| |
ХРИСТЕНКО Н. П. _______________ KHRISTENKO NikolayХристенко Николай Павлович 1897-1993
Статья из каталога персональной выставки 1973 года. Москва:
Николай Павлович Христенко родился в 1897 г. в Быково-Хуторах на берегах нижней Волги, Астраханской губ.
В 1913 году он успешно выдержал экзамен в художественную школу в г. Казани, которая находилась в ведении Российской императорской академии художеств и была укомплектована очень хорошими преподавателями. Окончив Художественный институт в 1922 году, Николай Павлович стал на путь художника-профессионала и художника-педагога. Он - педагог и воспитатель в средней общеобразовательной школе, руководит в красноармейской студии рисунком и кружками рабочей молодежи по изоискусству, читает лекции по пластической анатомии при штабе запаса Красной Армии в г. Казани. Он в то же время является участником многих художественных выставок как в СССР, так и за рубежом.
В кипучее время революции и дни ахровского движения Николай Павлович являлся одним из активнейших сторонников реалистической школы в изобразительном искусстве и его пропагандистом как в г. Казани, так и в г. Москве, куда он переехал в 1924 г. Борьба с формализмом и отрицателями станкового искусства, борьба за реализм переходила на высшую ступень совершенствования качественных достоинств художника и мастера.
Первая выставка, где Николай Павлович представил свои работы была в г. Казани в 1922-23 году, затем в г. Москве на выставке - «Революция, жизнь и труд» в 1925 году. Ряд картин Николай Павлович написал на тему Кавказа и Дагестана: "Свадьба в ауле Дагестана", "Орджоникидзе и Назаретян среди партизан на Кавказе", "Осоавиахимовцы на Кавказе", "Кумычка", "Вожатый пионеров". Указанные работы экспонировались на выставках, репродуцировались в печати, кар¬тина "Свадьба в ауле Дагестана" находилась на одной из выставок в Германии.
К кавказскому периоду относится и картина "К.Е. Ворошилов и С.М. Буденный после охоты". Материалы и этюды к картине Николай Павлович собирал в охотничьих угодьях близь г. Нальчика на Кавказе в 1930-31 гг. К юбилейной выставке РККА он выполнил портрет К.Е. Ворошилова. К освоению северного полюса Николай Павлович написал портрет летчика Леваневского. Картина "Ударники тракторного завода в г. Сталинграде" выполнялась по заданию кооперативного товарищества, которая экспонировалась на выставке в музее им. А.С. Пушкина в 1938 году (издана в печати).
Картины "Отступление немцев", "Комиссар ведет отряд в бой", "Атака партизан в Западной Украине" выполнялись по заданию музея Революции СССР г. Москвы в 1942-44 гг. Большая картина - панно "Заседание Верховного Совета СССР" выполнялась авторами: Г.К. Савицким, А.В. Моравовым и Н.П. Христенко по заданию правительственных органов для международной выставки в Нью-Йорке (размер картины-панно - 13x8,5 м. год выполнения 1939).
В период с 1921 по 1931 гг. проводилась работа по сибиранию художественного материала к созданию панорамы "Штурм Перекопа". Панорама была издана в специальном сборнике с достаточно полной аннотацией. Центральное 30-ти метровое сферическое полотно, "Штурм Турецкого вала" и весь собранный авторами Г.К. Савицким, В.Б. Ерановым и Н.П. Христенко историко-художественный материал был зверски уничтожен немецко-фашистскими войсками в г. Симферополе, где экспонировалась панорама.
С 1948 года по 1953 год включительно Николай Павлович преподавал рисунок и возглавлял кафедру академического рисунка в МВХПУ (б. Строгановское), его педагогическая деятельность и методическая направленность исходила из принципиально-реалистических установок в изобразительном искусстве.
В 1973 году исполнилось 25 лет учебно-педагогической деятельности Николая Павловича Христенко в ВУЗах.
|
Краткая биография из каталога худ. выставки «15 лет РККА». Москва 1933 г.
