и творчеством.
Вильям Мейланд
Весна 2013 г.
|
Copyright © МАСЛОВКА - художники, картины, биографии, фотографии. Живопись, рисунок, скульптура. 20-й век Все права защищены. Опубликовано: 2014-10-14 (8129 Прочтено) [ Назад ] |
|
|