| |
КАНЕВСКИЙ А. М. _____________ KANEVSKIY AminadavКаневский Аминадав Моисеевич 1898-1976
Аминадав Моисеевич Каневский, график, народный художник РСФСР (1966), член-корреспондент АХ СССР (1962).
Родился в уездном украинском городе Елисаветграде (Кировоград). В 1921 году из воинской части Каневский был командирован учиться во ВХУТЕМАС и в 1924 году, по окончании рабфака, принят на его графический факультет. Учился у П.Я.Павлинова, Н.Н.Купреянова, В.А.Фаворского, Д.С.Моора.Член Ассоциации художников революционной России.
Первые рисунки Каневского появились в печати в том же 1924 году, в журнале "Безбожник у станка". В конце двадцатых постоянно работал в журналах "Пионер" и "Даешь", в газете "Комсомольская правда", с середины 30-х - в "Крокодиле". Многие поколения наших сограждан выросли на книгах, иллюстрированных этим художником. Рисунки к "Золотому ключику, или Приключениям Буратино" А. Н. Толстого, увидевшие свет в конце 40-х годов и с тех пор многократно переиздававшиеся, органически соединились с текстом книжки, полной сказочного очарования и лукавого юмора. В те же годы были сделаны иллюстрации к "Мойдодыру" и "Тараканищу" К. И. Чуковского, чуть позднее были проиллюстрированы "Кошкин дом" и "Вот такой рассеянный" С. Я. Маршака, книги А. Л. Барто и С. В. Михалкова, "Сатира" В. В. Маяковского, "Веселая семейка" и "Витя Малеев в школе и дома" Н. Н. Носова...
Помимо книжных и журнальных рисунков, традиционно представляющих богатое творческое наследие Аминадава Каневского, сохранились почти не известные зрителю его станковые произведения 1930-1960-х годов, свободно и уверенно выполненные в технике акварели. Эти вещи раскрывают личность известного художника с весьма неожиданной стороны, обнаруживая в нем мастера лирического пейзажа и талантливого портретиста.
|
Нефтелавка. 1920-е. Б., акв. 26х34,8 см. (Из коллекции Юрия Петухова) |
Играют в карты в общежитии ВХУТЕМАСа. 1920-е. Б., тушь, перо. 31,8х46 см.(Из коллекции Юрия Петухова) |
В общежитии ВХУТЕМАСа. 1920-е. Б., тушь, перо. 29х41,5 см.(Из коллекции Юрия Петухова)
|
Художник А.Комаров. 1920-е. Б., уголь. 88х63,8 см.(Из коллекции Юрия Петухова)
|
На занятиях ВХУТЕМАСа. 1920-е. Б., акв. 33,8х26,2 см.(Из коллекции Юрия Петухова)
|
Молодой художник. 1920-е. Б., уголь, сангина. 87,5х63,8 см.(Из коллекции Юрия Петухова) |
Художница Ада Наумовна Варнавицкая. 1920-е. Б., уголь. 88,2х63,8 см.(Из коллекции Юрия Петухова)
|
Натурщица в сарафане. 1920-е. Б., уголь. 87,8х63,7 см.(Из коллекции Юрия Петухова)
|
Старик-натурщик. 1920-е. Б., уголь. 88х63,8 см.(Из коллекции Юрия Петухова) |
Домработница. 1920-е. Б., уголь. 88х63,8 см.(Из коллекции Юрия Петухова) |