Христенко Николай Павлович (1897) учился в Казанской художественной школе и в Художественном институте под руководством Н. И. Фешина. Со времени приезда в Москву участник выставок АХР и ССХ.
Участвовал на выставке к десятилетию РККА.
(Картина: «Осоавиахимовцы за изучением военной техники». Масло.)
|
Творчество:
Осоавиахимовцы в ауле. |
Старик. 1959. Уголь |
Портрет профессора Н.Н. Соболева. 1957. Уголь |
Предгорье. Картон, масло. |
Портрет худ. В.С. Сварога. 1943. Х.М. |
Женская голова.1969. Уголь |
Портрет худ. В.В. Мешкова. 1960. Уголь |
На Волге |
На даче в Звенигороде |
Портрет дочери Галины. Холст, масло |
Натюрморт с розами. Холст, масло |
Золотая осень. Холст, масло |
Лето |
Летний букет |
Дом в Тарусе |
Натурщица |
Церковь в селе Коломенское. Холст, масло. |
Натурщица. Холст, масло. |
Розы. 1968. Холст, масло. |
Фотографии:
Ученики 5-го класса художественной школы, Казань. В. Дубровинъ, А. Кариневъ, М. Балагушинъ, Н. Михайловъ, Г. Спиридоновъ, Н. Никольская, Н. Христенко, С. Париловъ. 7 февраля 1917 г. |
Живописный класс художественно-промышленных учебных мастерских, г. Мстёра, Владимирская обл. Преподаватели Е.А. Калачёв и О.А. Модоров. 1919-1920 г. |
Д.К. Жилинский, П.А. Радимов, Н.П. Христенко, 1923 г. |
Стоят слева направо - В.Н. Перельман, Б.Н. Яковлев, Я.А. Башилов; сидят - А.В. Григорьев, П.А. Радимов, Е.А. Кацман, Н.П. Христенко. Москва, АХРР, 1923 г. |
Н/у, Анна Григорьевна Бакланова (будущая жена художника), Евгения Григорьевна Григорьева (урожд. Бакланова, сестра) и Александр Владимирович Григорьев. |
Сидят слева направо - Н/у, П.П. Соколов-Скаля; стоят - А.Е. Куликов, В.П. Ефанов, Н.П. Христенко |
П. Котов, Н.П. Христенко, П. Шухмин |
Н.П. Христенко, Г.К. Савицкий и др. |
Н.П. Христенко, Георгий Константинович Савицкий, М.И. Авилов |
Г.К. Савицкий и Н.П. Христенко за работой над панорамой Штурм Перекопа |
Слева направо: В.В. Крайнев, н/у, В.П. Ефанов, Н.С. Самокш, В.Н. Кучумов, Н.П. Христенко, Г.К. Савицкий |
Н.П. Христенко, Г.К. Савицкий и В.Н. Кучумов за игрой в карты |
Н.П. Христенко на охоте на Северном Кавказе |
Н.П. Христенко на охоте |
Н.П. Христенко в Тарусе. 1955 г. |
Художники К.И. Финогенов и Н.П. Христенко |
Николай Павлович Христенко в своей квартире, 1987 г. (90 лет). |
Материалы для этой страницы любезно предоставила Галина Николаевна Христенко - дочь и хранитель наследия художника. Москва, февраль 2010 г. |
Выставки:
1920 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: 1-я ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА ИСКУССТВА И НАУКИ
1921 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: 2-я ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ, СКУЛЬПТУРЫ И АРХИТЕКТУРЫ
1922 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: КОНКУРСНАЯ (1-я) ВЫСТАВКА ДИПЛОМНЫХ РАБОТ
1922 г. Москва: ВЫСТАВКА КАРТИН, ЭТЮДОВ, ЭСКИЗОВ, РИСУНКОВ, ГРАФИКИ И СКУЛЬПТУРЫ «ЖИЗНЬ И БЫТ РАБОЧИХ» (АХРР)
1923 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ВЫСТАВКА КАРТИН ТатАХРР
1925 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: IV ВЫСТАВКА КАРТИН, СКУЛЬПТУРЫ, АРХИТЕКТУРЫ И ГРАФИКИ ТАХРР
