Сайт художников Верхней Масловки и НП «Национальное художественное наследие «ИЗОФОНД»: maslovka-book@ya.ru тел. +7(925)015-43-120
Масловка мемориальный музей и галереяПубликации: новости и архивКупить. Актуальные преложенияПоиск в помощь коллекционеруФорум

  
Публикации
Пользователь    Сделать запрос Сделать запрос   Написать статью    Войти под другим именем    

26.11.11. Александр Ильин   
Художник Виктор Садков. Возвращенные имена.

AAP-41.jpg Я смотрю на портрет четырехлетней Вероники и в глазах девочки читаю отражение той жертвенной, во истину христианской любви, которая жила в душе ее отца - Виктора Николаевича Садкова, русского живописца недавнего, 20-го века. Художник трагической судьбы, В.Н. Садков, сумел, невзирая на испытания, донести людям то главное откровение, которым наградило его небо - истину красоты, любовь и милосердие к ближнему.
Именно эта любовь, на протяжении всей жизни согревавшая сердце его дочери, в конечном счете возродила из пепла и само его творчество. Вероника Викторовна Садкова отдала часть своей души чтобы воскресить память об отце, передать и его наследие, и его любовь, как эстафету, другим поколениям, еще раз подтверждая упрямую истину - круговорот добра вечен.

Виктор Николаевич Садков - родился в 1903 г. в Москве в семье литографа.
Биографические данные о его жизни и творчестве весьма скупы. До 1918 г. учился на общеобразовательном отделении московского Училища живописи, ваяния и зодчества у художников Милорадовича, Клодта, Алексея Корина, Бакшеева; с 1918 г. по 1920 г. - в Государственных художественных мастерских у Константина. Коровина и Михаила Шемякина; 1922 - 1927 гг. - Вхутемас-Вхутеин в мастерской И.И. Машкова, одного из наиболее значительных живописцев круга «Бубнового валета».

Свой творческий путь В.Н. Садков начал с 1926 г. , будучи членом сначала общества «Бытие», затем «Крыло», «ОМХ» - организаций, имевших в своем руководстве таких замечательных живописцев, как П.П. Кончаловский, И.Э. Грабарь, С.В. Герасимов, А.В. Куприн, А.В. Лентулов, И.И. Машков, А.А. Осмеркин.

А дальше были выставки:
1928 - 1929 гг. - «К 10-летнему юбилею Великой Октябрьской революцни»; «Художники РСФСР эа 15 лет»; Юбилейная выставка в Москве и Ленинграде.
1929 г. - выставка «Дети в искусстве».
1930 г. - 2-я передвижная выставка.
1931 г. - передвижная выставка.
1935 г. - выставки: "Весенняя Московских живописцев"; "Урало-Кузбасс".
1937 г. - персональная выставка.
1938 г. - выставки: «Индустрия социализма»; Художников-контрактантов Московского Товарищества художников; шестая Союза московских художников.
1939 г. - выставки: Советских художников (Кисловодск); Московских и ленинградских художников (Дальний Восток); «Пищевая индустрия».
1940 г. - 7-я выставка Московского Союза художников.

Личная жизнь тоже складывалась удачно.
Как рассказывает Татьяна Васильевна Хвостенко, художник и реставратор - очевидец событий тех лет - "... Садков Виктор жил на Масловке в доме №8 на первом этаже, в коммунальной квартире. Соседями были М.А. Кузнецов-Волжский, Толкач, А.И. Морозов.
Садков занимал просторную комнату вместе со своей красавицей-женой Галей, лицо которой напоминало типаж Греза, и дочкой Верокой, похожей на мать. Семья дружила с А.Морозовым, Давидом Нюренбергом, Татлиным и Толкачем..."

Все эти годы Садков активно работает, участвует в многочисленных выставках, ездит в творческие командировки в составе популярных тогда творческих бригад; назначается при этом бригадиром - то есть признается авторитетом среди равных. 