Портрет Георгия Нисского. 1920-е. Б., уголь. 88х64 см.(Из коллекции Юрия Петухова) |
Портрет неизвестного в кресле. 1920-е. Б., уголь. 88х64 см.(Из коллекции Юрия Петухова) |
Художник А.Комаров. 1920-е. Б., уголь. 87,5 х 63,8 см.(Из коллекции Юрия Петухова) |
На завалинке. 1928. Б., акв. 65,3х65 см.(Из коллекции Юрия Петухова) |
Повозка под деревом. 1920-е. Б., акв. 26,5х35,5 см.(Из коллекции Юрия Петухова)
|
Художник А.Комаров по кличке "Могэс". 1930-е. Б., акв. 40х29,8 см.(Из коллекции Юрия Петухова) |
Подросток с Масловки. 1930-е. Б., уголь. 86,2х61,2 см. (Из коллекции Юрия Петухова) |
Молодой папаша. 1930-е. Б., кар., акв. 65,2х65,1 см.(Из коллекции Юрия Петухова) |
За столом. 1930-е. Б., карт., акв. 87,2х61,5 см.(Из коллекции Юрия Петухова) |
Мать. 1930-е. Б., кар., акв. 71,5х51,8 см.(Из коллекции Юрия Петухова) |
За чтением. 1930-е. Б., кар., акв. 66,8х49,6 см.(Из коллекции Юрия Петухова) |
Рыжая. 1930-е. Б., кар., акв. 72,3х53,4 см.(Из коллекции Юрия Петухова) |
Девушка у стола. 1930-е. Б., кар., акв. 69,2х49,6 см.(Из коллекции Юрия Петухова) |
Художник Ювеналий Коровин. 1930-е. Б., уголь. 83,4х59,2 см.(Из коллекции Юрия Петухова) |
Старик с теннисной ракеткой. 1930-е. Б., уголь. 87,6х63,4 см.(Из коллекции Юрия Петухова) |
Натурщица с тяжелым взглядом. 1930-е. Б., уголь. 87,8х64,5 см.(Из коллекции Юрия Петухова) |
Старик на стуле. 1930-е. Б., уголь.(Из коллекции Юрия Петухова) |
Нянька. Рисунок для журнала. 1930-е. Б., акв., тушь, перо. 35,8х27,1 (из собрания Баума Леджеева). |
Типаж. 1930-е. Б., тушь, кисть. 35,3х26,7 см.(Из коллекции Юрия Петухова) |
Две девочки. 1930-е. Б., уголь. 66х90,6 см.(Из коллекции Юрия Петухова)
|
Портрет неизвестного. 1930-е. Б., карт., акв. 31,8х22,8 см.(Из коллекции Юрия Петухова) |
Портрет неизвестного. 1930-е. Б., акв. 53,8х36,1 см.(Из коллекции Юрия Петухова) |
Баума Леджеев. 1932(Из коллекции Юрия Петухова) |
Перед дождем. 1937(Из коллекции Юрия Петухова) |
Кукрыниксы. 1932. Б., тушь, перо. 47,6х60 см.(Из коллекции Юрия Петухова) |
Девочка с собакой. 1930-е. Б., тушь, перо. 22х31,8 см.(Из коллекции Юрия Петухова) |
Кукрыниксы. Фрагмент. 1932.(Из коллекции Юрия Петухова)/TD> |
Петушиная идиллия. 1932. Б., тушь, перо, акв. 64,5х64 см.(Из коллекции Юрия Петухова) |
Сильная и мощная диктатура пролетариата. 1933, 69х107
|
Московский троллейбус. 1934. Б., тушь, перо. 43,4х31,8 см. Ярославский худ. музей.
| Ремонт электросетей. 1934. Б., тушь, перо. 40,1х26,9 см.(Из коллекции Юрия Петухова)
|
На берегу реки Вори. 1936.
|
Столыпинская реформа. 1940.
|
| Иллюстрации к А.Н.Толстому. "Золотой ключик, или приключения Буратино". 1950.
