творчество
фотографии
выставки
литература
статьи о художнике
ДОМАЩЕНКО
Марк Николаевич родился 7 мая 1906 г. в семье работницы-поденщицы Хвостиковой Анаст. Галакт., в с. Петровском Ставропольского кр. Образование - два класса церковно-приходской школы. До 1919 г. пас хозяйских гусей. В тринадцатилетнем возрасте вступает в кавалерийский партизанский отряд, преобразованный в 1-ю конную дивизию Ставропольских партизан, а в феврале 1920 г. – во 2-ю конную Ставропольскую дивизию им. Блинова. Юный кавалерист служил в Быкадоровском, а затем – в Заамурском полках. Много читал, очень любил рисовать, особенно лошадей, с которыми была связана его жизнь. В 1928 г. командир полка Точенов Н.И. направил на рецензию несколько рисунков Марка в г. Симферополь профессору батальной живописи Н.С. Самокишу. Николай Семенович сообщил командованию полка, что у юноши есть несомненный талант и просил откомандировать его во время очередного отпуска в Симферополь. Дважды (в 1930 и в 1932 г.г.) молодой конноармеец жил у Самокиша и вместе с его ученикам перенимал основы мастерства великого художника. В 1938 г. картины Марка Домащенко «Моя Родина», «Шальная пуля», «В тылу корпуса Слащева» и «Нацкавбригада на марше» были представлены в Москве, в ЦДКА им. М.В.Фрунзе на выставке «ХХ лет РККА и ВМФ СССР», награждены Грамотой и денежной премией. По рекомендации жюри выставкома и ходатайству Главного Политуправления РККА М.Н. Домащенко был принят на 3-й курс мастерской батальной живописи Ленинградской Академии художеств, где проучился до 1940 г. В том же году он участвовал в выставке «И.В. Сталин и Красная Армия», которая проходила в Москве в ЦДКА. Его картины «Заслон», «Смерть комиссара» и «Сталин и Ворошилов на Царицынском фронте» вновь были премированы и награждены грамотой. За этот период времени им было написано свыше 20-ти работ («Бой в с. Отрада», «Схватка», «Налет жлобинцев на с. Петровское», «Гибель начдива Пархоменко», «Налет Буденного на ст. Курмоярскую» и др.), которые молодой художник передал безвозмездно в дар ДКА СКВО в Ростове на Дону, где они составили основу художественной экспозиции, посвященной истории 1-ой Конной армии.
29 июня 1941 г. 19-ый танковый полк, в котором служил М.Н. Домащенко, был поднят по тревоге и «брошен» под г. Смоленск, где участвовал в кровопролитных боях. При выходе из окружения под г. Ельня в лобовую броню танка, командиром которого был М. Домащенко, попал немецкий снаряд. Марк был тяжело контужен, лишился слуха и с 1942 г. находился на излечении в госпитале, в г. Орджоникидзе. Там он написал картины «Танкисты под Смоленском» и «Волки», а также задумал и сделал эскизы-рисунки целого ряда картин, которые им были созданы в последующие годы. В конце 1943 г. Домащенко по распоряжению Глав. Политуправления РККА был приписан к Студии военных художников им. М.Б. Грекова. По прибытию в Студию Марка Домащенко по его настоятельной просьбе откомандировали на Кубань, где шли бои по прорыву «Голубой оборонительной линии» фашистов. После освобождения Таманского полуострова М.Н. Домащенко вместе с Отдельной Приморской армией высаживался десантом в Керчь и участвовал в боях за Крым. За штурм Сапун-Горы и взятие Севастополя он был награжден орденом Отечест-венной войны 1-ой степени. В действующей армии им были сделаны десятки рисунков карандашом, пером и отмывкой. Вернувшись из командировки в Москву, художник создал более 20-ти картин. В них были запечатлены те события, участником которых он был, или воссоздававшими моменты героических боев за оборону Кавказа и Севастополя, о которых ему рассказывали те, кто «дрался» в этих местах. «Прощанье с морем», «Поединок», «Атакуют Кириченковцы», «По следам оккупантов», «Атака в Кубанских плавнях», «Бой в горах Кавказа», «Бой в Керчи», «Артиллеристы под Сапун-Горой в 1942 г.», «Капитуляция» и многие другие были приобретены Центральным музеем Красной Армии, Государственным артиллерийским музеем в г. Ленинграде и т.д.
В ночь с 3-го на 4-е ноября 1949 г. по ложному доносу М.Н. Домащенко был арестован, осужден решением Особого совещания на 8 лет и отбывал наказание в Кайском районе Вятлага (Кировская обл.). Находясь в заключении, в свободное от работ на лесоповале время он продолжал рисовать и писать этюды и эскизы будущих картин на обратной стороне «миллиметровки», на оберточной бумаге, на картонках и фанере (всего около сорока шт.). Во время его заключения все картины, находившиеся в ДКА СКВО, были порезаны и сожжены, как «картины врага народа». Те работы, которые были в Центральном музее Советской Армии, чудом избежали этой участи, были спрятаны работниками музея в подвальном помещении, но, к несчастью, были повреждены при прорыве отопительной системы. Часть картин и рисунков, выполненных в годы войны, сохранилась; судьба остальных - неизвестна.
После возвращения из лагерей и реабилитации (в 1956 г.) М.Н. Дома-щенко уже не мог по состоянию здоровья создавать большие работы, но продолжал трудиться над военной тематикой: «Разгром немцев под Москвой. 1941 г.», «13-я погранзастава 22 июня 1941 г.», «Выстрел с чужого берега», «После штурма высоты». Им были также написаны около ста пейзажей в Подмосковье и в горах Кавказа, где прошла его боевая молодость. Одновременно он занимался преподавательской деятельностью в студии самодеятельных художников из числа солдат, офицеров и генералов Советской Армии при Студии им. Грекова, которым он передавал свой опыт, знания и любовь к Родине и Армии. В числе его бывших учеников были лауреаты, обладатели медалей Всесоюзных конкурсов самодеятельных художников СССР в Манеже: полковник - строитель О.Д. Войко (обладатель трех золотых медалей), подполковник-инженер А.Г.Полетаев, генерал-майор, Начальник одного из управлений Генштаба СССР П.П. Митрясов и др.
Умер ветеран Гражданской и Великой Отечественной войн, Почетный грековец, кавалер орденов Боевого Красного знамени, Отечественной войны 1-ой и 2-ой степеней Марк Николаевич Домащенко 26 апреля 1988 г. и был похоронен в Москве на Хованском кладбище с почетным караулом и салютом.
Музеи: ...
|