Наступает военное время. В 1941-ом Садкова назначают ответственным за эвакуацию семей художников Масловки.
Вот любопытное свидетельство об этом периоде - почтовая карточка, присланная Садкову из зоны эвакуации известным художником и функционером МОСХа, Федором Богородским: 

"27/Х 41. Дорогой Виктор Николаевич.
Мы в полном благополучии, здоровы и готовимся к зимовке. Скучаем о Москве и беспокоимся за Вас. Я собираюсь в Москву - вероятно увидимся! Багаж наш прибыл в сохранности и мы этому очень рады.
Что нового в Москве? Кто из художников уехал и кто по-прежнему на Масловке? Вероятно обстановка изменилась основательно и не напоминает нашу деревенскую тишину!.."

Все первые годы войны вплоть до 1943 г. Садков работает и живет в Москве. Последние выставки 1942 г. - "Пейзаж нашей Родины"; Всесоюзная выставка "Великая Отечественная война"; весенняя МОСХ.

И вдруг, осенью 43-го, неожиданный арест... 2-го ноября 1944 г. решением Особого Совещания Садков Виктор Николаевич осужден по ст. 58 пункт 10 часть 2-я УК РСФСР... Этапом направлен в исправительно-трудовую колонию города Вологды.

Вот она 58-я, пункт 10: «Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений (ст. ст. 58-2 -- 58-9 настоящего Кодекса), а равно распространение или изготовление или хранение литературы того же содержания при массовых волнениях или с использованием религиозных или национальных предрассудков масс, или в военной обстановке, или в местностях, объявленных на военном положении…»

Как же так случилось-получилось, что известный, уважаемый коллегами и руководством МОСХ художник Садков, которому еще совсем недавно Партия доверила эвакуацию из Москвы семей художников Масловки, который накануне, в 1942-ом, участвовал во Всесоюзной выставке «Великая Отечественная война», работы которого экспонировали музеи Москвы, Ленинграда, Свердловска, Ашхабада, Куйбышева и других городов Советского Союза, стал вдруг, в одночасье, призывать к «свержению, подрыву или ослаблению»…, к «совершению отдельных контрреволюционных преступлений»?..
Исчерпывающий ответ на этот вопрос был дан только 10 лет спустя: В.Н. Садков полностью реабилитирован, возвращен в Москву, восстановлен во всех правах (в том числе в МОСХе)... 10 лет жизни!.. Или - ИЗ жизни? И только ли десять?..

Вот как описывал атмосферу тех беспощадных лет очевидец, работник лазарета И.Т.Л.:
«В 1946 году стали прибывать партиями бывшие воины Советской Армии, побывавшие в окружениях или по разным мотивам признанных органами НКВД вредными элементами. Были среди них рядовые, младший, средний комсостав и даже два полковника - командиры дивизий. У большинства имелись медали, ордена за боевые действия.
С этапами прибывали также врачи и фельдшера. Среди них были хирурги Власов, Сендецкий, терапевты Сухоруков, Иноятов, фельдшера Миков, Румянцев. Судьба каждого из них целая история, эпопея жизни.
В одном из бараков оборудовали следственный кабинет. По мере следствия некоторых увозили, но большинство оставалось на месте. Им объявлялась статья Уголовного кодекса, как правило, 58 пункт 10 и срок от 5 до 10 лет»…

В письме супруге Садков пишет: "Ты писала, что приедешь, когда я устроюсь основательно... Ну так вот я теперь жду тебя по адресу г. Вологда, Советский проспект 55 ИТК-1 (Исправительно-трудовая колония №1).
Почтовый адрес тот же "Вологда, п/я 256/2". В этой колонии я оставлен на работу художником, отношение ко мне очень хорошее и я полон желания его оправдать и укрепить".