|
|
Иллюстрация к Н.В.Гоголю "Иван Федорович Шпонька и его тетушка". 1951
|
Иллюстрация к А.П.Чехову. "Пересолил". 1946 |
Серенький козлик. 1969 |
Иллюстрация к Н.В.Гоголю. 1950
|
Иллюстрация к Н.В.Гоголю "Майская ночь или утопленница". 1952. |
Иллюстрация к Н.В.Гоголю. 1950
|
Иллюстрация к Н.В.Гоголю "Сорочинская ярмарка". 1954
|
Иллюстрация к Н.В.Гоголю "Сорочинская ярмарка". 1954 |
Иллюстрация к Н.В.Гоголю "Сорочинская ярмарка". 1954 |
Иллюстрация к Н.В.Гоголю "Сорочинская ярмарка". 1954 |
|
|
|
Иллюстрации к С.Я.Маршаку "Вот какой рассеянный". 1955
|
Иллюстрация к Н.В.Гоголю. 1950 |
|
|
| Иллюстрации к М.Е.Салтыкову-Щедрину. "За рубежом". 1934-1935 |
Сыночек вернулся с петухами. 1964 |
Карась-идеалист. (М.Е.Салтыков-Щедрин. "Сказки"). 1939 |
Иллюстрация к А.П.Чехову. "Хирургия". 1946 |
На Масловке. Знакомство. 1932
|
Временное правительство. 1940 |
Звонарь. 1956 |
На берегу озера. 1957
|
Иллюстрация к С.Я.Маршаку. "Кошкин дом". 1955 |
Слон в гостях у мышки. 1968
|
Граждане отдыхают. 1920-е гг. Б.,кар.,тушь,перо,кисть,26,8х36,4
|
У окна. Март. 1965. |
|
Фотографии:
Первая выставка рабфака. 1929. Слева направо: сидят – М. Райская, М. Недбайло, Ю. Брауде; стоят – Е. Давидович, А. Каневский, С. Чуйков, В. С. Балихин (преподаватель), И. Рубанов. |
Выставки:
1932 г. Ленинград: ЮБИЛЕЙНАЯ ВЫСТАВКА «ХУДОЖНИКИ РСФСР ЗА 15 ЛЕТ»
1932 г. Москва: ВЫСТАВКА «ПЛАКАТ НА СЛУЖБЕ ПЯТИЛЕТКИ» (ПЕРВАЯ ВСЕСОЮЗНАЯ ВЫСТАВКА ПЛАКАТА)
1933 г. Москва: ОБОРОННАЯ ВЫСТАВКА ОСОАВИАХИМА, ПОСВЯЩЕННАЯ XV ГОДОВЩИНЕ КРАСНОИ АРМИИ (Живопись, графика, скульптура)
1934 г. Выставки за границей: МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА ПЛАКАТА
1934 г. Москва: ВЫСТАВКА ПЛАКАТА «ДЕСЯТЬ ЛЕТ БЕЗ ЛЕНИНА ПО ЛЕНИНСКОМУ ПУТИ»
1936 г. Москва: ВЫСТАВКА СОВЕТСКОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕЗА V ЛЕТ (1931-1936)
1937 г. Москва: ПЕРВАЯ ВЫСТАВКА АКВАРЕЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1938 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ВЫСТАВКА СОВЕТСКОЙ САТИРЫ МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1938 г. Москва: ВЫСТАВКА МАСТЕРОВ СОВЕТСКОЙ САТИРЫ
1939 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1939 г. Москва: ШЕСТАЯ ВЫСТАВКА СОЮЗА МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1940 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ МОСКОВСКИХ И ЛЕНИНГРАДСКИХ ХУДОЖНИКОВ ПО ГОРОДАМ ПОВОЛЖЬЯ
1940 г. Москва: ВЫСТАВКА РИСУНКА, ИЛЛЮСТРАЦИЙ И ПЛАКАТА
1940 г. Украинская ССР: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖНИКОВ МОСКВЫ И ЛЕНИНГРАДА
1941 г. Москва: ВЫСТАВКА ЛУЧШИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1942 г. Москва: ВЫСТАВКА «ПЛАКАТ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»
1943 г. Москва: «ГЕРОИЧЕСКИЙ ФРОНТ И ТЫЛ». ВСЕСОЮЗНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА
1944 г. Москва: ВЫСТАВКА ИЛЛЮСТРАЦИЙ К БАСНЯМ И. А. КРЫЛОВА
1945 г. Москва: ВЫСТАВКА ИЛЛЮСТРАЦИЙ К "БИБЛИОТЕКЕ КРАСНОФЛОТЦА"
1946 г. Выставки за границей: ВЫСТАВКА ГРАФИКИ, АКВАРЕЛИ И РИСУНКА СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1946 г. Москва: ВСЕСОЮЗНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА
