КУГАЧ Е.М. ___________________ KUGATCH EkaterinaКугач Екатерина Михайловна 1965
Кугач Екатерина Михайловна (1965, Москва), живописец.
Её бабушка (О.Г. Светличная) , дедушка (Ю.П . Кугач) и отец (М.Ю. Кугач) - известные художники, поэтому атмосфера искусства и любви к живописи ,музыке и литературе окружала её с детства . Мать , историк и филолог ,также сильно повлияла на формирование её творческой личности . Она приобщила будущую художницу к театру, привила любовь к классической музыке . С детства Катя много рисовала самостоятельно, а первые серьёзные уроки изобразительного искусства ей преподал дед перед поступлением в художественную школу . В двенадцать лет, успешно выдержав экзамены, Катя начинает учиться в Московской средней художественной школе при Суриковском институте. Затем следуют шесть лет обучения в стенах Московского государственного художественного института им.В.И.Сурикова . Сначала у профессора А.И. Фомкина , а потом в мастерской профессора Д.К. Мочальского. Уже на последних курсах начинается её творческая деятельность - участие в российских и московских художественных выставках, определяется направление её творческого развития - на первый план выходит работа над натюрмортом, как над сосредоточием художественных образов. В 1990 году Екатерина защищает диплом триптихом «Лад» ,в который входят портрет и два натюрморта . После окончания обучения художница продолжает работать в этом жанре . Натюрморты становятся основой её творчества. В 1991году Е. Кугач принимают в Московский союз художников. Все годы обучения в художественных образовательных учреждениях и по сей день своими основными творческими наставниками, оказавшими решающее воздействие на формирование её как творца и профессионала своего дела, художница считает, в первую очередь, своих родителей . Она является достойным продолжателем творческой династии Кугачей, с одной стороны , а с другой, художником с индивидуальным узнаваемым творческим лицом.
Задача Екатерины Кугач - это отображение красоты мира через предмет или определённую композицию предметов . Ею руководит желание сконцентрировать и передать душу тех вещей, над образами которых она работает. Натюрморты «Утварь» , «На шестке», «Хлеб», «Тыквы», «Башкирский костюм» посвящены народному быту; работы «Чайный н-рт» , «Н-рт с атрибутами иск-ва» , «Книги» , «Обитель муз» , «Н-рт в романтическом стиле» - интеллектуально-городская тематика. А произведения «Воспоминание о детстве» , «Стол поэта» , «Юность» , «Жасмин», «Стол путешественника» , «Венецианский карнавал» - это эссе- зарисовки о человеке в момент его отсутствия через его вещи ,которые, оказавшись без своего хозяина, наиболее ярко и раскрепощённо ведут о нём рассказ.
Естественно поэтому обращение художницы к теме балета, как к символу вершины красоты, изящества и утончённости. Балет - синтез музыки и движения - поэтому на натюрмортах пуанты, олицетворяющие танец, и скрипка (альт) - символ виртуозного исполнения. Нотные листы - застывшая музыка, но в то же время, вглядитесь, нотные знаки ,как танцовщики у станка, исполнены внутренним движением. Газовый шарф (Айседора Дункан) - символ лёгкости, воздушности ,так же как и наброшенная на стул "шопенка". Важное значение имеет и колористическое решение композиции. Голубоватые, сиреневые, серебристые цвета - цвета колеблющегося воздушного пространства, цвета «Шопенианы» , «Жизели» , «Лебединого озера», что-то нереальное, зыбкое, фантастическое. Это холсты «Н-рт с альтом» , «После концерта» , «Соната» , «Балет» .И совершенно другой колорит «Кармен-сюиты» - красное, чёрное и золото - цвета Испании ,цвета жизни, цвета реального земного танца, но тема балета - воздуха, движения - присутствует, конечно же, и здесь – веер ,пуанты, струящийся сверху вниз шарф. В этих работах каждый предмет - это символ, работающий на создание образа - образа Его Величества Балета.