Наверное не случайно, когда говорят о профессии «художник», часто добавляют – свободный. Можно ли в полной мере называть творчеством десятилетнюю «службу» лагерным живописцем? Не будем категоричны. Для художника творчество это единственный способ "естественного" существования, это главный смысл его жизни, а порой это способ выжить в трудной, гибельной среде. Садкову, как ни цинично это звучит, в сравнении с другими, повезло. Он мог работать, мог творить, мог передавать свои ощущения, свои переживания другим людям. Это спасало личность.

"Очень прошу выслать: пальто, кепку, носки, брюки погрубее, и, главное, - краски масляные: белила, красные краплак и киноварь или что-нибудь подобное. Кисти беличьи ученические, самые дешевые несколько штук, кисти щетинные от 6 до 12 номеров, лаку 2 флакона, бумаги п/ватман. Бронзу золотую - 1 кг.".

И так, в конце каждого письма на "большую землю" - просьба прислать краски, кисти, холст, бумагу...

"Дорогая моя, ты права относительно последней передачи, в руках у меня оказался жалкий набор акварельных красок, штук семь засохших кистей и несколько карандашей, и с этим немудрящим инвентарем я здесь в колонии делаю портрет, своей композиции, маршала Сов. Союза Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина."

Да, видимо это была целая наука - правильно писать личные письма, вовремя посылая деликатные сигналы лагерному начальству не разорять, так нужный для создания портрета Главнокомандующего, инвентарь. Переборщишь - "волчий билет" и двуручная пила на лесоповале.

Но были и срывы:

"Я взвесил свое положение, оно неважное, а материально просто отчаянное; я тебе уже писал, что у меня - ни постели, ни белья, ни денег, и что когда есть хлеб, я себя считаю счастливым."

"Видимо эти 2 года достанутся очень тяжело, тем более, что никогда за все последнее время я не чувствовал такой потребности творческой работы и такого острого ощущения разлуки. Досадно и тяжело чувствовать какое огромное количество энергии и здоровья тратится безо всякой пользы для семьи и искусства."

Тоска по свободе, по дому десятикратно усиливалась разлукой с дочерью, которую он вынужден был покинуть в таком юном возрасте. Эта неуходящая тоска и безысходность ломали волю, и уже какое-то философское смирение поселялось в его сердце, помогало спасти рассудок.

"Верокочка, родная моя! - пишет Садков как бы уже из другого невозвратного мира.- Я очень скучаю по тебе и беспокоюсь, зная, что ты больна. Хочу видеть тебя здоровой и сильной, поэтому все, что говорят тебе мама и бабушка - выполняй и будь послушной. Целую тебя, моя любимая девочка...".

Освобождение пришло так же неожиданно, как и начиналась неволя. Умер "отец народов", пришел другой, но уже со своими причудами. Стране надо было приноравливаться...
Но многое в судьбах людей, в самой духовной общественной среде начиная с 37-го сместилось необратимо. Беспощадная селекция душ вырастила "генофонд" осторожности, животного страха и паралича воли. Формальная реабилитация Садкова в реальной жизни оказывалась действительно "формальной". Чиновники от искусства, совсем недавно пережившие сороковые, стали чутки и разборчивы в контактах.

Для Садкова все оказывалось не так знакомо и по-старому привычно, как вспоминалось ночами в колонии. Он был уже не молод, он повидал в колонии, может быть, слишком много для чувствительного художника. Он стал другим.

К тому времени семья была разрушена долгой разлукой. Он уже никогда больше не появится на Верхней Масловке…

С новой женой Надеждой (тоже побывавшей в ссылке) он поселяется в комнате на Фрунзенской набережной, здесь же рождается его вторая дочь Ольга.
Запуганные прошлым и сломленные страхом, они вели тихий, осторожный образ жизни. И хотя ситуация постепенно менялась, они навсегда остались такими. (Дочь Ольга рассказывала, что играя ребенком, она случайно порезала ножницами портрет вождя в какой-то книжке. Родители тут же строго-настрого запретили ей рассказывать об этом кому бы то ни было).