1925 г. Москва: VII ВЫСТАВКА АССОЦИАЦИИ ХУДОЖНИКОВ РЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ «РЕВОЛЮЦИЯ, БЫТ И ТРУД»
1926 г. Ленинград: VIII ВЫСТАВКА АХРР «ЖИЗНЬ И БЫТ НАРОДОВ СССР»
1926 г. Москва: VIII ВЫСТАВКА АХРР «ЖИЗНЬ И БЫТ НАРОДОВ СССР»
1927 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ВЫСТАВКА КАРТИН РЯЗАНСКОГО ФИЛИАЛА АХРР С УЧАСТИЕМ ХУДОЖНИКОВ МОСКОВСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ АХРР «ЖИЗНЬ, БЫТ И РЕВОЛЮЦИЯ НАРОДОВ СССР»
1927 г. Москва: IX ВЫСТАВКА АХРР
1928 г. Москва: X ВЫСТАВКА АХРР (К ДЕСЯТИЛЕТИЮ РККА)
1929 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ВЫСТАВКА КАЗАНСКОГО ПЛАКАТА
1929 г. Выставки за границей: ВЫСТАВКА ХУДОЖНИКОВ АХР ОТДЕЛ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА НА ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ВЫСТАВКЕ
1929 г. Москва: XI ВЫСТАВКА АХР «ИСКУССТВО В МАССЫ»
1930 г. Москва: ВЫСТАВКА «СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В СОВЕТСКОМ ИСКУССТВЕ»
1931 г. Москва: ВЫСТАВКА «КРЫМ И КАВКАЗ —ЗДРАВНИЦЫ СССР»
1933 г. Москва: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА «15 ЛЕТ РККА»
1935 г. Москва: ВЕСЕННЯЯ ВЫСТАВКА МОСКОВСКИХ ЖИВОПИСЦЕВ
1936 г. Украинская ССР: ВЫСТАВКА КАРТИН МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1937 г. Украинская ССР: ВЫСТАВКА ЭТЮДОВ ХУДОЖНИКОВ УКРАИНЫ И МОЛДАВИИ
1938 г. Ленинград: ВЫСТАВКА ПОЛИТИЧЕСКОГО ПЛАКАТА И МАССОВОЙ КАРТИНЫ «У НАС И У НИХ»
1938 г. Москва: ВЫСТАВКА МАКЕТОВ, ЭТЮДОВ И ЭСКИЗОВ ПАНОРАМЫ И ДИОРАМ «ШТУРМ ПЕРЕКОПА»
1939 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: КИСЛОВОДСКАЯ ВЫСТАВКА КАРТИН, АКВАРЕЛИ И ГРАФИКИ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1939 г. Выставки за границей: ВСЕМИРНАЯ ВЫСТАВКА "МИР ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ"
1939 г. Москва: ВСЕСОЮЗНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА «ИНДУСТРИЯ СОЦИАЛИЗМА»
1940 г. Москва: СЕДЬМАЯ ВЫСТАВКА СОЮЗА МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ. Графика, акварель, рисунок
1941 г. Москва: ВЫСТАВКА ЛУЧШИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1942 г. Москва: ВСЕСОЮЗНАЯ ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ, ГРАФИКИ, СКУЛЬПТУРЫ И АРХИТЕКТУРЫ «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА»
1943 г. Москва: ВЫСТАВКА «ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ»
1944 г. Москва: ВЫСТАВКА "СОВЕТСКАЯ ЖЕНЩИНА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОИНЕ"
1948 г. Автономные республики, края и области РСФСР: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ МАСТЕРОВ СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА
1948 г. Москва: ВЫСТАВКА КАРТИН
1952 г. Москва: ВЕСЕННЯЯ ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1953 г. Москва: ВЕСЕННЯЯ ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1957 г. Москва: ВСЕСОЮЗНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА, ПОСВЯЩЕННАЯ 40-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
Литература:
1. Каталог выставки произведений зав. кафедрой живописи и.о. профессора Николая Павловича Христенко. Минпросвещения РСФСР, МГПИ им. В.И. Ленина, Москва, 1966 г.