1947 г. Латвийская ССР: ВЫСТАВКА СОВЕТСКОЙ ГРАФИКИ
1947 г. Литовская ССР: ВЫСТАВКА СОВЕТСКОЙ ГРАФИКИ
1947 г. Москва: ГОДОВАЯ ОТЧЕТНАЯ ВЫСТАВКА ДЕТГИЗА
1947 г. Эстонская ССР: ВЫСТАВКА СОВЕТСКОЙ ГРАФИКИ
1948 г. Москва: ВЫСТАВКА АКВАРЕЛИ И ГРАФИКИ МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1948 г. Украинская ССР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА СОВЕТСКОЙ ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ
1949 г. Латвийская ССР: ВЫСТАВКА СОВЕТСКОГО ПЛАКАТА
1949 г. Литовская ССР: ВЫСТАВКА ХУДОЖНИКОВ СОВЕТСКОГО ПЛАКАТА
1949 г. Москва: ТРЕТЬЯ ВЫСТАВКА КНИГИ И ГРАФИКИ ГОСЛИТИЗДАТА
1950 г. Москва: ПЕРВАЯ ВСЕСОЮЗНАЯ ВЫСТАВКА КНИГИ, ГРАФИКИ И ПЛАКАТА
1951 г. Москва: ВЫСТАВКА ХУДОЖНИКОВ САТИРЫ
1952 г. Автономные республики, края и области: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1952 г. Ленинград: ВЫСТАВКА, ПОСВЯЩЕННАЯ Н. В. ГОГОЛЮ (К 100-летнга со дня смерти)
1952 г. Москва: ВЫСТАВКА СОВЕТСКОЙ САТИРЫ
1953 г. Москва: ВЫСТАВКА РАБОТ МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ САТИРЫ
1953 г. Туркменская ССР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
Персональные выставки:
1940 г. Персональная выставка.
Список книг, проиллюстрированных А.М. Каневским
(Материалы взяты из буклета: Аминадав Моисеевич Каневский. М., Фонд "Modern Art Consulting", 2006)
1930
Б.А.Ивантер «Большевистский рапорт»
1934
А.Л. и П.С.Барто «Девочка-ревушка» (варианты - 1935,1954,1956);
А.Л.Барто «Мальчик-наоборот» (вариант — 1936)
1935
М.Е.Салтыков-Щедрин «Помпадуры и помпадурши»;
М.Гершензон «Всезнайкины загадки»
1936
С.В.Михалков «Дядя Степа»;
А.С.Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде» (варианты - 1949 и 1950; переизд. - 1955, 1958,1959);
В.В.Маяковский «Избранные стихи» (переизд. - 1956)
1939
М.Е.Салтыков-Щедрин «За рубежом»
1940
К.И.Чуковский «Так и не так»
1943
А.Н.Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (варианты - 1950; переизд. - 1946,1948 и др.);
А.П.Чехов «Лошадиная фамилия»;
К.И.Чуковский «Чудо-дерево»
1944
А.Т.Твардовский «Василий Теркин»;
К.И.Чуковский «Мойдодыр» (переизд. - 1950,1960,1964,1966,1977,1982 и др.);
И.А.Крьшов «Басни»;
Н.В.Гоголь «Повести»
1945
К.И.Чуковский «Тараканище» (варианты - 1953,1964)
1946
С.В.Михалков «Басни» (переизд. — 1952, вариант — 1976);
Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» (варианты - 1947,1954,1966)
1947
А.П.Чехов «Веселые рассказы»;
Н.В.Гоголь «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иван Никпфоровпчем (варианты - 1950,1952)
1952
Н.В.Гоголь «Миргород»
1954
А.Л.Барто «Дедушкина внучка» (переиздана — 1959)
1955
С.Я.Маршак «Кошкиндом»
1956
С.Я.Маршак «Воткакой рассеянный» (варианты - 1957,1959)
1960
С.Я.Маршак «Вакса-Клякса» (переизд. - 1969)
1961
А.Л.Барто «Сломанная табуретка»;
К.И.Чуковский «Сказки»
1964
В.В.Маяковский «Сатира» (переизд. — 1969);
С.В.Михалков «Облака»;
С.Я.Маршак «Сатирические стихи»
1968
А.Л.Барто «Леночка с букетом» (переизд. — 1981)
1970
Н.Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома»;
С.В.Михалков «Вчера, сегодня, завтра»
1973
Н.Н.Носов «Веселая семейка»
1976
С.В.Михалков «Вчера, сегодня, завтра...»