Садков работает теперь в мастерской на Тверской улице, особо не замечаемый шумной искусствоведческой братией. Только через десять лет (в 1963 г.) он вновь принял участие в крупной выставке - "ХХХ лет МОСХ".
Поражаешься удивительной настойчивости Садкова в следовании выбранной профессиональной стезе. В 1967 г. в Москве, в Центральном Доме работников искусств СССР (ЦДРИ), все-таки состоялась его персональная выставка. Последняя.
На выставке были представлены 70 живописных работ 1960-1966 г.г. и 25 графических работ того же периода. Выставка посвящалась сорокалетию творческой деятельности Виктора Николаевича: скромный каталог, осторожная вступительная статья В. Лобанова...

Выставкой этой, к организации которой Садков приложил так много собственных сил, он делает последнюю попытку пробить брешь в глухой стене отчуждения, отречения от одного из "сидевших". Но маховик официального забвения неумолимо делает свое дело. Альбомы его не переиздаются, исчезают из библиотек; работы прячутся подальше в запасники музеев.

Остаток жизни Садков прожил в Доме художников на улице Жолтовского. Работал мало, практически все время посвящая уходу за больной женой и маленькой дочерью .
Умер В.Н. Садков 2 апреля 1976 г. после тяжелой, быстротекущей болезни, но успел сделать для семьи все, что только мог сделать.

Что же сейчас, по прошествии более полувека от апогея его творческой миссии и начала мытарств, сохранилось на его родине, в кладовой национального художественного наследия России? Увы, ни-че-го. Буквально - один архивный каталог с перечнем работ персональной выставки 1967 г.. Ни одного альбома в библиотеках, ни одной картины в музеях. Все то малое, что осталось сохраняется исключительно его потомками, и, к сожалению, уже не в России.

Да, во истину неисчерпаемы богатства твои, и неистребимы таланты твои, Родина! На весь мир хватит и для себя чуть останется... А если в угаре какие таланты и помнём, так, как говорится, "бабы новых народят".
Что-то уже не верится, кого в России народят, и, главное, чьи бабы...

На фотографии внизу однокурсники Вхутемаса (примерно 1925 г.). В среднем ряду третий справа Витя Садков, рядом (с галстуком) неразлучный товарищ, Костя Вялов.









































Вглядитесь в лица этих юношей начала 20-ых - голодных и холодных годов. Жесткие скулы, уставшие плечи... и, в то же время, глаза - задумчивые и мечтательные, полные надежды и предвкушения общественного признания, славы, яркой, замечательной жизни. Каждого поведет его судьба. Что же им удалось, и чему уже не сбыться?.. Про каждого из них мы что-то знаем и не знаем... и уже не узнаем никогда.

Александр Ильин


Вернуться в раздел "Публикации"

® При использовании любого материала с данного сайта ссылка на www.moyamaslovka.ru, обязательна.