Натюрморты из «Восточной коллекции» - это взгляд на Японию и Китай глазами европейца, русского человека с его менталитетом, но могущего оценить красоту, тонкость, глубину, самобытность этих культур, их эстетики и быта, которые настолько взаимопроникновенны, что неотделимы друг от друга. И это последнее, образно говоря, и послужило "поводом" для создания натюрмортов на восточную тему. В число работ серии входят полотна : «Китайский н-рт с цикламеном» , «Китайский н-рт с Бонзой и физалисом» , «Японский н-рт с ирисами» , «Восточный н-рт» , «Чио-чио-сан» , «Китайский н-рт с драконом» , «Японский н-рт "Времена года"» , «Японская мелодия» и др. "Натюрморт" - французское слово, буквальный перевод которого "мёртвая натура", но в концепции «Восточной коллекции» (да и в концепции всего творчества автора) гораздо ближе английская интерпретация этого термина - "still life" - "тихая жизнь". На Востоке, в частности в Японии, дорожат предметами, имеющими возраст. Берегут следы, оставленные временем на их поверхности; существует специальный термин "прикосновение времени". И в окружении предметов, хранящих на себе эти прикосновения, человек, благоговейно относящийся к этому явлению, чувствующий это время, оставившее свой след на вещах, совершенно по-другому относится к настоящему, гораздо спокойнее и более философски воспринимает суматоху сегодняшнего дня. Прикосновение к вечности - чувство, дающее ощущение устойчивости и стабильности в современном быстроменяющемся мире, полном всевозможных житейских катаклизмов. Это философское отношение к жизни, присущее восточным народам, и послужило "причиной" создания именно «Восточной коллекции». Художника, занимающегося натюрмортом, то есть воспевающего предмет, вещь, не могла не очаровать и формальная сторона работы над этой серией. Эстетика предметов, из которых составлены композиции, их синтез с произведениями изобразительного искусства Востока, со шрифтом, с растениями так совершенны, что, по-моему, не могут никого оставить равнодушным. Линии, объёмы, формы, пропорции, композиции ,преимущественно ассиметричные - всё потрясающе гармонично. Всюду ощущается постоянная связь с природой - изображения животных и растений присуще большинству предметов. Самобытность культур этих стран, непохожесть и узнаваемость также привлекает своей "отвлечённостью" от нашей повседневной жизни. Что даёт возможность абстрагироваться от каких-либо проблем и перенестись в пространство символов, совершенства красок, линий и форм. «Восточная коллекция» не имеет строгого научного подхода к теме Востока. Своими работами автор хотел помочь зрителям очутиться в мире красоты и гармонии, напомнить о существовании непреходящих ценностей, а также, конечно, создать ощущение праздника.
Сегодня взгляд художницы обращён "за окно", к пленэру, к солнечному свету, то падающему с зенита ,то идущему от горизонта ,а то и закрытому плотным одеялом облаков. Смысловая и настроенческая характеристика натюрморта строится на состоянии природы ,которая его окружает : «Летнее утро» , «Старая дача» , «В полуденном саду» , «Знойный полдень» , «Скоро осень, за окнами август» , «Между дождями». Появляется больше рассказа, больше жизни , явственнее читается присутствие человека. Ищутся новые способы передачи земли ,травы, листвы, вошедших в новые работы. Контраст между предметами, созданными руками человека, и творениями Божьими. Попытка через предмет больше рассказать о человеке. От любования предметом, как творением человеческих рук, к предмету -свидетелю жизни этого человека.
Екатерина Кугач живёт и работает в Москве. Произведения автора находятся в частных коллекциях России, Франции, Германии, Испании, Италии, Англии, Австрии, США и др. стран.