Литература:
АННА ЧУДЕЦКАЯ
Судьба была благосклонна к Аминадаву Каневскому. Он прожил долгую жизнь, его творчество было в полной мере востребовано. Он получил почти все возможные для советского времени награды и звания, стал академиком. Тиражи книг с его иллюстрациями исчислялись миллионами, несколько поколений советских людей искали его рисунки, открывая журнал "Крокодил". Аминадав Моисеевич по праву считается одним из крупнейших мастеров отечественной сатирической графики. 0 его известности можно судить даже по такому почти анекдотическому факту: в 1960 годы некий аферист однофамилец художника, пользуясь этим совпадением, получал заказы в издательствах, выдавая себя за того самого Каневского. История детства и отрочества Каневского могла бы стать сценарием кинофильма, про мальчишку, родившегося в уездном украинском городке в бедной многодетной семье. Учеба в гимназии бьша роскошью, с 12 лет пришлось подрабатывать, сперва помощником фотографа, потом мальчиком на побегушках, подсобником на заводе в Екатеринославле, у кустаря-игрушечника - выпиливая и раскрашивая фанерных зверей и птиц.
Каневский успел повоевать еще в Первую мировую: в январе 1917 года был призван на воинскую службу, летом того же года вернулся. А в 1920-ом ушел добровольцем в Красную Армию. И всегда и везде рисовал. Сохранился альбом его рисунков 1917 года, где в наивных набросках Каневский уже обнаруживает свою острую наблюдательность. С самых первых опытов легко заметить его дар - подметить и в лаконичном рисунке воспроизвести достоверную пластическую характерность человека, зверя, предмета, пейзажа. Когда зритель невольно воскликнет: "Всего одна линия, да ведь как точно!" Этот талант оценили в воинской части, где служил Каневский, и откуда в 1921 году он был командирован в Москву, во ВХУТЕМАС.