2. Каталог выставки произведений Николая Павловича Христенко. МОСХ СССР, Москва, 1973 г.
Статья А. Терентьева о выставке Н.П. Христенко в МГПИ им. В.И. Ленина. Москва, 1966 г.
Выставка произведений Николая Павловича Христенко — одна из художественных выставок, проводимых в текущем году на художественно-графическом факультете Московского Государственного Педагогического Института им. В.И. Ленина. Выставка охватывает сравнительно небольшой период творческой деятельности Н. П. Христенко: главным образом это работы нескольких последних лет. Вместе с тем она достаточно полно характеризует многие существенные стороны его творчества.
У Николая Павловича Христенко богатая творческая и педагогическая биография: он участник многих художественных выставок, как в СССР, так и за рубежом, автор большого количества живописных и графических работ, находящихся в различных музеях и организациях, многие его произведения репродуцировались в журналах, газетах и издавались массовыми тиражами; в течение многих лет Н. П. Христенко ведет плодотворную педагогическую работу.
Будучи учеником выдающегося русского художника Н. И. Фешина, Н. П. Христенко получил из первых рук основы высокого профессионального мастерства, которое непрестанно совершенствовал в течение всей своей жизни, неуклонно следуя замечательным традициям русского реалистического искусства.
Н. П. Христенко является представителем той части советских художников, деятельность которых наиболее полно и интенсивно проявилась в первые десятилетия Советской власти, когда закладывался фундамент советского искусства, советской культуры.
Много времени и сил отдал Н. П. Христенко изобразитель¬ному искусству, его пропаганде среди широких масс трудящихся и красноармейцев в годы Гражданской войны и в последующее время- Заметный вклад внес Николай Павлович в деятельность художественных организаций Казани и Москвы в первые годы создания и развития творческих объединений советских художников. В 1922—23 г.г. он был председателем. Тат. АХХР (филиала Ассоциации художников Революционной России в Татарской Автономной Республике), а с 1924 г. он активный член Московского отделения АХРР, где регулярно участвует на выставках и ведет большую общественную работу.
Рука об руку с творческой деятельностью идет педагогическая работа Н. П. Христенко. Он руководил красноармейскими кружками изоискусства, рабочими изостудиями, преподавал в течение ряда лет в различных художественных вузах Москвы, в настоящее время заведует кафедрой живописи художественно-графического факультета МШИ им. В. И. Ленина.
Свой богатый опыт художника и педагога Н. П. Христенко передает студентам и аспирантам.
Творческий диапазон Н. П. Христенко—художника весьма широк. В его активе десятки картин различного содержания, разных жанров, сотни рисунков и этюдов. Среди его наиболее значительных произведений можно назвать картины «Серго Орджоникидзе среди партизан Кавказа», «К. Е. Ворошилов и С. М. Буденный после охоты», «Осоавиахимовцы в Дагестане», «Пионервожатый», «Учительница — кумычка», «Атака партизан», «Комиссар ведет в бой», «Немцы уходят», портреты А. С. Пушкина, летчика Леваневского, академика М. А. Павлова и др. Совместно с другими художниками Н. П. Христенко принимал участие в создании монументальных полотен: «Заседание Верховного Совета СССР», и панорамы «Штурм Перекопа».
Кроме того им написано большое количество портретов, натюрмортов, пейзажей, этюдов, сделано много рисунков и эскизов.
Можно без преувеличения сказать, что все творчество Н. П. Христенко базируется на исключительно правдивом, точном и выразительном рисунке, в котором художник достиг высокого совершенства.
