| |
БЕНУА А. Н. __________________ BENUA AlexanderБенуа Александр Николаевич 1870-1960
Бенуа Александр Николаевич, 21 апреля 1870 Санкт-Петербург - 9 февраля 1960
Париж. Русский художник, театральный деятель, историк и критик искусства; основоположник объединения "Мир искусства".
Родился в Санкт-Петербурге 21 апреля (3 мая) 1870 в семье известного зодчего Н.Л.Бенуа. Учился в петербургской Академии художеств (1887), но основные навыки живописи получил от брата Альберта, акварелиста и архитектора. Блестящий эрудит и общественник, был главным инициатором создания журнала "Мир искусства" (с 1898), а затем и одноименного кружка художников. Пребывая в романтической оппозиции к современности, вдохновлялся стариной, черпая сюжеты для своих акварелей и гуашей в основном в 18 в. Во время частых поездок во Францию создал большую меланхолично-гротескную акварельную серию "Последние прогулки Людовика XIV" (1897-1898), утвердившую за ним славу "певца Версаля". Тонким поэтическим историзмом отмечены и его образы русской истории и литературы (гуаши для издания "Русская история в картинках", 1907-1910; иллюстрации к "Пиковой даме", 1899 и 1910, и "Медному всаднику", 1903-1922, А.С.Пушкина).
В 1894 Бенуа впервые выступил как историк искусства, написав главу о русских художниках для немецкого издания "Истории живописи 19 века" Р.Мутера (1894). Был автором "Истории русской живописи в 19 веке" (1902), "Русской школы живописи" (в 10 выпусках, 1904-1906) и "Истории живописи всех времен и народов" (в 4 томах, 1912-1917; издание не завершено). Основал и редактировал журнал "Художественные сокровища России" (1901-1903), активно сотрудничал в журналах "Старые годы", "Московский еженедельник", газетах "Слово" и "Речь" (особенно значительны его "Художественные письма" в кадетской "Речи", 1908-1917). Впервые столь масштабно обосновав как историк национальную самобытность и международные связи русского искусства нового времени, Бенуа как критик-публицист выражал тревогу об отсутствии классического "большого стиля" современности, боролся против вандализма в отношении к памятникам старины.
С 1907 много работал как художник сцены, в первую очередь для М.М.Фокина (Мариинский театр), а также С.П.Дягилева (в 1909-1911 был художественным директором "Русских сезонов"). В своей сценографии (балет Н.Н.Черепнина "Павильон Армиды" в Мариинском, 1907; "Петрушка" И.Ф.Стравинского в парижском театре Шатле, 1911; и др.) продолжил традицию "живописного театра", придав ей невиданную драматическую остроту. В 1913-1915 - главный художник Московского художественного театра; осуществил несколько постановок вместе с К.С.Станиславским и В.И.Немировичем-Данченко (лучшими из них считаются "Маленькие трагедии" А.С.Пушкина, 1914-1915).
После Февральской революции 1917 сперва активно вовлекся в реформы культурной жизни и музейную работу (в 1918 возглавил Картинную галерею Эрмитажа, издав ее новый каталог), по-прежнему выступал как художник книги и театра, участвовал в выставках. В 1926, не вернувшись из очередной командировки, обосновался в Париже. Верный историко-романтической стилистике "Мира искусства", плодотворно сотрудничал с театрами разных стран мира, в том числе с Парижской оперой (1927-1934) и миланским театром "Ла Скала" (1947-1956); как критик продолжал свои "Художественные письма" в газете "Последние новости" (1930-1936). Написал "Мои воспоминания" (1955), тонко воссоздающие атмосферу русского "серебряного века".
Умер Бенуа в Париже 9 февраля 1960.
(По материалам www.art-catalog.ru)
Музеи: ГТГ; ГРМ; Нац. худ. музей Респ. Беларусь, Минск; Курская гос. картинная галерея им. А.А.Дейнеки, Курск; Всероссийский музей А.С.Пушкина, Санкт-Петербург; Омский обл. музей изобр. искусств им. М.А.Врубеля, Омск; Ивановское объединение худ. музеев, Иваново; Национальная галерея Армении, Ереван.
|
Творчество:
Павильон. 1906. |
Маскарад при Людовике 14. 1898.
|
Летний сад при Петре Великом. 1902. |
Карнавал на Фонтанке.
|
Версаль. У Курция. 1898. Бум. Акв. 31,7x46,9. (Нац. худ. музей Респ. Беларусь, Минск). |
Петергоф. 1900. Бумага, пастель. 45,5x50. (Курская гос. картинная галерея им. А.А.Дейнеки, Курск). |
Медный всадник. 1916. Бумага, тушь, перо, кисть. 34x32,4. (Всероссийский музей А.С.Пушкина, Санкт-Петербург). |
Версаль. 1905. (Омский обл. музей изобр. искусств им. М.А.Врубеля, Омск). |
Итальянская комедия. 1905. Ивановское объединение худ. музеев, Иваново). |
Итальянская комедия. 1906. Х.бум. масло. 68,5x101. Гос. Русский музей, Санкт-Петербург). |
Купальня маркизы. 1906. |
Свадебная прогулка. 1906. |
Петергоф. Главный фонтан. 1942.
|
Китайский павильон. Ревнивец. 1906. Бум. гуашь. 50,7x53,5. (ГТГ, Москва). |
Прогулка короля. 1906. К., гуашь, акв., золотая краска, серебряная краска, перо, карандаш. 48x62. (ГТГ). |
Фантазия на Версальскую тему. 1906. Бум., гуашь. 49,6x67,7. (ГТГ). |
Парад при Павле I. 1907. Бум., гуашь, акв. 59,6x82 . (ГРМ, Санкт-Петербург). |
Набережная Рей в Базеле в дождь. 1902. |
Итальянская комедия. «Любовная записка». 1907.
|
Аполлон и Дафна. 1908. Картон, гуашь. 70,5x103. (ГРМ, Санкт-Петербург). |
Париж. Каррузель. 1927. Бум. Акв. 23x30. |
Версаль. Бум. Гуашь. 44x64. (Национальная галерея Армении, Ереван). |
Весенний день в Трианоне. 1921. (ГТГ, Москва). |
Фотографии:
Л. Бакст. Портрет А. Н. Бенуа. 1898 г. |
Выставки:
1923 г. Ленинград: ВЫСТАВКА ОРИГИНАЛЬНЫХ РИСУНКОВ ПЕТРОГРАДСКИХ КНИЖНЫХ ЗНАКОВ
1927 г. Москва: РУССКИЙ РИСУНОК ЗА ДЕСЯТЬ ЛЕТ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
Литература:
|
Copyright © МАСЛОВКА - художники, картины, биографии, фотографии. Живопись, рисунок, скульптура. 20-й век Все права защищены. Опубликовано: 2008-05-19 (17390 Прочтено) [ Назад ] |
|
|