Абаляев И. М., Абдуллаев А. А., Абегян М. М., Авилов М. И., Агалакова Л. Н., Агафонов Е. А., Адамович М. М., Адливанкин С. Я., Айзенберг Н. Е., Айзенштадт М. Б., Акимов Н. П., Аксельрод М. М., Аладжалов М. Х., Александрова Т. Б., Алешин С. С., Алфеевский В. С., Альтман Н. И., Алякринский П. А., Амосова-Бунак О. Ф., Андерсон В. П., Андреев К. В., Андреев Н. А., Андрианов П. Н., Анненков Ю. П., Антонов С. Н., Аптер Я. Н., Аралов В. Н., Арапов А. А., Арендт А. А., Арендт М. Ю., Арендт Н. Ю., Аринин М. А., Архипов А. Е., Афанасьева Е. А., Афанасьева Н. В., Ашкенази М. М., Бабич-Остовская А. Г., Бабурин М. Ф., Баженова З. В., Бакулина Л. Г., Баранов-Россине В. Д., Барт В. С., Басманов П. И., Бебутова Е. М., Безин И. К., Белаковская В. М., Белкин В. П., Белютин Э. М., Беляев В. П., Белянин Н. Я., Бенуа А. Н., Берггольц Р. А., Берендгоф Г. С., Бехтеев В. Г., Бибиков Г. Н., Билибин И. Я., Бирштейн М. А., Биткин Е. П., Бобровский Г. М., Богаевский К. Ф., Богатов Н. А., Богородский Ф. С., Браговский Э. Г., Браз О. Э., Брей А. А., Бродская Л. И., Бродский И. И., Бромирский П. И., Бруни Л. А., Бруни Т.Г., Брускетти-Митрохина А. Я., Бубнов А. П., Бубнов В. А., Бубнова В. Д., Будо П. В., Буланкин В. С., Бурыкин А. К., Бушинский С. Н., Бушмелев Г. Н., Быховский А. Я., Васнецов А. М., Васнецов В. М., Васнецов Ю. А., Ватагин В. А., Ведерников А. С., Ведерников Б. А., Вейсберг В. Г., Вепринцева С. Г., Верейский Г. С., Визин Э. П., Викулов Ф. В., Вильямс П. В., Виноградов С. А., Владимирский Б. Е., Володин М. Ф., Вроблевский К. Х., Вялов К. А., Гайдукевич М. З., Гапоненко Т. Г., Гейденрейх Р. Э., Герасимов С. В., Гильдебрандт О. Н., Гиневский А. О., Глебова Т. Н., Годлевский И. И., Головин А. Я., Голополосов Б. А., Голубкина А. С., Голубятников П. К., Гончаров А. Д., Гольц Г. П., Гордон Г. М., Горелов Г. Н., Горлов Н. Н., Горский А. П., Горшман М. Х., Горюшкин-Сорокопудов И. С., Грабарь И. Э., Гранавцева М. С., Греков М. Б., Гремитских В. Г., Григорьев А. И., Григорьев Б. Д., Григорьев В. И., Гринберг В. А., Грицай А. М., Грубе А. В., Грубе Н. А., Губин В. И., Гудиашвили Л., Гуревич М. Л., Гусятинский А. М., Девинов-Нюренберг Д. М., Дейнека А. А., Делла-Вос-Кардовская О. Л., Дмитриев В. В., Добролюбов В. П., Добролюбов П. В., Добужинский М. В., Домогацкий В. Н., Досекин Н. В., Древин А. Д., Дрезнина В. А., Дрючин Н. И., Дудник С. И., Духина В. В., Егоров Е. В., Егорова М. А., Емельянов Н. Д., Ермолаев Б. Н., Ермолаева В. М., Ефанов В. П., Ефимов И. С., Загоскин Д. Е., Зайцев Н. Е., Зверев А. Т., Зельдович Е. Н., Земенков Б. С., Зернова Е. С., Зоммер Р. К., Иванов А. Т., Иванов В. И., Иванов Г. И., Иванов П. В., Иванова А. Н., Иванова М. В., Ивановский И. В., Игумнов А. И., Игумнов С. Д., Идельсон Р. В., Ильин Е. В., Иогансон Б. В., Истомин К. Н., Ишмаметов Э. Д., Казенин Л. А., Калинин В. Г., Калмаков Н. К., Калмыков С. И., Каневский А. М., Капитанова Ю. Г., Каплан А. Л., Каптерев В. В., Карнеев М. Д., Касаткин