Рисунки Н. П. Христенко отличаются подлинной профессиональной культурой, мастерством исполнения, убедительной полнотой характеристики натуры.
Рассматривая его рисунки, нельзя не заметить той хорошей, плодотворной преемственности, которая тончайшими нитями связывает работы талантливого ученика с творчеством его замечательного учителя. Н. П. Христенко много получил, занимаясь у Н. И. Фешина—виртуозного мастера рисунка.
Вместе с тем у Н. П- Христенко свой ярко выраженный индивидуальный творческий почерк, что является непремен¬ным условием самобытности каждого художника.
Н. П. Христенко создал целую галерею рисунков самого различного содержания. Особенно много и плодотворно он работал над своим излюбленным жанром — портретом.
На данной выставке представлено много интересных образцов портретного творчества Н. П. Христенко, в том числе и графических портретов.
Запоминается и впечатляет прекрасный рисунок — портрет художника В. В. Мешкова. Острая характеристика натуры, верно схваченный характер портретируемого человека, глубина психологического раскрытия образа, сочетающиеся с мас¬терским, свободным исполнением, техническим совершенством рисунка не могут оставить зрителя равнодушным. Чуть заметными штрихами, легкими полутонами лепит художник форму головы, умело акцентируя внимание зрителя на самом глав¬ном, существенном, создавая незабываемый образ пожилого художника с пытливыми, пристально смотрящими на мир глазами.
Не менее интересен рисунок головы старика-натурщика. Тонкая характеристика изображаемой модели достигается здесь еще более лаконичными, но не менее выразительными средствами- Чувствуется, что художник долго и внимательно изучал натуру и только глубоко осмыслив, постигнув характер изображаемого человека, великолепно рассказал об увиденном. Рисунок выполнен легко, непринужденно, с большим тактом и вкусом.
В этой работе очень наглядно раскрывается тонкое мастерство Н. П. Христенко-рисовальщика, свободно владеющего техникой рисунка, умело использующего его выразительные средства.
Нельзя не упомянуть и о тонко моделированном рисунке женской головы. Этот рисунок привлекает особой тонкостью характеристики натуры, великолепной передачей настроения изображаемого человека, своим особенным лирическим строем. Точная психологическая характеристика модели, передача тончайших оттенков настроения человека является, пожалуй, труднейшей задачей для художника-портретиста. Успешное решение этих задач в рисунках Н. П. Христенко лишний раз характеризует его незаурядное мастерство.
Упоминаемый рисунок необычайно привлекателен и с технической стороны, являя собой яркий образец необходимого сочетания формы и содержания, глубокого замысла художника и блестящих средств воплощения этого замысла.
Рисунок обнаженной женской модели, который мы также видим на выставке, может служить хорошим примером мастерского изображения человеческого тела в рисунке. Наряду с кажущейся легкостью, свободой выполнения рисунка, в нем угадывается внимательная работа художника над построением изображения, над конструкцией фигуры, работа, направленная на достижение максимальной выразительности рисунка при минимальном количестве применяемых средств.
В рисунке прекрасно передано движение модели, пластика тела, тонко решены светотеневые градации постановки.
Н. П. Христенко с одинаковым успехом работает разными материалами и в этом также большая привлекательность его рисунков. Однако, можно заметить, что излюбленным материалом художника в большинстве случаев остается уголь. Техника рисунка углем доведена Н. П. Христенко до совершенства. Его рисунки, сделанные углем, удивляют тонкостью и изяществом исполнения, своеобразием, пониманием особенностей материала. Эти рисунки, как правило, всегда строги и точны, тонко моделированы, свободны по технике выполнения: «Уголь — материал тонкий, а возможности его применения в рисунке—неограниченны», говорят художник и демонстрирует это в своих работах.
Воспитательное значение, активное педагогическое воздействие рисунков Н. П. Христенко на учащуюся молодежь несомненны. В его рисунках с большой убедительностью раскрываются лучшие качества реалистического рисунка, его методическая и техническая стороны. В этом одно из особых достоинств рассматриваемой выставки.