В 1920-е годы ВХУТЕМАС был уникальным учебным заведением, где опыт русского беспредметного искусства перерабатывался для нужд промышленности и агитационного искусства. Не будет преувеличением сказать, что теоретические и практические достижения преподавателей ВХУТЕМАСа, направленные на постижение универсальных законов художественной формы, внесли весомый вклад в становление мирового дизайна 20 века. Конструктивист, мастер фотомонтажа Алексанрд Родценко был деканом первого, начально-подготовительного отделения, где студентам предлагалось знакомиться с такими дисциплинами, как пространство, цвет, форма. На это отделение и поступил 22-летний красноармеец Каневский. Его опыт и система вкусов, сам характер дарования затрудняли восприятие формальных дисциплин. Художник впоследствии с иронией вспоминал о занятиях, на коорых студентам предлагалось превратить натюрморт в абстрактную композицию. Каневский проявлял себя в карикатурах, высмеивающих профессоров-беспредметников, но при этом учился хорошо, и в 1924 году поступил на один из 8-ми основных факультетов ВХУТЕМАСа - графический, где деканом был Владимир Фаворский, преподавали Николай Купреянов и Павел Павлинов. Особое внимание на факультете уделялось техникам гравюры, ксилографии, линогравюре. Студент Каневский предпочитал свободный рисунок, и потому не удивительно, что наиболее близкие отношения сложились у Каневского с Дмитрием Стахиевичем Моором. Автор легендарных плакатов "Помоги" и "Ты записался добровольцем?" с 1922 года активно работал как педагог, и Каневский станет одним из его любимых учеников, под его руководством выполнит дипломную работу и по его рекомендациям станет работать в журналах…
Именно в этот, ВХУТЕМАСовский период жизни Каневским были сделаны серии зарисовок: натурщики в студии ("Старик-натурщик", "Натурщица с тяжелым взглядом", "Натурщица в сарафане", 1920-е), товарищи по учебе, по общежитию ("В общежитии ВХУТЕМАСа", "Играют в карты в общежитии ВХУТЕМАСа", 1920-е и др.) Это портреты соучеников-художников, в том числе Георгия Нисского, который в ту пору учился на живописном факультете в А.Древина и Р.Фалька, а потом в течение долгих лет был соседом Каневского по дому художника на Масловке. Эти рисунки, созданные в пору становления мастера, обладают особым обаянием. Подкупает то жизнелюбие, та смесь оптимизма, озорства и увлечения, с которыми молодой художник смотрит на натуру. Каневский пробует разные материалы - это и уголь, и сангина, и тушь, и чернила, и акварель. Становится очевидно, что уроки формальных дисциплин были усвоены в нужной мере. Они видны в том, как располагается на листе фигура, как белый фон бумаги становится насыщенным воздухом пространством, как прочитывается конструкция в скупых и точных линиях рисунка, как складываются убедительные и энергичные образы.
Рисунки 1920-х годов являют творческий этап, на котором происходит освоение пространства листа, оттачиваются изобразительные приемы, оформляется индивидуальный стиль художника, который потом будет так хорошо узнаваем.
Каневский с достоверной точностью сумел запечатлеть и характер своего времени. Более поздние зарисовки ("Ремонт электросетей", 1934 г., "Московский троллейбус", 1934 г., "Девочка с собакой", 1930-е гг.) могут поспорить с документальными фоторафиями московской жизни первой половины 1930-х годов.
Внимательное и увлеченное изучение натуры раскрыло еще одну сторону дарования художника: это умение разыграть забавный сюжет, суть которого заключена в самой пластике рисунка. "Петушиная идиллия" (1932) представляет население курятника как модель человеческого общества. Неистощимое множество характерных типажей, смешных деталей, избыточная изобразительная информация ошеломляют. Пристальное и живое внимание позволяло Каневскому сканировать те почти неуловимые, но чрезвычайно важные движения, которые выявляют психологические мотивы. То же живое внимание, однако, не позволяло раз и навсегда разделить всех персонажей на положительных и отрицательных, на черных и белых - оно заставляло видетьсимпатичное в негодяях и забавное в героях. Привычка точно изображать то, что подмечает его острый глаз, давала художнику возможность создавать яркое и полнокровное искусство, не скатываясь ни до уровня политической агитки, ни до сентиментального бытописания.
Возможно, благодаря этому качеству Каневский и не стал официальным художником. Своими точными, наполненными добротой и неистребимым жизнелюбием рисунками Каневский снискал любовь огромного количества зрителей, так что его звание народный художник вполне соответствует действительности.
(Материалы взяты из буклета: Аминадав Моисеевич Каневский. М., Фонд "Modern Art Consulting", 2006)
|
Copyright © МАСЛОВКА - художники, картины, биографии, фотографии. Живопись, рисунок, скульптура. 20-й век Все права защищены. Опубликовано: 2004-11-22 (37502 Прочтено) [ Назад ] |
|
|