Н. А., Кацман Е. А., Кашина Н. В., Кашина-Памятных Н. В., Кашкин В. И., Кибальников А. П., Кибардин Г. В., Кибрик Е. А., Кизевальтер В. С., Киплик Д. И., Кириллов С. А., Китайка К. Д., Кичигин М. А., Кишиневский С. Я., Классон Е. Р., Клюн И. В., Кожевникова-Котова З. А., Козлов А. Н., Козлинский В. И., Козочкин Н. С., Кокорева Е. Я., Кокорекин А. А., Колесников И. Ф., Кольцова-Бычкова А. Г., Коляда С. А., Комарденков В. П., Конашевич В. М., Коненков С. Т., Коновалов В. Я., Константинова Л. Ю., Кончаловский П. П., Комаровский В. А., Коржев Г. М., Корин А. М., Коробов А. А., Коровин К. А., Коротеев В. А., Костанди К. К., Костров Н. И., Костюхин Г. В., Костяницын В. Н., Котов П. И., Кравцов А. А., Крайц П. Б., Краснопевцев Д. М., Крашенинников А. В., Кропивницкая В. Е., Кропивницкий Е. Л., Кропивницкий Л. Е., Кругликова Е. С., Крутов Н. П., Крымов Н. П., Кудряшов О. А., Кузнецов П. В., Кузнецов-Волжский М. А., Кузнецов М. И., Кузнецова А. В., Кузнецова А. Д., Кузнецова-Кичигина В. Е., Кугач Ю. П., Куклинский С. И., Кулагин А. А., Кулешов И. Д., Купервассер Т. И., Купреянов Н. Н., Купцов В. В., Куренной А. А., Кустодиев Б. М., Лабас А. А., Лаков Н. А., Лансере Е. Е., Лапин Л. П., Лаптев А. М., Лапшин Н. Ф., Лебедев В. В., Лебедева С. Д., Лебедева Т. А., Леванидов В. И., Левина-Розенгольц Е. П., Лентулов А. В., Лехт Ф. К., Либерман З. Р., Лизак И. Л., Лисицкий Э., Литвиненко Л. А., Лобанов А. В., Лозовой Н. Г., Лопатина В. В., Лопатников Д. Н., Лузгин П. В., Лукомский И. А., Луппов С. М., Лысенко А. Г., Лысенко А. С., Лысенко Л. А., Львов Е. А., Львов П. И., Маврина Т. А., Маковский А. В., Максимов К. М., Малеина Е. А., Марченко Т. М., Мастеркова Л. Я., Масютин В. Н., Матвеев А. Т., Машков И. И., Мельников Г. Я., Мидлер В. М., Мигаев В. Ф., Милютина В. В., Митрохин Д. И., Митурич П. В., Михеев Ф. М., Мограчев С. З., Молчанов К. М., Морозов А. И., Морозов К. Ф., Мотовилов Г. И., Мочальский Д. К., Муравин Л. Д., Мухин С. Г., Мухина В. И., Набокова В. И., Назаренко Т. Г., Назаревская Г. А., Накаряков А. К., Недбайло М. И., Немухин В. Н., Нерода Г. В., Нестеров М. В., Нечитайло В. К., Нивинский И. И., Николас Папулис, Никонов Н. М., Никритин С. Б., Нисс-Гольдман Н. И., Нисский Г. Г., Новиков А. Н., Новиков М. В., Новиков Н. Ф., Ногаевская Е. В., Носов А. Ф., Нюренберг А. М., Окороков Б. В., Окс Е. Б., Орановский Е. В., Орехова В. А., Орлова В. А., Осмеркин А. А., Осолодков П. А., Остроумова-Лебедева А. П., Павловский С. А., Павлычев В. И., Падалицын Н. И., Пакулин В. В., Папикян А. С., Папикян К. А., Пахомов А. Ф., Петрицкий А. Г., Перуцкий М. С., Петренко П. А., Петров А. В., Петров Б. Л., Петров-Водкин К. С., Петровичев П. И., Пименов Ю. И., Пластов А. А., Платунова А. Г., Плотнов А. И., Подковыров А. Ф., Покаржевский П. Д., Полищук Ф. И., Поляков И. А., Поманский А. А., Попкова И. В., Попов И. А., Попов Н. Н., Потапова О. А., Почиталов В. В., Пророков Б. И., Рабинович И. М., Радаков А. А., Радимов