Своеобразна и интересна показанная на выставке живопись. В большинстве своем это портретные работы, а также пейзажи и этюды.
Как упоминалось выше, портрет занимает особое место в творчестве Н. П. Христенко. Именно к портрету длительное время приковано пристальное внимание художника. За большую творческую жизнь им написано немало портретов и этюдов к ним. И на этой выставке мы видели ряд портретных работ, типичных для Н. П. Христенко.
Портрет художника В. С. Сварога написан в этюдной манере, широко и свободно. Красочная гамма портрета несколько сдержанна. Художник уделяет большое внимание психоло¬гической характеристике человека, отсюда особое внимание к лицу портретируемого, тщательная живописная проработка формы головы при относительной обобщенности и этюдном лаконизме других мест портрета (что, кстати, характерно для многих портретных работ Н. П. Христенко.
Голова В. С. Сварога прекрасно нарисована и тонко моделирована, что при широко написанном фоне создает своеоб¬разный контраст, привлекает внимание зрителя к главному— характеристике изображаемого человека.
Интересно решен портрет военврача. Это один из наиболее запоминающихся портретов, экспонированных на выставке.
Широкими мазками художник уверенно лепит форму головы, обобщенно решая фон и второстепенные детали.
Острая характеристика лица, крепкий, правдивый рисунок, хорошая техника живописи обеспечили большую убедительность и выразительность портрета. Художник создал запоминающийся образ.
Очень привлекателен этюд «Девушка в красном». Непринужденная поза, своеобразно трактованное движение фигуры, смелость и широта живописи, уверенный мазок, техническое совершенство письма характерны для этой работы и создают впечатление непосредственности, жизненной правды.
В другом ключе написан «Портрет девушки, сидящей в
кресле»- Художнику удалось передать настроение задумавшейся девушки, портрет отличается лиричностью, задушевностью.
Очень тонко и разнообразно написаны многочисленные белые и серые участки холста, преобладающие в данной картине. Это одна из наиболее тонких по живописи работ на выставке.
Можно отметить также портрет художника С. И. Пичугина, как пример острой и точной психологической характеристики, строгого рисунка, внимательной проработки формы.
Из пейзажных работ хочется назвать картину «Вечерний ноктюрн», в которой автору удалось передать тихое очарование летнего вечера над рекой и берегом с лодками- Картина интересна по композиции, особенно удачно решен средний план: лодки и берег. Эта картина, как и многие другие работы Н. П. Христенко выдержана в добрых традициях русской реалистической живописи.
Интересны добротно написанные этюды «Хоста», «Цвету¬щий сад», два волжских этюда и многие другие работы ху¬дожника.
Живопись Н. П. Христенко базируется на крепком, уверенном рисунке, на высокой профессиональной культуре, на хорошей живописной технике.
Некоторым живописным работам Н. П- Христенко свойственна известная цветовая сдержанность, обусловленная по всей видимости с тем огромным вниманием к рисунку, форме, которые художник не без основания считает первостепенными.
Живописные работы Н. П. Христенко являют собой яркий пример органического единства формы и цвета, рисунка и живописи, с четко выраженной первоосновой—формой.
Методическое значение такой выставки в стенах специального высшего художественно-педагогического учебного заведения очень велико. Работы Н. П. Христенко могут послужить хорошим примером для студентов, профессионально изучающих рисунок и живопись.
Н. П. Христенко не только интересный и опытный художник, но и педагог с большим педагогическим стажем, много сделавший для воспитания молодежи.
Тем более ценной и значительной представляется опыт проведения выставки работ одного из старейших и опытных художников-педагогов Н. П. Христенко.
|
Copyright © МАСЛОВКА - художники, картины, биографии, фотографии. Живопись, рисунок, скульптура. 20-й век Все права защищены. Опубликовано: 2007-07-17 (26066 Прочтено) [ Назад ] |
|
|