Е.Кугач-постоянный участник российских, московских и международных выставок с 1989 года.
|
Творчество:
Утварь. 1990. х. на орг./м.; 36х69 |
Тыквы. 1992. х./м. 50х70. |
Башкирский костюм. 1993. х./м. 81х65 |
Анютины глазки. 2008. х./м. 70х60. |
Хлеб. 1992. х. на орг./м.; 50х70 |
Китайский н-рт с цикламеном. 1993. х./м. 80х60. |
Щука. 1994. х./м. 30х60. |
Китайский н-рт с Бонзой и физалисом. 1994. х./м. 70х60. |
Жасмин. 1996. х./м. 90х80. |
Соната. 1998. х./м. 80х90 |
Воспоминание о детстве. 1998. х./м. 70х90. |
После концерта. 2000. х./м. 60х80 |
Восточный н-рт. 2000. х./м. 70х80. |
Японский н-рт с ирисами. 2000. х./м. 60х70. |
Японская мелодия. 2001. х./м. 40х50. |
Чио-чио-сан. 2001. х./м. 80х70. |
Венецианский карнавал. 2005. х./м. 75х100 |
Белые герберы. 2006. х./м.;70х70 |
Знойный полдень. 2006. х./м. 70х80. |
Книги. 2008. 60х70;х./м. |
Балет. 2009. 50х70 |
Китайский н-рт с драконом. 2009. х./м. 70х60. |
Летнее утро. 2009. х./м. 70х60. |
.Кармен-сюита. 2010. х./м. 60х70 |
В полуденном саду. 2011. х./м. 60х70. |
Фотоархив:
Екатерина Кугач. |
Выставки:
1989г. – Россия; республиканская передвижная выставка пейзажа, прошедшая по городам Поволжья.
1990г. - Финляндия,Хельсинки.
1995г. - Испания,Барселона, «THE GALLERIA DE ARTE(LA PINACOTECA)».
1996г. – Словакия, Братислава.
1997г. - Испания, Мадрид, «Sala Minerva,CIRCULO DE BELLAS ARTES»(по приглашению правительства Мадрида).
1998г.,1999г. - Англия, Лондон, «MALL GALLERYES».
1998г. – Австрия ,Вена.
1999г. – Россия ,Москва, республиканская выставка «Болдинская осень», ЦДХ.
1999г. - Россия, Москва, персональная выставка в залах ЦДХ.
2000г. - Россия, Москва, X Московская международная выставка-конкурс современной живописи «Золотая кисть» ,ЦДХ.
2000г. - Россия, Москва, международная выставка «Арт-салон» ,ЦДХ.
2000г. – Англия, Лондон, «The Gallery in Cork St».
2000г. - Россия, Москва ,персональная семейная выставка «Связь времён», ЦДХ.
2000г. - Россия, Москва, выставка в Московской городской Думе.
2000г. - Россия, Москва, выставка на Старой площади в помещении администрации президента.
2001г. - США, Вашингтон, «RUSSIAN CULTURAL CENTRE».
2001г. - Россия, Москва, выставка в Доме Правительства РФ.
2004г. - Россия, Москва, персональная в выставка в галерее «ИМПРЕССИЯ».
2006г. - Россия, Москва, групповая выставка московских художников в рамках МДХ на Кузнецком мосту.
2008г.,2009г.,2012г. - Россия, Москва, групповая выставка художников Товарищества «МОСКВОРЕЧЬЕ» в залах Гос. музея совр. истории России.
2009г. – Россия, Москва, выставка, посвященная 70-летию Московского академического художественного лицея ( бывшей МСХШ ).
2009г. - США, Вашингтон, выставка в залах Каценовского центра при Вашингтонском университете.
2009г. - США, Вашингтон, выставка в помещении посольства РФ.
2011г.,2013г. - Россия, Москва ,групповая выставка художников Товарищества «МОСКВОРЕЧЬЕ» в залах ЦДХ.
2011г. - Россия, Москва, персональная выставка в галерее «ПЛЕНЭР».
2013г. – Россия, Москва, персональная выставка в залах Культурного центра Вооруженных Сил РФ.
2001 - 2013гг. - участие дважды в год в благотворительных выставках в помощь детям приютов и жертвам политических репрессий Региональной благотворительной организации художников «ВЕРА и НАДЕЖДА».
Литература:
НАЗВАНИЕ СТАТЬИ
текст статьи
|
Copyright © МАСЛОВКА - художники, картины, биографии, фотографии. Живопись, рисунок, скульптура. 20-й век Все права защищены. Опубликовано: 2013-04-19 (10206 Прочтено) [ Назад ] |
|