П. А., Радлов Н. Э., Радоман И. В., Райская М. И., Раубе-Горчилина М. В., Решетников Ф. П., Родченко А. М., Ромадин М. Н., Ромадин Н. М., Рубинский И. П., Рубинский П. И., Рубинштейн Д. И., Рудаков К. И., Рыбченков Б. Ф., Рылов А. А., Ряжский Г. Г., Савинов А. И., Савченкова М. В., Садков В. Н., Самокиш Н. С., Самохвалов А. Н., Сарьян М. С., Сварог В. С., Свешников Б. П., Сергеева Н. А., Сидур В. А., Синезубов Н. В., Слепышев А. С., Соколов М. К., Соколов-Скаля П. П., Соколова Т. М., Соломин Н. К., Сорокин И. В., Сотников А. Г., Софронова А. Ф., Стекольщиков А. В., Стекольщиков В. К., Степанов А. С., Степанова В. Ф., Стерлигов В. В., Стожаров В. Ф., Судаков П. Ф., Суханов А. Ф., Тавасиев С. Д., Татлин В. Е., Тегин Д. К., Тенета В. А., Терещенко В. С., Терещенко Н. И., Тимошенко Л. Я., Турецкий Б. З., Тутунов А. А., Тырса Н. А., Тышлер А. Г., Удальцова Н. А., Успенский А.А., Уткин П. С., Фаворский В. А., Фалилеев В. Д., Фальк Р. Р., Федотов В., Филонов П. Н., Финогенов К. И., Финогенова М. К., Френц Р. Р., Харьковский А. М., Хвостенко В. В., Ходасевич В. М., Цейтлин Г. И., Цириготи Н. Г., Цыплаков В. Г., Цыплаков-Таежный Г. В., Чашников И. Д., Чернышев Н. М., Чернышова Е. Н., Чуйков И. С., Чуйков С. А., Чулович М. В., Шагал М. З., Шварцман М. М., Шевченко А. В., Шегаль Г. М., Шелов В. Б., Щеглов Е. Б., Шелковский И. С., Шмаринов Д. А., Шмаров П. Д., Шполянский Г. П., Штеренберг Д. П., Шурпин С. Ф., Шурпин Ф. С., Шурпина-Браун Л. С., Щекотов Н. М., Щербиновский Д. А., Эберлинг А. Р., Экстер А. А., Эндер Б. В., Эрьзя С. Д., Эфрос Г. Г., Юон К. Ф., Юрлов В. И., Яковлев А. А., Яковлев Б. Н. , Яковлев В. Н., Якулов Г. Б., Янкилевский В. Б.



Сайт Масловка – это виртуальный музей с картинами и биографиями художников советского времени. В данном разделе представлено советское искусство – живопись, рисунок и акварели ( графика ), скульптура, гравюра, книжная иллюстрация, плакат, статьи о художниках, биография и фотоархив художников советского периода, чьи картины ( пейзажи, натюрморты, портреты ) экспонирует Третьяковская галерея, каждый региональный музей и галереи в РФ, собравшие в советский период и хранящие памятники советского творчества – романтический и социалистический реализм, как часть истории культуры страны. Скульпторы, графики, живописцы … - любого из представленных на сайте художников, будь то пейзажист, портретист, анималист, маринист, карикатурист или баталист, объединяет классическая художественная школа . Прежде чем приступать к картине они учились рисовать, осваивали эскиз и этюды, изучали репродукции великих мастеров. Их художественные произведения – романтические, традиционный русский реализм, символические или агитационные - это огромное многожанровое культурное наследие, и каждый жанр это классика по уровню исполнения. Советская живопись и в целом изобразительное искусство - это и школа, и биография, и история, и культура нашего недавнего времени.

Открытие страницы: 0.212 секунды